Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 494.89 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации22.05.2014
Размер494.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №24»

Энгельсского муниципального района

___________________ /Иванчук С.Н./

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №24»

Энгельсского муниципального района

_______________ /Л.Е. Диамент/

Приказ №_______от____________2013г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Литература»

для обучающихся 8 «Б» класса МБОУ «СОШ №24»

Энгельсского муниципального района

на 2013-2014 учебный год


Составитель:

Половая Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории


Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» создана для обучающихся 8 классов общеобразовательной школы на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский и др./ Под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом и выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа состоит из 8 основных разделов:

  1. Введение.

  2. Устное народное творчество.

  3. Древнерусская литература.

  4. Литература XVIII века.

  5. Литература XIX века.

  6. Литература XX века.

  7. Литература народов России.

  8. Зарубежная литература.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Сроки реализации программы – 1 год.

В VIII классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Режим занятий осуществляется в соответствии с расписанием учебного плана.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера­турных и общекультурных ассоциаций

Учебный предмет «Литература» опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;


Задачи:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;

  • проектно-исследовательская.


Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • урок-зачет;

  • семинар;

  • урок-викторина.


Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный),

  • выразительное чтение,

  • разверну­тый ответ на вопрос,

  • анализ эпизода,

  • комментирование,

  • характеристика литературного героя,

  • итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, прове­ряющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

После изучения курса «Литература. 8 класс» ученик должен обладать следующими компетенциями:

  • коммуникативная;

  • автономизационная;

  • социальная;

  • культуроведческая.

Ученик должен знать теорию литературы, уметь выразительно читать, выразительно читать эпические произведения за героя и за автора, определять тональность повествования, использовать различные формы пересказа, создавать творческие работы, отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Система оценки достижений обучающихся, а также инструментарий для оценивания результатов представлены в приложениях № 1- 3.

Учебно-тематический план


п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во час

Виды деятель-ности и формы

Вид занятий

Формы и методы контроля




Раздел I. Введение. (1час)




1.1

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

Теория

Беседа

Тезисы лекции, план статьи учебника, пересказ по плану




Раздел II. Устное народное творчество. (3 часа)




2.1

Лирические песни, исторические песни, частушки. Особенности художественной формы фольклора.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Наизусть, найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях




3.2

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Теория

Беседа

Выразительное чтение




Раздел III. Древнерусская литература. (2 часа)




4.1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Бранные подвиги Александра Невского.

1

Практика

Рассказ учителя. Беседа

Найти в тексте традиционные мотивы и эпизоды, характерные для воинской повести




5.2


Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1

Практика

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение.




Раздел IV. Русская литература XVIII века. (3 часа)




6.1

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопрос: почему для Пушкина Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин»?




7.2

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа драматического произведения.

1

Практика

Беседа

Ответить на вопросы: почему произведение можно назвать комедией характеров? В чем секрет вечно живой комедии?




8.3

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».

1

Практика

Урок развития речи

Работа с черновым вариантом сочинения. Домашнее сочинение




Раздел V. Русская литература XIX века. (33 часа)




И.А.Крылов. (2 часа)




9.1

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Мораль басен




10.2



Внеклассное чтение. И.А.Крылов-поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова- журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Практика

Урок внеклассного чтения

Конкурс чтецов




К.Ф. Рылеев. (1 час)







11.1

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака.

1

Практика

Рассказ учителя

Выразительное чтение




А.С. Пушкин (10 часов)




12.1

А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Доказать, что стихотворения сюжетны: в нем отражается жизнь поэта, его судьба




13.2

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

1

Практика

Семинар

Ответить на вопрос: какие проблемы истории интересовали Пушкина?




14.3


А.С.Пушкин «История Пугачева». Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопрос: в чем значение «Истории пугачевского бунта»?




15.4

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопрос: какие проблемы истории интересовали Пушкина?




16.5

Гринев: Жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

Теория.

Беседа. Обучение устному рассказу

Ответить на вопросы: чем можно объяснить, что Пушкин не рисовал Швабрина сплошь черной краской?




17.6

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

1

Теория

Беседа

Ответить на вопросы: что в сценах «Спасение Гриневым Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей» общего и чем они различаются




18.7

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

Практика

Беседа

Создать два портрета Пугачева (один – глазами Гринева, другой глазами Савельича)




19.8

Развитие речи. Классное сочинение по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

Практика

Урок развития речи

Классное сочинение «Береги честь смолоду»




20.9

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопрос: в чем своеобразие соседства «века нынешнего и века минувшего» в повести?




21. 10

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

Практика

Урок контроля

Тестирование




М.Ю.Лермонтов. (4 часа)




22.1

М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.

1

Практика

Рассказ учителя. Семинар

Выразительное чтение




23.2

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы.

1

Теория

Беседа

Составить план поэмы.




24.3

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

1

Практика

Семинар

Составить план характеристики главного героя




25.4

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по

поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».


1

Практика

Урок развития речи

Домашнее сочинение

«В чем для Мцыри смысл жизни?»




Н.В. Гоголь. (7 часов)




26.1

Н.В.Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Практика

Рассказ учителя. Семинар

Конспектирование статьи учебника




27.2

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопрос: почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно




28.3

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

1

Практика

Беседа

Ответить на вопрос: какие общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников?




29.4

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Практика

Семинар

Ответить на вопрос: как вы можете объяснить смысл фамилии Хлестакова?




30.5

Развитие речи. Особенности композиционной структуры комедии. «Роль эпизода в драматическом произведении».

1

Практика

Урок развития речи

Ответить на вопрос: как проявляет себя, по словам автора, «честное, благородное лицо ее»- смех?




31.6

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ

«маленького человека» в литературе.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Сопоставить канцелярский анекдот о бедном чиновнике с повестью




32.7

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Практика

Семинар

Ответить на вопрос: как вы понимаете авторскую позицию Гоголя в «Шинели» -только как просьбу о милосердии или одновременно как выражение резкого протеста?




М.Е. Салтыков-Щедрин. (3 часа)




33.1

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Индивидуальная работа




34.2

Развитие речи. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1

Практика

Урок развития речи

Самостоятельная работа.




35.3

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Практика

Урок контроля

Творческий зачет




Н.С.Лесков (1 час)




36.1

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Составить вопросы по каждой главе, выписать крылатые выражения, поговорки




Л.Н.Толстой. (4 часа)




37.1

Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Мечта о воссоединении дворянства и народа.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопрос: почему рассказ можно назвать рассказом в рассказе?




38.2

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

1

Практика

Семинар

Ответить на вопрос: в чем вы видите источник конфликта Ивана Васильевича окружающей действительностью?




39.3



Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

Практика

Урок внеклассного чтения

Ответить на вопрос: как вы понимаете слова Л.Н.Толстого: Чувство любви к богу и ближним сильно в детстве; в отрочестве чувства эти заглушаются




40.4


Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова.

1

Практика

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение стихотворений




А.П.Чехов. (1 час)




41.1

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

Теория

Рассказ учителя. Беседа

Выявить философский смысл рассказа




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск