Рабочая программа для 4 класса по математике к учебнику «Математика»
по образовательной системе «Школа 2000-2100», автор: Л. Г. Петерсон.
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов:
Программа развивающего обучения «Школа 2000 - 2100…», созданная доктором физико-математических наук Л.Г. Петерсон, утверждённая Российской академией образования (от 06.08.2007) и ФГОУ АПК и ППРО РФ (от 26.07. 2004)
Стандарт начального общего образования (2004)
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Пояснительная записка При обучении реализуется деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск и помогающий не только обеспечить высокий уровень математической подготовки, но и сформировать общеучебные, общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем и в жизни. Предполагается возможность индивидуальной траектории саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора учителем заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Объем обязательной части домашних заданий соответствует примерно 20 мин самостоятельной работы ученика, остальные задания выполняются по желанию.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
завершить программу по математике начальной школы и подготовиться к переходу в среднюю школу за счет непрерывности развития всех содержательно-методических линий курса математики в школе;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: точности мысли, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного воображеня, способности к преодолению трудностей;
начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии, приобретения начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, освоения способов решения проблем творческого и поискового характера.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- математической речи;
- эмпирического и теоретического мышления;
- воображения, логики;
- обеспечения первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- внимания; памяти;
- навыков само и взаимопроверки;
- пространственных представлений;
Воспитание;
- культуры личности;
- отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры;
- ответственности;
- коммуникабельности;
- волевых качеств.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовантельных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени начального общего образования отводится 544 ч. Из расчета 4 ч. в неделю.
Математика изучается в 2011-2012 году в 4 классе – 4 ч. в неделю, всего 136 часов. В том числе: на проведение контрольных работ – 10 часов, административных контрольных работ – 2 часа. Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Петерсон , Л . Г . Математика. 4 класс . Ч. 1, 2, 3. – М.: Ювента, 2011.
2. Петерсон , Л . Г ., Горячева, Т. С. Зубавичене, Т. В., Невретдинова, А. А. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. – М.: Ювента, 2011.
3. Петерсон , Л . Г ., Невретдинова, А. А., Поникарова, Т. Ю. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы (1–3 и 1– 4 ). Вып. 3. – М.: Ювента, «Школа 2000…», 2000
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в начальной школе учащиеся приобретают опыт:
- применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений,
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать, и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных математических терминов.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов начального обучения, и достижение которых является обязательным условием положительной промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по математике, которая осуществляется согласно Уставу общеобразовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».
Содержание обучения
Повторение (2ч.)
Основная цель – повторить решение текстовых задач изученных видов, нахождение неизвестного компонента арифметических действий
2. Неравенства (7ч.)
Основная цель – уточнить понятия «высказывание», «равенство», «неравенство», «уравнение», «множество»; сформировать представление о понятиях «решение неравенства», «множество решений», «строгое и нестрогое неравенство», «двойное неравенство»; сформировать
3. Оценка результатов арифметических действий (9ч.)
Основная цель – сформировать представление об оценке величин, способность к оценке суммы, разности, произведения и частного.
4 . Деление на двузначное и трехзначное число (6ч.)
Основная цель – вывести алгоритм деления многозначных чисел, сформировать способность к делению многозначных чисел на двузначное и трехзначное число.
5. Площадь фигуры (5ч.)
Основная цель – сформировать представление об оценке площади фигур неправильной формы; научить измерять площадь фигур неправильной формы с помощью палетки (новым измерительным инструментом).
6. Дроби, доли, проценты. (36ч.)
Основная цель – сформировать представление о дроби как о числе, выражающем часть единицы счета или измерения, и об истории формирования понятия дроби;
сформировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя; сформировать способность к чтению, записи и графическому изображению дробей, сравнению дробей, решению задач на нахождение части числа по его части, выраженной дробью;
сформировать представление о неправильной дроби, о черте дроби как знаке деления, способность к записи частного двух натуральных чисел с помощью дроби, научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, к решению задач на нахождение части, которую одно число составляет от другого, систематизировать задачи на части;
сформировать понятие смешанного числа, способность его к преобразованию в неправильную дробь, сложению и вычитанию смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части;
сформировать понятие доли (процента) величины, способность к записи и графическому изображению долей, их сравнению, решению задач на доли, выражению с помощью долей более мелких единиц измерения величин через более крупные.
7. Координатный луч (4ч.)
Основные цели – уточнить представление о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значение величин;
8. Задачи на движение (21ч.)
Основная цель – сформировать способность к исследованию изменения расстояния между двумя движущимися объектами по координатному лучу и фиксации его результатов с помощью таблиц;
сформировать понятия скорости движения и удаления двух объектов и вывести соответствующие формулы ( 4 случая);
вывести формулу одновременного движения и научить использовать ее для решения задач.
9 Углы. Построение. Измерение. (11ч.)
Основная цель – сформировать способность к непосредственному сравнению углов, измерению и построению углов с помощью транспортира;
уточнить представления о прямых, острых и тупых углах, сформировать представления о развернутом угле, смежных, вертикальных, вписанных и центральных углах, способность к их распознаванию измерению и построению.
10. Диаграммы (6ч.)
Основная цель – сформировать способность к чтению круговых, линейных и столбчатых диаграмм, учить их строить, анализировать.
11. Графики (13ч.)
Основная цель – сформировать способность к чтению графиков движения, учить строить графики движения, анализировать их.
Сформировать представление о координатном угле, способность к определению координат точек на плоскости и построению точек по их координатам.
12. Повторение изученного в 4 классе (16ч.)
Основная цель – повторить и закрепить полученные знания.
В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны
знать:
* таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания, умножения однозначных чисел соответствующие случаи
деления (на уровне автоматизированного навыка);
* свойства арифметических действий:
а) сложения (переместительное и сочетательное);
б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);
в) деления суммы на число;
г) деление числа на произведение;
* разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);
* алгоритм письменного сложения и вычитания, умножения, деления;
* название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
* единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
* способ вычисления площади и периметра прямоугольника;
* правила порядка выполнения действий в выражениях;
* формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;
* правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;
* правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;
* формулу площади прямоугольного треугольника;
* названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
* названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
* взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
уметь:
* устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;
* читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;
* складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;
* умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;
* делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);
* решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;
* сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;
* использовать эти знания для решения различных задач;
* использовать эти правила для вычисления значений выражений;
* использовать эти знания для решения задач;
* применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;
* использовать эти знания для решения задач;
* использовать данную формулу при решении различных задач;
* узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;
* читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в…», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;
* решать задачи на пропорциональную зависимость величин. Данный перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, сформулированным в стабильных программах по математике в 4 классе.
Тематическое планирование по математике (136 ч. /4часа в неделю))
№
п/п
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид
контроля.
Измерители
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Раздел 1. Повторение (2 часа)
| 1
| Повторение изученного
| 1
| Урок повторения
| Решение текстовых задач арифметическим способом
| Уметь решать задачи изученных видов
| Текущий: устный опрос
| с. 3, № 10 (а)
| 1.09
|
| 2
| Повторение изученного
| 1
| Урок повторения
| Нахождение неизвестного компонента арифметических действий
|
| Текущий: устный опрос
| с. 3, № 9, работа по карточкам
| 5.09
|
| Раздел 2. Неравенства (7 часов)
| 3
| Решение неравенства. с. 1–3 (I ч.)
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Нумерация многозначных чисел
| Иметь представление о решении неравенств, множестве решений неравенств, знаках
≥,≤ . двойном неравенстве
| Текущий: устный опрос
| с. 2, № 7 (г,д,е); с. 3, № 11
| 6.09
|
| 4
| Множество решений. с. 4 –6
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Порядок действий в выражениях
| Текущий: устный опрос
| с. 5, № 9
с.6 №13
| 7.09
|
| 5
| Закрепление изученного по теме «Неравенства»
| 1
| Тренировоч-ный урок
|
| Текущий: самостоятель-ная работа, с. 3– 4
| с. 6, № 11 (б), № 10
| 8.09
|
| 6
| Знаки больше или равно и меньше
или равно.
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Знаки больше или равно и меньше или равно.
|
| Текущий контроль
| Правило; с. 7- 9 № 12 (а,б) №14(б)
| 12.09
|
| 7
| Двойное неравенство. с. 10–12
| 1
| Урок открытия новых знаний
|
|
| Текущий: устный опрос
| Правило, с. 12; № 10, 12; №13(а)
| 13.09
|
| 8
| Двойное неравенство.
| 1
| Урок рефлексии
|
|
| Текущий: устный опрос
| с. 10; учить правило; с.11, №6 (в,г), №7
| 14.09
|
| 9
| Закрепление изученного по теме «Неравенства». с. 13–15
| 1
| Урок повторения изученного материала
|
|
| Текущий: самостоятель-ная работа, с. 56
| с. 14, № 10, №11; №15
| 15.09
|
| Раздел 3. Оценка результатов арифметических действий (9 часов)
| 10
| Оценка суммы.
с. 16–18
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Компоненты сложения
| Иметь представление об оценке суммы
| самостоятель-ная работа, с. 7–8, № 1 (а), 4 , 5
| с. 17, № 8;
№. 14 (1)
| 19.09
|
| 11
| Оценка разности.
с. 19–21
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Компоненты разности. Понятия цена, количество, стоимость
| Иметь представление об оценке разности
| Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (б)
| с. 21, № 11, № 9
| 20.09
|
| 12
| Оценка произведения. с. 22–24
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Компоненты произведения
| Иметь представление об оценке произведения
| Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 2
| С.23, №7 (а); №9
| 21.09
|
| 13
| Оценка частного. с. 25–27
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Компоненты деления. Свойства сложения и умножения
| Иметь представление об оценке частного
| Текущий: самостоятельная работа, с. 7, № 3
| с. 27, № 12; с. 26, № 7 (а)
| 22.09
|
| 14
| Контрольная работа №1 (Входная контрольная работа)
| 1
| Урок контроля
|
| Уметь выполнять прикидку действий с многозначными числами
| Итоговый контроль
| С. 9-10
| 26.09
|
| 15
| Закрепление пройденного по теме «Прикидка результатов арифметичес-ких действий»
| 1
| Урок рефлексии
| Приемы устных вычислений
| Текущий: самостоятель-ная работа, с. 9–10
| с. 27, № 12, 7 (б)
| 27.09
|
| 16
| Прикидка результатов арифметичес-ких действий
| 1
| Урок открытия новых знаний
| Сравнение числовых выражений
|
| Текущий: работа по карточкам
| с. 29, № 6 (б); правило
| 28.09
|
| 17
| Закрепление по теме «Прикидка арифметических действий». Подготовка к к/работе
| 1
| Урок рефлексии
|
| Уметь оценивать результаты арифметических действий
| Текущий:
фронтальный опрос
| с.30, №12,13,14
| 29.09
|
| 18
| Контрольная работа № 2 по теме «Неравенства»
| 1
| Урок контроля
|
|
| Итоговый контроль: контрольная работа к урокам 1–10
|
| 3.10
|
| Раздел 4 . Деление на двузначное и трехзначное число (6 часов)
| 19
| Анализ контрольных работ. Деление с однозначным частным.
| 1
| Урок обучения умениям и навыкам
| Деление на двузначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел
| Знать таблицу умножения и деления многозначных чисел на однозначное.
Уметь выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число
| Текущий контроль
| с. 31-33 № 6 (а, б); №8
| 4.10
|
| 20
| Деление с однозначным частным, с. 34–36
| 1
| Урок рефлексии
| Деление методом прикидки результата
| Текущий: фронт. опрос, индивидуальные задания
| с.34, № 3 (2-я строка); с.35, №9
| 5.10
|
| 21
| Деление на двузначное и трехзначное число,
| 1
| Урок открытия нового знания
| Деление методом прикидки результата
| Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос. Самостоятель-ная работа, с. 13–14
| № 1 (2-я строка), с. 39, № 9 с. 37–39
| 6.10
|
| 22
| Деление на двузначное и трехзначное число, с. 40–42
| 1
| Урок рефлексии
| Деление методом прикидки результата
|
| Текущий: самостоятельная работа, с. 15–16
| Дописать самостоя-тельную работу
| 10.10
|
| 23
| Деление на двузначное и трехзначное число, с. 43-45
| 1
| Урок рефлексии
| Деление методом прикидки результата
| Уметь работать с правилом
| Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 1, 2
| с. 45 № 5 (б), № 6 (б)
| 11.10
|
| |