Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 309.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации20.05.2014
Размер309.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Цель дисциплины: познакомить студентов с концептуальными основами современного подхода к обучению языку, и, прежде всего, коммуникативно-деятельностной системы обучения языку.

Задачи дисциплины:

  1. характеристика методологических подходов и принципов формирования речи дошкольников;

  2. знакомство студентов с условиями развития речи в дошкольных учреждениях коррекционного вида;

  3. раскрытие задач, содержания, методов и приемов работы над речью в разных возрастных группах;

  4. формирование умения планировать занятия по развитию речи с учетом современных требований;

  5. знакомство студентов с принципами анализа научной и методической литературы.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий вид профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: работа по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к развитию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • методологические основы методики развития речи детей с нарушениями слуха;

  • требования к использованию разных форм речи (устной, письменной, дактильной);

  • методы и приемы развития речи в разных возрастных группах, творчески использовать их;

  • научную и методическую литературу по вопросам развития речи детей с нарушениями слуха;

уметь:

  • охарактеризовать состояние речи дошкольников с недостатками слуха;

  • организовать совместную работу по развитию речи детей с воспитателями и родителями;

  • организовать работу по развитию речи в связи с разными видами детской деятельности (игрой, рисованием, конструированием, трудом и др.);

  • реализовать индивидуальный подход к детям с различным состоянием слуха и речи;

  • работать и аргументировать индивидуальную программу развития речи глухих и слабослышащих детей со сложными недостатками в развитии;

  • планировать работу по развитию речи в разных возрастных группах, оказывать помощь воспитателям и родителям в планировании работы по развитию речи;

владеть:

  • методами изучения речи глухих и слабослышащих дошкольников;

  • методикой организации занятий по развитию речи в дошкольных учреждениях для глухих и для слабослышащих детей.

  • специальными методическими приемами и средствами обучения, для того, чтобы правильно начать работу по формированию словесной речи неслышаших дошкольников;

  • уметь оценить исходный уровень речевого развития, его темпы и результаты на каждом возрастном этапе;

  • разумно сочетать работу над речью с развитием и воспитанием глухого ребенка, как гармонически развитой личности.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Практическое ознакомление с организацией сурдологической работы в детском саду.

-Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-сурдопедагога».

-Представить режим дня группы для детей с нарушением слуха и примерную сетку занятий на неделю- (по результатам посещения ДОУ)

6

«Круглый стол»


2.

Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в группах для детей с нарушением слуха по формированию лексико-грамматических категорий.

- сделать анализ занятий


6

«Круглый стол»

3.

Знакомство с документацией, предметно-развивающей средой и оборудованием группы для детей с нарушением слуха.

-Составить схему видов документов, определяющих деятельность воспитателя в ДОУ,

-Разработать проект группы для детей с нарушением слуха.

4

защита созданных проектов на ПР

4.

Изучить формы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьей.

-Разработать консультацию для родителей по теме « Характеристика речевого развития детей с нарушением слуха»;

-Разработать план родительского собрания по теме « Роль семьи в воспитании неслышащего малыша»

6

«Круглый стол»

5.

Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя

-Подобрать примеры общего и различного в работе сурдопедагога и воспитателя, проводимой по одной лексической теме;

- Проанализировать тетрадь взаимосвязи воспитателя и сурдопедагога.

4

выполнение тестов

ИТОГО

26





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическая работа 1.

Тема: Научные основы методики развития речи.

План:


  1. Предмет, объект, задачи методики.

  2. Характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

  3. Исторический экскурс в обучение глухих и слабослышащих.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте три системы обучения глухих и слабослышащих: «мимическая система», «чистый устный метод», «комбинированная система».

  2. Каковы тенденции в развитии современных научных взглядов на проблему речевого развития при нарушенном слухе?

  3. Докажите, что проблема речи является центральной в историческом развитии сурдопедагогики.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Сделать конспект статьи Носкова Л.П. Развитие языковой способности у дошкольников с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №2.

  2. Сделать конспект статьи Носкова Л.П. Приобщение глухих дошкольников к усвоению системного устройства языка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №6.


Литература

(основная и дополнительная)

1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей /Под ред. Л.М. Быковой.- М.,1991.

3. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих.- М.,1973.
Практическая работа 2.

Тема: Принципы системы обучения языку.

План:


  1. Система общедидактических принципов.

  2. Специфические принципы в работе с дошкольниками, имеющих нарушения слуха.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить сравнительную таблицу общедидактических и специальных принципов.


Литература:

(основная и дополнительная)

1.Вопросы формирования аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой.- М.,1982.

2. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т.- М., 1982.-Тт .1,5.

3. .Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.


Практическая работа 3.

Тема: Формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха.
План:

  1. Понятие о речи, языке.

  2. Функции, виды речи.

  3. Формы словесной речи.

  4. Этапы специального обучения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте анализ используемых в обучении разных форм словесной речи.

  2. Что характерно для каждого этапа специального обучения детей с нарушением слуха.


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить схему по формам словесной речи.

2. Сделать конспект статьи Носкова Л.П. Приобщение глухих дошкольников к усвоению системного устройства языка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №6.
Литература.

(основная и дополнительная)

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Под ред. Л.М. Быковой.-М.,1991.

3. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих.- М.,1973.

Практическая работа 4,5,6.

Тема: Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха на разных возрастных этапах.
План:

  1. Развитие речи в быту.

  2. Речевое развитие детей в игровой и изобразительной деятельности.

  3. Речевое развитие детей в конструктивной и музыкальной деятельности.

  4. Особенности организации и содержания занятий по развитию речи.

  5. Тематика занятий и отбор речевого материала.

  6. Дидактические приемы.

  7. Требования к дидактическому материалу.

  8. Содержание и методы развития речи детей среднего дошкольного возраста.

  9. Особенности работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

  10. Обучение письму детей старшего дошкольного возраста.



Задания для самостоятельной работы.


  1. Составить конспект статьи Шаповал И.А. Овладение письменной речью слабослышащими школьниками. // Дефектология.- 2000.- №2.- с. 22-27.

  2. Подготовить сообщение по статье Терьянова Л.Н. , Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе. //Дефектология.-2001.- №2.- с.65-69.

  3. Проанализировать разделы по развитию речи специальных программ воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

  4. Подготовить дидактический материал к играм для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

  5. Составить библиографию по теме занятия.


Литература.

(основная и дополнительная)

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха./Под ред . Л.А. Головчиц.- М.,2003.

3 Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих.- М.,1987.

4 Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать.- Смоленск,1999.

5 Программы: Воспитание и обучение глухих детей школьного возраста. - М., 1991; Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.- М.,1991.

Практическая работа 7.

Тема: Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите варианты семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом.

  2. Каково содержание и методические приемы развития речи плохослышащих детей раннего возраста в семье?

  3. Определите основные направления работы по развитию речи детей младенческого возраста с нарушениями слуха в семье.



Литература:

(основная и дополнительная)

  1. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни.- Иваново,1996.

  2. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье.- М.,1991

  3. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. –М.,2004.

  4. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит.-М.,1995.


Практическая работа 8

Тема: Планирование работы по развитию речи.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Цели и задачи планирования материала по развитию речи

    2. Типы планов

    3. Перспективный план и его структура

    4. Требования к ежедневному планированию

    5. Структура ежедневных планов занятий по развитию речи


Литература:

(основная и дополнительная)
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха./Под ред . Л.А. Головчиц.- М.,2003.

3 Носкова Л.П. Обучен6ие языку в дошкольных группах школ глухих.- М.,1987.

4 Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать.- Смоленск,1999.

5 Программы: Воспитание и обучение глухих детей школьного возраста. - М., 1991; Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.- М.,1991.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная
1. Багрова И. Г.Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова. - М. : Просвещение, 1990. - 127 с.

2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология . - М. : Академия, 2002. - 224 с.

3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. – 125 с.

5. Власова Т. М. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 240 с.

6. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб. : КАРО, 2006. – 496 с.

7. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб.пособие для студ.вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 302 с.

8. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни : Сост.Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - М. : Полиграф сервис, 2001. - 158 с.

9. Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык. - М. : Академия, 2002. - 120 с.

10. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ.вузов - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с.

11. Зыкова Т. С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей : учеб. пособие для студ. вузов, - М. : Академия, 2002. - 176 с.

12. Зыкова Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида : пособие для учителя - М. : ВЛАДОС, 2003. - 200 с.

13. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста - СПб. : КАРО, 2005. - 288 с.

14. Красильникова, О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. вузов, - М. : Академия, 2005. - 272 с.

15. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М: ВЛАДОС, 2003. -192 с.

16. Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. вузов, - М. : ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

17. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для студ. пед.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

18. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

19. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. Т. В. Розановой; НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 174 с.

20. Развитие устной речи у глухих школьников: метод.пособие; авт.-сост. Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

21. Речицкая Е. Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе : учеб. пособие для студ. Вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

22. Речицкая Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: - М.: ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

23. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой . - М. : ВЛАДОС, 2004. - 655 с.

24. Сухова, В. Б. Обучение математике в 5-8 классах школ для глухих и слабослышащих детей. - М.: Академия, 2002. - 206 с.

25. Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха : учеб. пособие для студ. Вузов.; под ред. Б.П. Пузанова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск