Урок русского языка в 3 классе





Скачать 73.98 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3 классе
Дата публикации02.07.2014
Размер73.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок



Урок русского языка в 3 классе
Кустова Ольга Аркадьевна

учитель начальных классов

ГОУ Центр образования № 1830

г. Москва
Тема урока: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Цель урока: Формировать умение строить и применять алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Задачи:

Выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: Открытие новых знаний
Ход урока
І. Мотивация к учебной деятельности.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

На доске пословица

Хорошую речь хорошо и слушать.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Что нам помогает в учебной деятельности? (2 шага в учебной деятельности) Слайд 2
-Какие? (Что я не знаю? Сам найду способ.)
II. Актуализация и фиксация затруднения в пробном действии.

-С чего мы начинаем работу? (С повторения)

-А мы все будем повторять? (Нет, только то, что необходимо для работы)
На доске записаны слова:

в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л….
-Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о данных словах? (Это слова с непроверяемым безударными гласными. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

-Назовите лишнее слово. (Вернуть)

-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель)
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род).
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель - мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – пишем разделительный мягкий знак.)

-Что мы повторили? (Части речи, число и род имен существительных, роль мягкого знака).

-Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)

-С какой целью вы будете выполнять это задание? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем) Слайд 3
Задание: Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель

-Распределить слова по группам. (По роли ь в словах)

-В какую из этих групп можно записать слова глушь, мышь ?

-Кто не смог выполнить задание?

-Кто записал слова в столбики?

Учащиеся осознают отсутствие эталона - грамматического признака или роли ь в словах, оканчивающихся на шипящий.

ІІІ. Выявление места и причины затруднения.
-Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях)

-Какое задание вы должны были сделать? (Определить роль ь в словах)

-Что вы не смогли сделать? (Записать слова в какую-то из имеющихся групп)

-В чем затруднение? (Мы не смогли определить, куда записать слова с шипящими на конце Слайд 4

-Почему возникло затруднение? (У нас нет правила) Слайд 5
ІV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Чтобы вы смогли сами открыть правило, я предлагаю работать по плану. Слайд 6 1.Провести анализ группы слов. Выяснить общее.

2.Сравнить между собой группы слов.

3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

4.Создать эталон (правило) о правописании ь после шипящих.

-Прочитайте план и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.

-Я предлагаю работать в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы?

Можно повторить правила работы в группах.
V. Реализация проекта.

Задание. Прочитать слова: глушь, мышь, рожь, нож, ночь, врач, вещь, плащ.

-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)

-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)

-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: рожь-нож, ночь – врач, вещь – плащ) (?)

- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, врач, плащ его нет?)

- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
- Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
- А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)
- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
- Давайте, выполним письменный морфологический разбор слов:. рожь, нож. (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож)
-Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)

- В чём различие? (Разный род имён существительных)
- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода.

Дети записывают:

ж.р. м.р.

рожь нож
глушь камыш
ночь врач
вещь плащ

-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
1. Работа с учебником.
- Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).
2. Составление алгоритма Слайд 7
- Составим алгоритм написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.

VІ. Физкультминутка.
VІІ. Первичное закрепление во внешней речи.

Словарно – логическое упражнение:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.

Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

Футбольное соревнование (Матч)

Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

Без него не откроешь замок (Ключ)

Его надевают в дождь (Плащ)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника. (Дичь)

Середина ночи. (Полночь)

Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)

Тихая безветренная погода. (Тишь)

Мелкие деньги. (Мелочь)
VІІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание. Списать, вставить пропущенные буквы.

Малыш(?), ключ(?), молодёж(?), плащ(?), багаж(?)
ІХ. Включение в систему знаний.
1.Работа в парах.
- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти четвёртое лишнее в каждой строке. Где нужно добавьте мягкий знак.
Карточка.
Плащ

Луч

Мыш

Гараж

Помощ

Мяч

Ёрш

Стриж

Лещ

Грач

Ноч

Чиж
Проверка самостоятельной работы по образцу.
- Как выполняли работу?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
2. Напишите близкие по значению слова. Укажите род.
Трепет - ……… Сила - ……..

Ерунда - ………. Призыв - ….

Команда - …….. Соревнование - …
Слова для справок: клич…, лож…, экипаж…, мощ…, дрож…., матч… .
(Тем, кто справится с заданием быстро и правильно, предлагается составить и записать в тетради предложение с одним из слов на новую орфограмму).
Момент контроля.

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
Х. Рефлексия.

-Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания Ь после шипящих).

-Удалось ли достичь цели? (Да).

-Кто из вас встретил трудности? В чем? Почему?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите. (Сделали морфологический разбор существительных и открыли, что написание ь зависит от рода).

-Вернемся к пословице, с которой начали урок:

Хорошую речь и слушать хорошо.

-Какое слово в ней на новое правило? (Речь)

-Почему в нем надо писать ь? (ж.р.)

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу. (Ученики оценивают себя)

-Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правило, потренируемся).

Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 3 классе iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 3 классе iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 3 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 3 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 3 классе iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск