Колесникова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов МКОУ гимназии г. Слободского Технологическая карта урока математики во 2 классе.
Тема. «Составление алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разряд».
Тип урока. Открытие новых знаний.
Технология обучения: информационно-коммуникационная.
Цель. Создать условия для усвоения учащимися алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
Предметные задачи: формировать умения учащихся по созданию алгоритма вычитания двузначных чисел на основе использования таблицы сложения, выполняя запись в столбик.
Метапредметные задачи: создать условия для развития умения принимать учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль; осуществлять поиск нужной информации, использовать рисуночные и символические варианты математической записи, работать с дополнительными текстами и заданиями; принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства, допускать существование различных точек зрения.
Работа с информацией: создать условия для развития умения заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы; читать простейшие столбчатые диаграммы.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска SMART Board), презентация, учебник, карточки для групповой и индивидуальной работы, листы самооценки, школьный толковый словарь, толковый словарь С. Ожегова, система пультов для проведения теста (программе activinspire).
Планируемые результаты: - обучающиеся научатся выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через разряд; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
- понимание роли математических действий в жизни человека;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; - осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, и сведения, полученные от взрослых;
- проводить аналогию и на её основе строить выводы;
- формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем; - допускать существование различных точек зрения;
- контролировать действия партнёра;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формирование универсальных учебных действий
| Система оценки планируемых результатов
| I. Этап мотивации и целеполагания.
| На основе субъектного опыта школьников создаёт условия для субъектного целеполагания.
Учитель создаёт условия для самомотивации обучающихся.
| Осуществляют субъектное целеполагание.
ФОПД – коллективная, индивидуальная
Проявляют устойчивый интерес к содержанию и способам деятельности.
ФОПД – фронтальная, индивидуальная
| Регулятивные:
-умение определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные:
умение высказывать свою точку зрения и выслушивать другого.
Регулятивные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
| Самооценка целеполагания в листе самооценки, используя диаграмму.
| II. Планирование
деятельности
| Учитель предлагает составить план деятельности.
| Учащиеся составляют план деятельности.
ФОПД - индивидуальная
| Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
| Оценивание умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей в листе самооценки, используя диаграмму.
| III. Актуализация знаний и умений
| На основе актуализации знаний и умений предлагает выполнить тест.
| Выполняют тест.
ФОПД - парная
| Предметные:
- представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
- умение складывать и вычитать двузначные числа
Коммуникативные:
принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства, допускать существование различных точек зрения.
| Оценивание предметных результатов с помощью отметкив диаграмме.
| IV. Этап «открытия» новых знаний.
| Организует групповую работу по составлению алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
| Принимают участие в групповой работе по изучению новой темы.
| Предметные:
выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;
Коммуникативные:
принимать активное участие в работе группами, используя речевые коммуникативные средства, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные:
использовать рисуночные и символические варианты математической записи, работать с дополнительными текстами и заданиями.
| Оценивание результатов групповой работы в листе оценки, используя диаграмму.
| V. Первичное закрепление изученного материала
| Организует самостоятельную работу по первичному закреплению материала.
| Самостоятельно выполняют предложенное задание.
| Предметные:
умение выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
| Взаимооценка выполнения самостоятельной работы в диаграмме.
| VI. Рефлексия
| Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели.
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности:
выполняют словесную и критериальную оценку своей деятельности.
| Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; широкая мотивационная основа учебной деятельности.
| Комплексная самооценка результатов деятельности (личностных, предметных, метапредметных) с помощью словесных и критериальных характеристик и в листе самооценки.
|
Сценарий урока.
Примечание: на уроке использовалась интерактивная доска SMART Board. Данная презентация создана для показа содержания урока.
I. Этап мотивации и целеполагания.
- В начале урока математики я предлагаю вам подумать над значением слова –бюро
(выслушиваются ответы детей)
- Какие виды бюро вы встречали?
(Работа по слайду)
|
| Элементы схемы служат для обобщения ответов учащихся.
| - Где вы можете уточнить значение этого слова?
(выслушиваются ответы детей)
- Предлагаю воспользоваться разными источниками информации.
|
| Маркированный список появляется поочерёдно.
| - Выберите значение слова бюро, которое будет соответствовать нашей деятельности на уроке математики.
(выслушиваются ответы детей)
- Подумайте, чем занимается конструктор?
(выслушиваются ответы детей)
|
| Значение слова конструктор появляется после ответов учащихся. (используется инструмент «шторка»)
| - Рассмотрите таблицу. Конструированием дети занимаются в садике, школе. Потом это увлечение может перерасти в будущую профессию. Определите деятельность и объекты маленького конструктора и взрослого.
(дети с помощью стрелок соединяют 1,2 и 3 столбики)
- Сегодня я предлагаю вам стать конструкторами и поработать в конструкторском бюро.
|
| На интерактивной доске, с помощью стрелок, устанавливается взаимосвязь.
| - Прочитайте задачу. Каким действием будете решать?
- Запишите решение в тетради.
(Запись детей 72-34= …)
- Сможете ли найти значение выражения? Как это сделать легче?
(выслушиваются ответы детей)
- Выполните вычитание столбиком.
- Какие у вас затруднения?
(- из единиц не вычитаются единицы)
|
|
| - Попробуйте определить тему урока.
(выслушиваются ответы детей)
«Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»
|
| Формулировка темы появляется после ответов детей
| II Планирование деятельности.
- Сегодня на уроке предлагаю работать по ресурсной карте.
- Любая работа начинается с планирования. Постарайтесь определить порядок ваших действий, как конструкторов.
(учащиеся в ресурсной карте ставят цифры от 1 до 8, определяя тем самым порядок работы)
- Оцените умение планировать в листе оценки, используя диаграмму.
|
| На слайде любой ученик заполняет последовательность маркером.
| - Тема урока нами сформулирована, определите цель работы и запишите в ресурсную карту. Оцените умение ставить личную цель в ресурсной карте.
|
|
| III Актуализация знаний и умений.
- Цель работы в конструкторском бюро - это составление алгоритма вычитания двузначных чисел, для этого уточним понятие – алгоритм –
- Выберите более точное значение этого слова для темы нашего урока.
(учащиеся выбирают значение)
Оцените умение работать с понятиями в листе оценки.
|
| На доске ученик выделяет нужные понятия.
| - Чтобы создать что-то новое, нужно оценить ресурсы или знания, которые уже имеются.
-Прочитайте высказывание Н.К.Крупской, объясните смысл.
(выслушиваются ответы детей)
-Предлагаю выполнить тест для определения имеющихся знаний.
(ученики, пользуясь пультами, выполняют тест, ФОПД – парная)
- Оцените выполнение теста в ресурсной карте.
Физкультминутка
|
| Выполняют тест при помощи программы activinspire.
| IV Этап «открытия» новых знаний.
- Этап конструирования предлагаю вам начать с высказывания Д.Пойа. Прошу объяснить его смысл.
(выслушиваются ответы детей)
- Познакомьтесь с заданиями для групповой работы. Что можете сказать о понятиях: алгоритм, порядок, последовательность?
(выслушиваются ответы детей, учащиеся приступают к работе в группе)
- Действительно – это синонимы.
|
|
| - Представление алгоритма конструкторами.
- Оцените работу в группе в диаграмме на листе оценки.
V. Первичное закрепление изученного материала.
- Песталоцци сказал «Счёт и вычисления – основа порядка в голове», следуя его девизу, выполните самостоятельную работу, используя алгоритм.
- Взаимооценка в диаграмме.
|
|
| - Вернёмся к задаче, решите её, запишите ответ. Объясните высказывание философа об умении решать задачи.
|
| Один из учеников выполняет работу у доски.
| VI. Рефлексия
- Прочитайте цель, которую вы ставили. Сделайте выводы о её достижении, оцените уровень в диаграмме.
(заслушивание ответов детей)
|
|
| - Сегодня на уроке вы исполняли роль конструкторов. Как можете прокомментировать свою деятельность? Что понравилось при работе?
- Предлагаю вам составить схему, используя рисунки и стрелочки.
- Прокомментируйте составленную схему.
(от увлечения до будущей профессии)
|
| Учащиеся передвигают объекты, создают схему.
| - Закончу урок высказыванием Н.Винера «Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости»
|
|
| Инструкция по домашнему заданию.
(домашнее задание предлагается на выбор, оно минимизировано и имеет вариативность)
|
|
| |