Скачать 0.72 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа» с. Усть – Илыч. Утверждаю: Директор МБОУ СОШ с. Усть – Илыч ________________/Н.И.Фильчук/ Приказ №____от « »__________2013г. Рассмотрена на школьном методобъединении учителей русского языка, литературы, коми, немецкого языка и истории Протокол №_________ от «___»____________2013г. рецензенты _______________ _______________ Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 -9 общеобразовательных классов. Срок реализации программы – 2 года Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку (под редакцией М.М. Разумовской, П.А.Леканта) Ждановской Ольгой Владимировной, учителем русского языка и литературы. Усть – Илыч 2013 Пояснительная записка. Рабочая учебная программа составлена в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку» (Программно – методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2001)). Рабочая программа предназначена для работы по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Структура рабочей учебной программы – линейная. Вид образовательной программы – базовая. Рабочая учебная программа рассчитана на 35 учебных недель по БУПу 2004года, в 8 классе – 3 часа в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю. Обоснование выбора УМК. Учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М. ориентирован на общеобразовательную школу и призван обеспечить языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью, усилена речевая направленность на основе изучении фактов и явлений языка. Структура курса: 5 кл. - переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 кл имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; в 8 - 9 кл. предусмотрено освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Учебники: 1. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа. 2011г. 2. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2011г. Пособия для учителя: 1. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М. Разумовской/ сост. О.А. Финтисова. -Волгоград: Учитель, 2009 2. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова/ сост. О.А. Финтисова. -Волгоград: Учитель, 2007. 3. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, П.А. Леканта / сост. О.А. Финтисова. -Волгоград: Учитель, 2012. 4.Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/Сост. Н.В. Егорова.-М.: Вако, 2012. 5. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В. Егорова.-М.: Вако, 2012. Цели и задачи изучения предмета в 8 -9 классах : Главная цель занятий родным языком в 8 – 9 классах речевое и языковое развитие школьников решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материал языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь. Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная – «Простое предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-сематического подхода, предписывающего рассматривать сематические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется сематическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз -предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация – один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. В 8 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. Поскольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения. Особенности работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации. В 9 классе завершается систематический курс русского языка в основной школе. Основная тема курса – сложное предложение. Изучение её сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организуются наблюдения за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусматривается отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определённых стилистических условиях. Кроме этого рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте. Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, уделяется много внимания повторению в начале года и особенно в его конце. Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий - стилей, типов речи, текста. Задачи курса:
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений: 1. Учащиеся должны знать основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил; обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. 2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; • определять стиль и тип текста; • соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в словах смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами. По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты различных стилей и типов речи; подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи); писать сочинения публицистического характера, писать заявление, автобиографию; совершенствовать содержание; находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы; соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет. Содержание учебного материала 8 классе (105 часов) О языке (1 час). Русский язык в семье славянских языков. Речь (17часов). Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства). Композиционные формы: высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке). Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Основные умения Анализ текста. Находить в молодежных газетах репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; находить в тексте репортажа и портретного очерка части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя. Воспроизведение текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты художественного и публицистического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды. Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе). Писать автобиографию. Совершенствование написанного. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (5 ч) (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО) Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение (5 ч) Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Культура речи. Построение словосочетаний со связью управления и согласования. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи. Синтаксис простого предложения ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 ч) Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видо - временных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 ч) Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов. |