Тренинг логического мышления





Скачать 123.86 Kb.
НазваниеТренинг логического мышления
Дата публикации09.07.2014
Размер123.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Тренинг логического мышления

 

Вводная информация

Мышление словесно-логическое характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. в его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Умение решать задачи есть искусство, осваиваемое с практикой, подобно, скажем, плаванию. Мы овладеваем любым мастерством при помощи подражания и опыта. Учась решать задачи, мы должны наблюдать и подражать другим в том, как они это делают, и, наконец, мы овладеваем этим искусством при помощи упражнения.

Очевидно, что использование определенных правил и схем сокращения процесса поиска решения задачи является одной из важных характеристик интеллектуальной деятельности и уровня ее организации.

Примером таких схем являются приведенные ниже «Как решать задачу» известного американского математика Д. Пойа. Ее применение эффективно как для нахождения решения обычных математических задач, так и для решения головоломок и шарад.

 

«Как решать задачу» Д. Пойа.

1.  Понимание постановки задачи. Нужно ясно понять задачу: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного (не достаточно, чрезмерно, противоречиво)? Сделайте чертеж, введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарайтесь записать их.

2.  Составление плана решения. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удается сразу обнаружить эту связь, возможно, полезно будет рассмотреть вспомогательные задачи. Необходимо прийти к плану решения:

Не встречалась ли Вам ранее эта задача, пусть даже в несколько иной форме, может быть родственная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестные: не следует ли ввести какой-нибудь вспомогательный элемент? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Нельзя ли придумать более доступную, сходную задачу? Нельзя ли решить часть задачи? Все ли данные Вами использованы, все ли условия?

3.  Осуществление плана.

Нужно осуществить план решения:

Контролируйте каждый свой шаг в процессе решения. Ясно ли Вам, что предпринятый Вами шаг правилен? Сумеете ли Вы доказать, что он правилен?

4.  Взгляд назад (изучение полученного решения).

Нужно изучить найденное решение: Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли было увидеть его с первого взгляда? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат или метод решения.

 

«Анаграммы».

Цель: Овладение схемой Д. Пойа.

Участнику предлагается карточка с анаграммой: ЛАЗЯКИМНЕ. Задача -переставить буквы, чтобы получилось существительное в именительном падеже единственного числа.

Как при решении можно исследовать схему Пойа?

– Что неизвестно? – Слово.

– Что дано? – Набор букв.

– В чем состоит условие? – Искомое слово состоит из 9 букв.

Сделайте чертеж: ---------.

– Сможете ли Вы изложить задачу иначе? – Расставим буквы алфавитном порядке, так: А-Е-З-И-К-Л-М-Н-Я, или так: А-Е-И-Я З-К-Л-Н-М.

Ясно, что в искомом слове не более четырех слогов.

– Решите похожую задачу. Безусловно, мы можем составить короткие слова из данных букв: лаз, яма, имя, змея, земля, попробуем подставлять эти слова в наш чертеж, дописывая оставшиеся буквы. Используя слово «земля» получим искомое слово «земляника».

Варианты задания:

ТЕКСНОПК (конспект),

ЛИКЧАМЬ (мальчик),

ТАКДВАР (квадрат),

СИТЕДВЕЙ (действие).

 

Итог: Данное упражнение, очевидно, демонстрирует то, что приведенную выше схему можно использовать не только для решения сложных алгебраических, физических и т.д. задач, но и для решения различных головоломок, словесных лабиринтов.

 

«Трудная головоломка».

Цель: Овладение способом приравнивания.

Задача: Ответьте на вопрос: если головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали эту, была труднее, чем головоломка, которую Вы разгадали после того, как Вы разгадали головоломку, которую Вы разгадали перед тем, как вы разгадали эту, то была ли головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали эту труднее, чем эта?

Для успешного решения лучше всего пригодится стратегия разбиения данной задачи на промежуточные. Для начала упростим задачу введением некоторых переменных.

А) Договоримся приравнять фразы: «Эта» = «Эта головоломка» = «головоломка А».

Получим: Если головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А была труднее, чем головоломка, которую Вы разгадали после того, как Вы разгадали головоломку, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А, то была ли головоломка , которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А, труднее, чем головоломка А?

В) Следующее равенство такое:

«головоломка, которую Вы разгадали перед тем, как Вы разгадали головоломку А» = «головоломка В».

При замене получаем: Если головоломка В была труднее, чем головоломка, которую Вы разгадали после того, как разгадали головоломку В, то была ли головоломка В труднее, чем головоломка А?

Очевидно, что «головоломка, которую Вы разгадали после того, как Вы разгадали головоломку В» = «головоломка А». В итоге имеем: Если головоломка В была труднее, чем головоломка А, то была ли головоломка В труднее чем головоломка А?

Ответ: Да.

Итог: В данном упражнении прямой поиск решения не срабатывает. Эффективен способ приравнивания, присвоения некоторым фразам определенных значений. Подобным способом мы пользуемся на уроках математики при решении текстовых задач, только там мы приравниваем фразам математические выражения.

 

«Быки и коровы».

Цель: Развитие умения получать недостающую информацию, задавая минимальное количество вопросов, развитие логического мышления.

Играют два человека или две команды (в этом случае игра идет в парах, а победа присуждается той команде, в которой большее число игроков выиграли у своего соперника в паре).

Каждый участник задумывает четырехзначное число с разными цифрами (на первом месте может стоять ноль). Задача соперника – отгадать число, задуманное напарником. Для этого один из игроков называет любое 4-значное число, а другой, сравнив его со своим, называет количество «быков» и «коров». «Бык» – ситуация, когда в названном и задуманном числе есть цифры, совпадающие по значению и месту в числе. «Корова» – ситуация, когда в названном и задуманном числе есть одинаковые цифры, но их позиции не совпадают.

Например, задумано число:

5239.

Отгадывающий называет следующее число:

2735.

Загадавший сообщает, что результат – 1 бык, 2 коровы.

Теперь остается применить полученную информацию к поиску верного решения. Выигрывает тот, кто первым получит в ответ на свои вариант решения ответ 4 быка.

Итог: Игра относится к разряду тестовых игр, игр с неполной информацией. Поэтому основная задача для успешного достижения результата – задать наименьшее число вопросов для получения наибольшей информации.

 

«Наборщик».

Берется произвольное слово и из его букв составляются (набираются) другие слова. Составлять можно только имена существительные, нарицательные в исходной форме, в единственном числе, в именительном падеже, нельзя в уменьшительно-ласкательной форме. Выигрывает тот, кто смог набрать большее число слов. Игра требует некоторых комбинаторных навыков, ведь приходится использовать способы перебора букв. Может быть, поэтому в соревновании «физиков» и «лириков» первые выигрывают чаще.

 

«Анаграммы».

Слово, составленное из всех букв данного слова, называется анаграммой. Играющим дается задание – найти исходное слово для анаграммы (может быть и не одно). Объекты:

приказ – каприз

колба – бокал

карта – карат – катар

клоун – колун – кулон – уклон

материк – метрика

мошкара – ромашка

ротонда – торнадо

апельсин – спаниель

норматив – минотавр

хористка – акростих

вертикаль – кильватер

геометрия – геотермия

стационар – соратница

монограмма – номограмма

графология – голография

дозревание – раздвоение

ратификация – тарификация

старорежимность – нерасторжимость

рост – сорт – торс – трос

вектор – корвет

корсет – сектор

перемалывание – переламывание

ограниченность – неорганичность.

 

«Каркас».

Нужно составить как можно больше слов, имеющих общий набор согласных букв, общий «каркас». Ведущий предлагает в качестве каркаса произвольный набор согласных, порядок согласных, как и то, какие и сколько гласных (а также букв Ъ, Ь) используется при составлении слов, значения не имеют. Например, при каркасе «К», «Н», «Т» нас устроят слова: «кант», «кнут», «танк», «канат», «нокаут», «нитка», «нытик», «ткань», «туника», «октан» и т.д. Побеждает тот, кто «натянет» на каркас наибольшее число слов.

«Метаграммы».

Метаграммы данного слова получаются заменой одной из его букв на другую. Игра заключается в построении цепочки метаграмм, соединяющей два заданных слова. Например:

коза – поза – пола – полк – волк;

коза – лоза- луза – луна – лупа – липа – лиса;

коза – кора – кара – фара – фарс – барс;

муха – мура – тура – тара – кара – каре – кафе -кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок -сток – стон – слон;

миг – маг – май – чай – час – чад – гад – год – гид – вид – вис – вес – век – бек – бок – боа – бра – эра.

Для тренировки можно играть в более простую игру, соревнуясь в количестве метаграмм для одного слова, например:

дом – ком, лом, ром, сом, том, дым, дог, док, дол.

кочка – бочка, дочка, мочка, ночка, почка, точка, качка, кичка, кучка, корка, кошка.

 

«Балда».

В этой игре можно обойтись без карандаша и бумаги. Первый игрок называет произвольную букву, второй добавляет букву слева или справа, имея в виду некоторое слово. Следующий игрок (или снова первый) также приписывает букву с одной из сторон, имея ввиду свое слово, и т.д. Тот, кто очередным ходом вынужден закончить слово, либо не может приписать никакой буквы, проигрывает кон и в наказание получает первую букву слова «балда». При вторичном проигрыше этого человека буква «Б» превращается в «Ба», затем в «Бал», и в конце концов кто-нибудь становится первым Балдой.

При этом может быть введено еще одно интересное условие, требующее от всех игр оков внимания и памяти. К проигравшим в предыдущих раундах следует обращаться не по имени, а с помощью того набора букв, на который он уже проигрался. Тот, кто ошибется в обращении, автоматически освобождает проигравшего от клички, приобретая ее сам.

 

Итог: Словесные игры имеют немалое значение для развития мышления и речи. Дают возможность не только потренировать и проявить эрудицию, но и глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.

 

«Кто меньше?».

Игроки задумывают по одному числу от одного до пяти и числа сравниваются. Если они совпадают или различаются больше, чем на единицу, каждый игрок получает количество очков, совпадающее с задуманным числом. Если же числа различаются на 1, то игрок, загадавший меньшее число, получает очки, равные сумме всех задуманных чисел. Игра продолжается 10 туров, выигрывает тот, кто набрал большее число очков.

 

«Посредственность».

Пример игры для трех лиц: в каждом туре трое участников выбирают по одному числу из определенного множества чисел. Очки за считываются только тому игроку, который загадает среднее число из трех, самому «посредственному», причем, сколько загадал, столько и получил. Игра длится 10 туров, побеждает тот, кто набирает среднее число очков. Ясно что стратегия игры весьма сложна и не поддается описанию.

 

«Сим».

На листе бумаги по окружности расставляют несколько точек. При очередном ходе каждый из двух игроков проводит пинию своего цвета, соединяющую любые две точки. Проигрывает тот, кто вынужден будет первым построить треугольник своего цвета с вершинами в этих точках. Общее число точек не должно быть меньше шести.

 

Итог: В данных играх присутствует элемент рефлексии, они требуют на несколько шагов вперед предугадывать ходы противника, логически просчитывать их.

 

«Яблоко».

а) Соревнуются двое участников один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод отказать.

– Дай мне, пожалуйста, яблоко.

– Я не знаю, какое.

– Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

– Я не знаю, какое из красных яблок.

Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока один из участников не сдается.

б) Другие участники, ориентируясь на имеющийся опыт, пытаются добиться лучших результатов по времени.

Примечание: в игре не должны применяться некорректные ходы: «Дай немедленно», «Не дам и все», «Почему я должен…» и т.п.

Рефлексия группы. Попытка выявления эффективного алгоритма этой игры и распространение эмпирического опыта: сведение объекта к единичному и введение 7-мерного информационного пространства (субъект; объект; цель; средство; метод; пространство; время).

 

«Скрытая тавтология».

Это упражнение начинает ведущий. Он произносит какое-либо определение, а любой из участников тренинга просит определить какой-либо из «непонятных» терминов, употребленных в сказанном определении. Таким образом строится второе определение, по отношению к одному из терминов которого предъявляется такое же требование. В результате выстраивается цепочка определений. Задача – как можно быстрее замкнуть круг понятий, определяемых друг через друга. Ограничение только одно – не допускать явной тавтологии в одной фразе.

Пример:

Вода – жидкость.

Что такое жидкость?

Жидкость не есть твердое, сыпучее или газообразное тело.

Что такое тело?

Тело есть ограниченный материальный объект, например, кусок льда.

Что такое лед?

Не жидкое состояние воды.

Что такое вода?

Упражнение эффективно для развития гибкости мышления. Оно способствует развитию умения прогнозировать вопросы партнеров, критически корректировать высказывания, облекать их в наиболее выгодную форму.

 

«Археолог».

Команды готовят утверждения, в которых маскируют риторические вопросы, например:

а) Все русские предпочитают ездить быстро. Ответ: Какой русский не любит быстрой езды?

б) Мальчика не было. Ответ: А был ли мальчик?

в) Не было смысла начинать. Ответ: стоило ли ломать копья?

Соперники должны «раскопать» вопрос, который спрятан в суждении.

Вариант: Команды дают для превращения в риторические вопросы произвольные высказывания (в том числе и общеизвестные), которые не предполагают в обычном общении существования риторического вопроса.

Например: «Карету мне, карету!»,

«Коня, полцарства за коня!», «Пришел, увидел, победил.

Задача соперников – превратить предложенные суждения в риторические вопросы. Команды могут предлагать собственные варианты вопросов к своим суждениям.

 

«Кодирование песни».

Тренинговая группа делится на две команды, каждая из которых предлагает соперникам разгадать контекстно-смысловой ряд, передающий содержание куплета песни.

Например: Служитель культа совершил насильственные действия в отношении одушевленного биологического объекта, находившегося в его собственности, закончившиеся летальным исходом, невзирая на эмоциональную привязанность к последнему. Эти действия были спровоцированы присвоением со стороны упомянутого одушевленного биологического объекта некоего иного объекта, некогда также бывшего биологическим одушевленным, но на тот момент переставшего быть одушевленным. В результате служитель культа поместил оба объекта в недра и создал бесконечный информационный алгоритм, сообщающий, что… (читай сначала).

Ответ: У попа была собака.

 

«Поиск причины».

Какой-либо участник группы «оправдывает» действие называя его причины, затем причины причин, причины причин причин и т.д. до тех пор, пока удается найти аргументы.

 

«Поиск цели».

Один из участников занимает ступ перед группой и высказывает некоторое свое желание. Задача – путем выяснения целей целей и целей целей целей выяснить истинные, окончательные цепи этого желания участника.

 

«Родственники».

Установить последовательность и возможность комбинации родственных отношений, когда человек становится себе:

а) племянником,

б) дядей,

в) дедушкой.

 

«Конструирование ошибок».

Участникам предлагается сконструировать определения к некоторым понятиям: бочка, корова, трамвай, снег и т.д. Работа может начаться в индивидуальном режиме добровольцами, после чего сконструированные ими определения выносятся на суд группы, которая совместными усилиями доводит их до правомерных, неошибочных определений.

1. Найти ошибку в рассуждениях:

Докажем, что 2*2=5.

Доказательство: 4:4=5:5.

Вынесем за скобки общий множитель каждой части: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, сократив их получим 4=5, а следовательно 2*2=5.

2. Найти решение софистических парадоксов:

а) Брадобрей должен брить только тех, кто не бреет сам себя. Те, кто не бреет сам себя, должны бриться у брадобрея. Но если брадобрей не будет брить сам себя, то получается, что он не может этого делать.

б) Некто попросил Вас не выполнять его просьбы.

в) Врет ли человек, когда сообщает, что он врет?

г) Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял врагов.

Ты имеешь врага.

3. Сконструировать вопросы всех возможных типов ко всем возможным предметам по мотивам песенки «У попа была собака».

Команды по очереди, без предварительной подготовки конструируют вопросы. Команда, не сумевшая задать очередной вопрос, выбывает из упражнения.

Можно ввести систему подсчета очков, построив приоритеты вопросов:

Безусловные уточняющие вопросы – 1 балл.

Условные уточняющие вопросы – 2 балла.

Восполняющие вопросы: «Кто?» «Какой?» – 3 балла.

«Что?» «Где?» «Когда?» – 4 балла.

«Почему?» – 5 баллов.

Источник: http://allscenarios.ucoz.ru/index/trening_pamjati/0-48

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тренинг логического мышления iconРазвитие логического мышления младших школьников
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Тренинг логического мышления iconЛябина Т. И. учитель математики высшей категории моу «Мошокская средняя...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Тренинг логического мышления icon«Химические свойства неметаллов»
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с периодической таблицей Д. И. Менделеева; Воспитательные:...
Тренинг логического мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5—7 лет ребенок уже может овладеть на...
Тренинг логического мышления iconРешение кафедры
...
Тренинг логического мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие наглядно образного мышления, активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления, умение ориентироваться...
Тренинг логического мышления iconИпиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Апрель...
Исследование спланировано как двойное слепое, т е дети, психологи и родители не знали, в какой именно тренинг были включены дети....
Тренинг логического мышления iconС детьми и взрос­лыми. Ббк 88. 8 18ВК5-98534-338-3 Вачков
Метафорический тренинг. — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 2006. 144 с. (Действенный тренинг)
Тренинг логического мышления iconУрок по теме «Глагол»
Коррекция логического мышления на основе анограмм и словарной работы, минутки чистописания
Тренинг логического мышления iconУрок №№1-5 Учитель
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Тренинг логического мышления iconХарактеристика учебного
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Тренинг логического мышления iconКонкурс “Кроссворд” 12 баллов
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело
Тренинг логического мышления icon«Сказочный калейдоскоп»
Цель: развитие образного, логического, ассоциативного мышления; формирование учебной мотивации, сплочение коллектива
Тренинг логического мышления iconПояснительная записка Геометрия
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Тренинг логического мышления iconЛогические основы компьютера (2 часа)
Способствовать формированию навыков формально- логического мышления, умению рассуждать и делать выводы
Тренинг логического мышления iconНазвание электронных образовательных изданий
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск