Урок русского языка в 3 классе Кустова Ольга Аркадьевна
учитель начальных классов
ГОУ Центр образования № 1830
г. Москва Тема урока: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. Цель урока: Формировать умение строить и применять алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Задачи:
Выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
Воспитывать самостоятельность, творческую активность. Тип урока: Открытие новых знаний Ход урока І. Мотивация к учебной деятельности.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
На доске пословица
Хорошую речь хорошо и слушать.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Что нам помогает в учебной деятельности? (2 шага в учебной деятельности) Слайд 2 -Какие? (Что я не знаю? Сам найду способ.) II. Актуализация и фиксация затруднения в пробном действии.
-С чего мы начинаем работу? (С повторения)
-А мы все будем повторять? (Нет, только то, что необходимо для работы) На доске записаны слова:
в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л…. -Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о данных словах? (Это слова с непроверяемым безударными гласными. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)
-Назовите лишнее слово. (Вернуть)
-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель) -Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род). -Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель - мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – пишем разделительный мягкий знак.)
-Что мы повторили? (Части речи, число и род имен существительных, роль мягкого знака).
-Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)
-С какой целью вы будете выполнять это задание? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем) Слайд 3 Задание: Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель
-Распределить слова по группам. (По роли ь в словах)
-В какую из этих групп можно записать слова глушь, мышь ?
-Кто не смог выполнить задание?
-Кто записал слова в столбики?
Учащиеся осознают отсутствие эталона - грамматического признака или роли ь в словах, оканчивающихся на шипящий.
ІІІ. Выявление места и причины затруднения. -Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях)
-Какое задание вы должны были сделать? (Определить роль ь в словах)
-Что вы не смогли сделать? (Записать слова в какую-то из имеющихся групп)
-В чем затруднение? (Мы не смогли определить, куда записать слова с шипящими на конце Слайд 4
-Почему возникло затруднение? (У нас нет правила) Слайд 5 ІV. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
-Сформулируйте тему урока.
-Чтобы вы смогли сами открыть правило, я предлагаю работать по плану. Слайд 6 1.Провести анализ группы слов. Выяснить общее.
2.Сравнить между собой группы слов.
3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
4.Создать эталон (правило) о правописании ь после шипящих.
-Прочитайте план и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.
-Я предлагаю работать в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы?
Можно повторить правила работы в группах. V. Реализация проекта.
Задание. Прочитать слова: глушь, мышь, рожь, нож, ночь, врач, вещь, плащ.
-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)
-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: рожь-нож, ночь – врач, вещь – плащ) (?)
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, врач, плащ его нет?)
- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих) - Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) - А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике) - Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно. - Давайте, выполним письменный морфологический разбор слов:. рожь, нож. (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож) -Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)
- В чём различие? (Разный род имён существительных) - Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода). -Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода.
Дети записывают:
ж.р. м.р.
рожь нож глушь камыш ночь врач вещь плащ
-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.) 1. Работа с учебником. - Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно). - Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода). 2. Составление алгоритма Слайд 7 - Составим алгоритм написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми) 1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу.
VІ. Физкультминутка. VІІ. Первичное закрепление во внешней речи.
Словарно – логическое упражнение: -Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Футбольное соревнование (Матч)
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
Без него не откроешь замок (Ключ)
Его надевают в дождь (Плащ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Добыча охотника. (Дичь)
Середина ночи. (Полночь)
Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
Тихая безветренная погода. (Тишь)
Мелкие деньги. (Мелочь) VІІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задание. Списать, вставить пропущенные буквы.
Малыш(?), ключ(?), молодёж(?), плащ(?), багаж(?) ІХ. Включение в систему знаний. 1.Работа в парах. - Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти четвёртое лишнее в каждой строке. Где нужно добавьте мягкий знак. Карточка. Плащ
Луч
Мыш
Гараж
Помощ
Мяч
Ёрш
Стриж
Лещ
Грач
Ноч
Чиж Проверка самостоятельной работы по образцу. - Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.) 2. Напишите близкие по значению слова. Укажите род. Трепет - ……… Сила - ……..
Ерунда - ………. Призыв - ….
Команда - …….. Соревнование - … Слова для справок: клич…, лож…, экипаж…, мощ…, дрож…., матч… . (Тем, кто справится с заданием быстро и правильно, предлагается составить и записать в тетради предложение с одним из слов на новую орфограмму). Момент контроля.
- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? - Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе). Х. Рефлексия.
-Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания Ь после шипящих).
-Удалось ли достичь цели? (Да).
-Кто из вас встретил трудности? В чем? Почему?
-Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите. (Сделали морфологический разбор существительных и открыли, что написание ь зависит от рода).
-Вернемся к пословице, с которой начали урок:
Хорошую речь и слушать хорошо.
-Какое слово в ней на новое правило? (Речь)
-Почему в нем надо писать ь? (ж.р.)
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу. (Ученики оценивают себя)
-Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правило, потренируемся).
Домашнее задание. |