Скачать 168.88 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет Менеджмента Кафедра маркетинга фирмы Программа дисциплины «Маркетинг» для направления «Менеджмент» 080500.62 подготовки бакалавра, Автор: к.э.н., доцент Л.С. Латышова, lat17@yandex.ru
I. Пояснительная записка Развитие российской экономики определяет повышенные требования к квалификации менеджеров, перед которыми сегодня стоит задача решения сложных управленческих задач. Одним из важнейших условий подготовки современного менеджера является формирование компетенций в области маркетинга. Маркетинг относится к ключевым направлениям деятельности фирмы. «Маркетинг – это организующая функция и набор процессов для создания, передачи и обеспечения стоимостной ценности для потребителей, а также для управления взаимоотношениями с ними в порядке, приносящем пользу организации и ее заинтересованным лицам» - так определяет современный маркетинг Американская ассоциация маркетинга. Знание маркетинга позволяет решать задачи достижения устойчивого долгосрочного конкурентного положения на рынке за счет обеспечения адаптации фирмы к быстро меняющейся внешней среде, способности корректировать стратегические и тактические решения по формированию комплекса маркетинга и вовлечения в процессы реализации маркетинговых решений всего персонала компании. За годы устойчивого экономического роста в нашей стране сформировался постоянный спрос на профессиональных специалистов по менеджменту и маркетингу. Цель данного курса – дать студентам бакалавриата базовые знания в области теории и практики маркетинга, как современной концепции управления фирмой. Изучение курса должно способствовать формированию маркетингового мышления, необходимого для успешной работы в современном бизнесе. Основными задачами курса являются:
3. Приобретение знаний и навыков для решения типовых задач маркетинга:
Дисциплина «Маркетинг» включена в учебный план, как обязательная дисциплина для студентов 4 курса факультета менеджмента. Основу курса составляют лекционные занятия и семинары, проведение которых предусматривает разбор кейсов, обсуждение бизнес-ситуаций, презентацию результатов работы и оценку выполненных студентами домашних заданий. Все студенты обеспечиваются раздаточными материалами. Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим занятиям, изучение рекомендуемой литературы по вопросам курса, написание реферата по одной из тем, указанных в программе. Курс "Маркетинг " опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин как "Микроэкономика", "Экономика фирмы", «Логистика», "Общий менеджмент» и «Стратегический менеджмент". II. Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник
III. Формы контроля знаний студентов Промежуточный контроль знаний предусматривает оценку работы студентов на семинарах, а также оценку качества выполнения домашнего задания и реферата. Итоговый контроль знаний проводится в форме письменного экзамена (120 мин.). Итоговая оценка знаний определяется с учетом вышеназванных элементов контроля и их весовых коэффициентов:
Указанная шкала формирования итоговой оценки применяется только при наличии положительного результата экзамена. В случае получения студентом неудовлетворительной экзаменационной оценки работа студента оценивается на «неудовлетворительно». IV. Содержание программы Тема 1. Сущность современного маркетинга. Эволюция маркетинга: основные этапы развития и их характеристика. Современные концепции маркетинга. Клиенто-ориентированные компании. Рыночно-ориентированные компании. Комплекс функций маркетинга. Маркетинг в России. Основная литература
Дополнительная литература 1. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 2. Ламбен Ж.Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб: Питер, 2010. 3. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. Серия учебников «Учебник Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова». – М.: Инфра-М, 2005 Тема 2. Сегментация рынка и исследование целевых сегментов как основа для принятия стратегических и тактических маркетинговых решений. Сущность процесса сегментации. Этапы процесса целевого маркетинга. Этап I. Деление рынка на сегменты. Критерии, используемые для сегментации потребительских и деловых рынков. Априорная сегментация. Описательное сегментирование. Сегментирование по потребительским предпочтениям. Поведенческое сегментирование. Психографическое сегментирование. Этап II. Выбор целевого сегмента. Критерии выбора целевых сегментов рынка. Стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг, нишевый маркетинг и индивидуальный маркетинг. Кастомизация товаров и услуг. Этап III. Позиционирование товара (фирмы) на рынке. Стратегии позиционирования. Этап IV. Разработка маркетинговой программы для целевого сегмента рынка. Исследование поведения покупателей на рынке. Сравнительная характеристика поведения потребителей на потребительских (B2C) и промышленных (B2B) рынках. Процессы принятия решения индивидуальным покупателем и закупочным центром. Этапы анализа деятельности конкурентов. Источники информации о конкурентах. Основная литература
Дополнительная литература 1. Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб: Издательство «Питер», 2002. С. 12-258 2. Ламбен Ж.Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб: Питер, 2010. с. 104-158, 199-233 3. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: практическое руководство. – М.: Изд-во «дело и сервис», 2002. С. 16-197 4. Траут Дж. Новое позиционирование. - СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 11-192 5. Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Минайард П.У. Поведение потребителей. - СПб.: Питер Ком, 1999. С. 129-233 6. Dibb S. (1998), Market segmentation: strategies for success, Marketing Intelligence and Planning, 16/7, pp.394-406. 7. Barron, Jennifer; Hollingshead, Jim (2002), Making segmentation work, Marketing Management; Jan/Feb, Vol.11, No.1, pp. 24-28. 8. Coyles, S., Gokey, T.C. (2002), Customer retention is not enough, The McKinsey Quarterly, No.2. Тема 3. Задачи и организация маркетинговых исследований Виды маркетинговых исследований: поисковые, описательные, причинные. Характеристика первичной и вторичной маркетинговой информации. Источники вторичной маркетинговой информации. Содержание программы сбора первичной маркетинговой информации. Характеристика методов сбора первичной маркетинговой информации (наблюдение, эксперимент, опросы). Маркетинговая информационная система (МИС). Основная литература 1. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 19-37, 57-78, 111-124, 138-153,184-200, 235-247 Дополнительная литература 1. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2006. С. 13-40, 44-60, 68-195 2. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. С. 60-89, 11-137, 145-176, 191-221, 226-259, 270-277. 888-908 3. Журналы «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинговые исследования в России и за рубежом», «Практический маркетинг» Тема 4. Товарная политика фирмы Мультиатрибутивная модель товара. Классификация новизны товара. Технология создания нового товара. Основные причины провалов новых товаров на рынке. Ключевые факторы успеха новых товаров на рынке. Ценность товара, удовлетворение потребителей. Управление товарным ассортиментом. Широта, длина и глубина товарного ассортимента. Стратегии относительно товарного ассортимента. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) как основа товарной политики фирмы. Характеристика этапов ЖЦТ. Понятия «товарный знак», «торговая марка», «бренд», «брендинг». Этапы создания бренда. Частные торговые марки. Основная литература
Дополнительная литература 1. Аакер Дэвид А. Создание сильных брендов. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. С. 17-57, 93-135, 173-218
Тема 5. Сбытовая политика фирмы Разработка концепции системы продаж. Влияние маркетинговых стратегий на эффективность системы сбыта. Характеристика способов организации сбытовой деятельности фирмы. Понятие и характеристика каналов распределения. Функции участников канала распределения. Типы посредников. Стратегии сбыта. Факторы, влияющие на выбор структуры каналов распределения. Современные тенденции в организации товаропроводящих сетей. Основная литература 1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.- СПб: Питер Ком, 2006. Гл.14 Дополнительная литература
Тема 6. Коммуникационная политика фирмы Цели коммуникационной политики фирмы. ATL и BTL - коммуникации. Современные тенденции в сфере маркетинговых коммуникаций. Понятие “реклама”. Закон о рекламе РФ. Характеристика BTL коммуникаций. Цели и задачи “паблик рилейшнз”. Основные методы и средства, используемые специалистами по ПР. Мероприятия по стимулированию сбыта, цели их проведения. Мерчандайзинг: коммуникации на месте продаж. Директ маркетинг. Каналы директ маркетинга. Факторы, влияющие на эффективность директ маркетинга. Партизанский, событийный, слуховой, вирусный маркетинг. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 7. Организация маркетингового планирования. Сущность и технология маркетингового планирования. Определение миссии и целей компании. Характеристика факторов макро- и субъектов микросреды фирмы. Инструменты исследования маркетинговой среды: маркетинг-аудит, SWOT-анализ. Цели маркетинга. Характеристика стратегий маркетинга. Формирование маркетингового бюджета. Структура маркетингового плана. Контроль реализации и корректировка маркетингового плана. Показатели результативности деятельности маркетинговых подразделений. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 8. Организация маркетинговой деятельности в компании Традиционные типы структур маркетинговых служб: функциональная, товарная, сегментная (рыночная), географическая. Факторы, влияющие на выбор типов структур. Регламентация деятельности сотрудников маркетинговых служб. Взаимодействие маркетинговой службы и других подразделений компании. Ключевые показатели деятельности маркетинговой службы. Роль внутреннего маркетинга в достижении рыночных целей компании. Современные тенденции в организации маркетинговой деятельности в компании. Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы по маркетингу
V. Рекомендуемые темы рефератов
VI. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы Л.С. Латышова |
Программа дисциплины Территориальный маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент «Маркетинг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Менеджмент и маркетинг в дизайне» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа дисциплины Поведение потребителей для направления 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Поведение потребителя для направления 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 08 Менеджмент и маркетинг... Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Программа дисциплины история и методология маркетинг менеджмента... История и методология маркетинг менеджмента для направления 080200. 68 «Менеджмент» | ||
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Менеджмент,... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление... Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной... | Программа дисциплины Маркетинг для направления 080500. 62 Менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Менеджмент» 080500.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... |