1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента





Скачать 114.69 Kb.
Название1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента
Дата публикации18.03.2015
Размер114.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Маркетинг > Документы
ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация

В исследовательской работе рассматривается концепция внутреннего маркетинга и его анализ на предприятии. Объектом исследования является Эксплуатационное депо Оренбург - Южно-Уральской железной дороги - филиал ОАО «РЖД». Общее количество респондентов – 60 человек.

В первом разделе работы говорится о теоретических аспектах внутреннего маркетинга: понятие, концепция внутреннего маркетинга и лояльность персонала как главная задача внутреннего маркетинга.

Во втором разделе выявлен уровень развития внутреннего маркетинга на примере ОАО «РЖД» с помощью таких методик, как анализ «важность-исполнение» и методика измерения лояльности персонала — Organizational Commitment Questionnaire (OCQ), а также представлены практические рекомендации по его развитию.

Работа выполнена печатным способом на 8 страницах и содержит 4 таблицы, 2 рисунка.
Ключевые слова: внутренний маркетинг, кадровый менеджмент, лояльность персонала, концепция маркетингового управления персоналом.


Введение

Актуальность исследования. Организации в современных условиях все сильнее ощущают необходимость применения современных технологий формирования успешного конкурентоспособного поведения на рынке.

Механизмом, с помощью которого предприятия приобретают способность эффективно реагировать на внешние воздействия экономической среды, адаптировать свои внутренние структуры и аккумулировать дополнительные средства в соответствии с возникающими потребностями, является концепция маркетингового управления персоналом.

Внедрение данной концепции в деятельность предприятий позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, обеспечивая устойчивые конкурентные позиции.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по развитию внутреннего маркетинга.

Объектом исследования является Эксплуатационное депо Оренбург - Южно-Уральской железной дороги - филиал ОАО «РЖД».

Предметом исследования выступают составные элементы внутреннего маркетинга, а также уровень их реализации на предприятии.

При проведении исследования применялись различные методы, включая анализ методической, научной и справочной литературы, табличные и графические методы, а также анализ внутренней документации.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории рыночной экономики, менеджменту, маркетингу. Информационную базу - составили нормативно-справочные, статистические материалы; данные периодической печати, монографическая и другая научная литература. Эмпирической базой являются результаты первичных исследований, включающих анкетирование персонала предприятия.
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента

Маркетинговая деятельность любой организации включает внешний маркетинг, направленный из организации на ее клиентов и реализуемый данной организацией в целом, интерактивный маркетинг и внутренний маркетинг.

Внутренний маркетинг - систематическая оптимизация внутрифирменных процессов средствами маркетингового и кадрового менеджмента, ведущая к превращению маркетинга в философию предприятия благодаря последовательной и одновременной ориентации на клиента и персонал (М. Брун).

Такая трактовка внутреннего маркетинга практически приближает это понятие к управлению персоналом.

Суть внутреннего маркетинга заключается в том, что отношения компании и работников строятся на тех же основаниях, что и клиентов. Компания «предлагает» особый продукт — должность в компании с ее специфическими правами и обязанностями. Работник «покупает» этот продукт, «оплачивая» его своим трудом. Соответственно, ориентация на клиента — основа традиционного понимания маркетинга — дополняется ориентацией на «внутреннего потребителя» — сотрудника.

Сущность внутреннего маркетинга заключается в привлечении, обучении, мотивировании и удержании квалифицированного персонала посредством создания таких рабочих условий, которые удовлетворяли бы нужды персонала.

Внутренний маркетинг – это система взаимоотношений организации и персонала; философия отношения к работникам, как к клиентам (Л. Берри, А. Парасураман).

Английские ученые П. Ахмед и М. Рафик предлагают применять концепцию 7 «Р» для внутреннего рынка:

- Продукт (Product). Самый базовый уровень продукта — это сама работа, предлагаемая работодателем. Однако продукт также включает в себя обучение, развитие и карьерные возможности, предлагаемые компанией.

- Цена (Price) — это совокупность всех издержек, связанных с принятием изменений в организации, применением новых методов работы, и т. д. 

- Продвижение \ Внутренние коммуникации (Promotion) — это использование рекламы, PR инструментов, персональных продаж, презентаций, для информирования работников.

- Место (Place) — собрания, встречи, на которых политика компании, ее цели и задачи доносятся до персонала.

Физические свидетельства (physical evidence) - все документы, объясняющие процедуры, политику, правила работы в компании.

- Процесс (Process) —доведение до сведения работников изменения в продукте, например, как вводятся новые процедуры работы.

- Участники (People) — это те, кто участвует в процессе производства и доставки продукта (менеджмент и HRы) и те, кто получает продукт (работники) и те, кто способен повлиять на восприятие продукта внутренними клиентами (работники, HRы, линейный менеджеры, работники других компаний, кадровые агентства и пр.).

Также главной задачей внутреннего маркетинга является достижение лояльности персонала. Лояльность персонала - это характеристика, определяющая его приверженность организации.
2 Анализ уровня развития внутреннего маркетинга на примере Эксплуатационное депо Оренбург
Изучив теоретические аспекты данной темы, хотелось бы применить их на практике: в качестве объекта исследования было выбрано Эксплуатационное депо Оренбург - Южно-Уральской железной дороги - филиал ОАО «РЖД».

Основными видами деятельности являются техническое, эксплуатационное обслуживание перевозок, как пассажирских, так и грузовых.

Численность персонала составляет более 2000 человек, из них 1/3 составляют машинисты и помощники машиниста (Таблица 1).
Таблица 1 - Динамика численности персонала Эксплуатационное депо Оренбург за 2011-2012гг.

Категории персонала

2011

2012

Темп роста, %

Руководители

246

261

106,10

Специалисты

384

384

100

Служащие

27

31

114,81

Рабочие

1549

1545

99,74

Всего, чел.

2206

2221

100,68


Исследование включает 5 этапов, содержание которых представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Этапы исследования внутреннего маркетинга

Этапы

Содержание

1

Цель – изучение концепции внутреннего маркетинга в сфере транспортных услуг

2

Выборка – 60 чел.

3

Методы:

  • анализ «важность-исполнение»

  • методика измерения лояльности персонала

4

Сбор информации

5

Анализ результатов, формулирование выводов


Для определения уровня развития внутреннего маркетинга были использованы такие методы, как анализ “важность—исполнение” в сочетании с теорией мотивации труда Ф. Герцберга и методика Organizational Commitment Questionnaire (OCQ) для измерения лояльности персонала.

Так сотрудникам предоставляется перечень атрибутов, характеризующих персонал (Таблица 3). Сотрудников просят оценить по пятибалльной шкале важность и уровень исполнения каждого атрибута.
Таблица 3 - Перечень атрибутов, характеризующих персонал

Описание атрибута

Важность

Исполнение

1

2

3

1 Быть лидером в своей группе







2 Делать стоящую, интересную и качественную работу







3 Иметь больше свободы на работе







4 Достигать личных целей относящихся к работе







5 Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами







6 Иметь возможность для профессионального роста







7 Получать новые навыки и знания







8 Иметь хорошие рабочие условия







Продолжение таблицы 3

1

2

3

9 Получать хорошую зарплату







10 Быть по достоинству оцененным своим руководителем







11 Помогать своей фирме достичь целей







12 Иметь продвижение по службе







13 Быть частью своей рабочей группы







14 Иметь стабильную и надежную работу







15 Быть информированным о результатах своей работы







16 Участвовать в принятии решений








После проведения опроса средний балл по категориям “важность” и “исполнение” для каждого атрибута для анализа наносится на карту “важность” и “исполнение” (Рисунок 1).


Рисунок 1 - Карта «важность – исполнение»
безразлично (3) удовлетворен (4) очень удовлетворен (5)

Исполнение

Важность

безразлично (3) важно (4) очень важно (5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Сосредоточиться на этом

Успешный результат

Низкий приоритет

Возможная переоценка

Таким образом, наиболее выигрышную позицию занимает атрибут 8 «Иметь хорошие рабочие условия». Руководству в дальнейшей своей работе следует сохранять, а лучше улучшать хорошие рабочие условия.

2. Атрибуты: 2 «Делать стоящую работу», 5 «Иметь хорошие отношения с

руководителем и сослуживцами», 9 «Получать хорошую зарплату», 14 «Иметь стабильную надежную работу» оцениваются сотрудниками как достаточно важные, однако уровень их исполнения оценивается как весьма удовлетворительный.

По результатам анализа «важность-исполнение» можно сделать вывод, что состояние внутреннего маркетинга на предприятии удовлетворительное.

Далее измеряется лояльность персонала при помощи опроса персонала по методике Organizational Commitment Questionnaire (OCQ). Данный опросник представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Опросник для измерения лояльности

Утверждение

А

B

C

D

E

F

G

1. Я готов работать сверхурочно на благо организации

 

 

 

 

 




 

2. Я рассказываю моим друзьям о том, как хорошо работать в ...

 

 

 

 

 




 

3. Я не сильно предан организации

 

 

 

 

 




 

4. Я согласен почти на любую работу, чтобы остаться в ...

 

 

 

 

 




 

5. Я нахожу, что мои ценности и ценности организации очень схожи

 

 

 

 

 




 

6. Я горжусь тем, что могу сказать: «Я - часть организации»






















7. Аналогичную работу я могу выполнять в другой организации не хуже






















8. Ради организации я готов повышать производительность своего труда

 

 

 

 

 




 

9. Даже незначительного уменьшения моей заработной платы было бы достаточно для ухода из организации

 

 

 

 

 




 

10. Я рад, что выбрал именно эту организацию из тех, которые рассматривал при устройстве на работу

 

 

 

 

 




 

11. Преданность организации вряд ли сулит много выгод

 

 

 

 

 




 

12. Часто мне трудно согласиться с политикой организации в отношении каких-либо вопросов

 

 

 

 

 




 

13. Я действительно забочусь о судьбе организации






















14. Для меня это лучшая из всех организаций, в которых я работал






















Примечание: А – абсолютно не согласен (1 балл), B – не согласен (2 балла), C – скорее не согласен (3 балла), D– не имею определенного мнения (4 балла), E – скорее согласен (5 баллов), F – согласен (6 баллов),G – абсолютно согласен (7 баллов)
В ОАО «РЖД» большинство сотрудников лояльны к организации. Больше всего согласных с утверждением 10«Я рад, что выбрал именно эту организацию из тех, которые рассматривал при устройстве на работу» (оценка 5,25). В то же время настораживает ответ: 7 «Аналогичную работу я могу выполнять в другой организации не хуже» (оценка 5,05). Это говорит о том, что большинство сотрудников имеет высокую квалификацию и могут выполнять высококачественную работу и в другой организации. Таким образом, обследовано настроение в коллективе, отношение персонала к своим коллегам и к руководству, отношение к организации в целом.

Выделены направления реализации пяти основных составляющих внутреннего маркетинга для Эксплуатационного депо Оренбург (Рисунок 2).



Рисунок 2 - Основные составляющие внутреннего маркетинга для Эксплуатационного депо Оренбург
По каждому направлению сформулированы предложения по совершенствованию внутреннего маркетинга.

1) Необходимо организовать на предприятии обучение в первую очередь персонала, непосредственно контактирующего с потребителями.

2) Целесообразно усовершенствовать внутрифирменный сайт для получения и обмена информацией между сотрудниками всех уровней,

3) Для контроля над эффективностью мероприятий внутреннего маркетинга служба персонала должна раз в год проводить исследование внутреннего маркетинга.

Таким образом, внутренний маркетинг сегодня рассматривается как новое и самостоятельное направление в кадровом менеджменте. Внедрение или совершенствование внутреннего маркетинга поможет обеспечить необходимое сотрудничество работодателя и работника, а также повысить конкурентоспособность любого предприятия.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Внутренний аудит,...
Внешний аудит, внутренний аудит, внутренний контроль, уровень существенности, оценка, программа аудита, рабочие документы аудитора,...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconКурсы по выбору: егэ по русскому языку как итоговая аттестация выпускников средней школы
Интеграция преподавания филологических дисциплин как современная педагогическая технология
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconПрограмма дисциплины история и методология маркетинг менеджмента...
История и методология маркетинг менеджмента для направления 080200. 68 «Менеджмент»
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconРабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление...
Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconПриродосообразная технология обучения письму
Современная технология обучения письму, как считает А. М. Кушнир, ломает природный строй человека, формирует в нем множество комплексов,...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconРоссийской федерации
Курс «Маркетинг персонала» является важным элементом процесса подготовки квалифицированных бакалавров, владеющих знаниями в области...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconРеферат по дисциплине «Маркетинг» на тему: «Международный маркетинг»
Международный маркетинг – это маркетинг товаров и услуг за пределами страны размещения головного представительства компании
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconМенеджмент человеческих ресурсов
Другая важная цель передать философию современного кадрового менеджмента, основанного на требованиях организационной эффективности...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента icon1 Знания и умения, формируемые в результате освоения
Дисциплина относится к предметам по выбору вариативной части цикла дисциплин учебного плана и взаимосвязана с такими дисциплинами,...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconРабочая программа по факультативу ф банковский маркетинг
Целью освоения дисциплины является дать знания теории и практики маркетинга применительно к деятельности банка и навыки реализации...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconЗаконодательно правовые акты и документы
Цель изучаемой дисциплины является формирование у студентов теоретических и практических навыков в области кадрового менеджмента...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconМетодические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины...
Составитель: доцент кафедры менеджмента и маркетинговых коммуникаций, кандидат искусствоведения Гольдман И. Л
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента iconРеферат по дисциплине «Интернет-маркетинг» по теме «Маркетинг в Интернете»
Анализ практики использования маркетинга в сети Интернет необходимо начать с понятия "электронный маркетинг"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск