Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей
физико-математического цикла
Протокол
от «26» июня2013г.
№ 6
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
Шмакова А.В.
«26» июня 2013 г.
| ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета школы
Протокол от
«29» августа 2013 г.
№ 1
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБВСОУ «ОСОШ №35
от «30 » августа 2013 г.
№ 150
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа»
11а класс
Составитель:
Коренчук Татьяна Михайловна,
учитель математики
Старый Оскол – 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) по учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» для 11а класса разработана на основе авторской программы по алгебре и началам математического анализа Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, М.В.Ткачева для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Сборник программ: Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова, М. «Просвещение» 2009 г., 1 вариант, стр.4;. 1 вариант, стр.22.
Цель программы – систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: сформулировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла, ознакомить учащихся с их свойствами и зависимостями, научить применять формулы для преобразования тригонометрических выражений; сформировать умения решать простейшие тригонометрические уравнения, познакомить учащихся с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений; изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся строить их графики.
Согласно типовому положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 3,11.1994г., с изменениями от 9.09.1996г., 20.07.2007 г.) срок освоения образовательных программ на 3 ступени обучения составляет 3 года. Продолжительность учебного времени составляет 36 учебных недель. Всего за 3 года обучения - 180 часов, по авторской программе - 172 часа. Поэтому 8 часов добавлены в 10 класс на вводное повторение. В соответствии с этим авторская программа реализуется следующим образом:
№ п/п
| Содержание материала
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| 10класс
(очный)
| 11 класс (очный)
| 12 класс (очный)
| 1.
| Действительные числа
| 11
| 11
|
|
| 2.
| Степенная функция
| 9
| 9
|
|
| 3.
| Показательная функция.
| 10
| 10
|
|
| 4.
| Логарифмическая функция.
| 14
| 14
|
|
| 5.
| Тригонометрические формулы.
| 21
|
| 18
|
| 6.
| Тригонометрические уравнения.
| 15
|
| 10
|
| 7.
| Тригонометрические функции.
| 10
|
| 7
|
| 8.
| Производная и ее геометрический смысл
| 16
|
|
| 16
| 9.
| Применение производной к исследованию функции.
| 16
|
|
| 16
| 10.
| Интеграл.
| 10
|
|
| 10
| 11.
| Элементы комбинаторики.
| 9
|
|
| 9
| 12.
| Знакомство с вероятностью.
| 9
|
|
| 9
| 13.
| Повторение.
| 22
| 28
| 1
| 12
| 14.
| Всего
| 172
| 72
| 36
| 72
| Разница часов Программы с авторской программой реализуется за счёт часов, отведенных на консультации.
Всего количество учебных часов в 11а классе - 36 (1 ч. в неделю). Контрольных работ – 3. Преподавание курса ориентировано на использование УМК:
1. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др. Алгебра и начала математического анализа, 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010 г.
2. М.И.Шабунин и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс.- М.: Просвещение, 2010 г.
2. М.И.Шабунин и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11 класс.- М.: Просвещение, 2010 г.
3. Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / Сост. Т.А.Бурмистрова - М.: Просвещение, 2009 г. Требования к уровню подготовки учащихся 11а класса должны
знать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корней, степени с рациональным показателем, логарифмов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций;
- исследовать функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и рациональных функций;
- вычислять площади с использованием первообразной;
- решать рациональные, показательные и логарифмические, иррациональные и тригонометрические уравнения и неравенства, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множество решений уравнений, неравенств и их систем;
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятность событий на основе подсчета числа исходов.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Календарно-тематическое планирование.
№
урока
| Содержание учебного материала
| Часы
учебного
времени
| Плановые сроки
| Примечание
|
| Глава 5.Тригонометрические формулы.
| 18
|
|
| 1
| Радианная мера угла
| 1
| 2.09.13
|
| 2
| Поворот точки вокруг начала координат.
| 1
| 9.09.13
|
| 3
| Определение синуса, косинуса и тангенса угла
| 1
| 16.09.13
|
| 4
| Знаки синуса, косинуса и тангенса.
| 1
| 23.09.13
|
| 5
| Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
| 1
| 30.09.13
|
| 6
| Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
| 1
| 7.10.13
|
| 7
| Тригонометрические тождества.
| 1
| 14.10.13
|
| 8
| Тригонометрические тождества.
| 1
| 21.10.13
|
| 9
| Синус, косинус, и тангенс углов ∝ и - ∝.
| 1
| 28.10.13
|
| 10
| Контрольная работа №1 по теме
« Тригонометрические формулы»..
| 1
| 11.11.13
|
| 11
| Анализ контрольной работы. Формулы сложения.
| 1
| 18.11..13
|
| 12
| Формулы сложения
| 1
| 25.11..13
|
| 13
| Синус, косинус, и тангенс двойного угла.
| 1
| 2.12.13
|
| 14
| Синус, косинус, и тангенс двойного угла.
| 1
| 9.12.13
|
| 15
| Формулы приведения
| 1
| 16.12.13
|
| 16
| Формулы приведения.
| 1
| 23.12.13
|
| 17
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| 1
| 30.12.13
|
| 18
| Контрольная работа №2 по теме «Тригонометрические формулы».
| 1
| 13.01.14
|
|
| Глава 6.Тригонометрические уравнения.
| 10
|
|
| 19
| Анализ контрольной работы Решение уравнения cosx=a.
| 1
| 20.01.14
|
| 20
| Решение уравнения cosx=a.
| 1
| 27.01.14
|
| 21
| Решение уравнения. sinx=a.
| 1
| 03.02.14
|
| 22
| Решение уравнения. sinx=a Самостоятельная работа.
| 1
| 10.02.14
|
| 23
| Решение уравнения tgx=a.
| 1
| 17.02.14
|
| 24
| Решение тригонометрических уравнений.
| 1
| 24.02.14
|
| 25
| Решение тригонометрических уравнений.
| 1
| 03.03.14
|
| 26
| Решение тригонометрических уравнений. Самостоятельная работа.
| 1
| 10.03.14
|
| 27
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| 1
| 17.03.14
|
| 28
| Контрольная работа №3 по теме «Решение тригонометрических уравнений».
| 1
| 31.03.14
|
|
| Глава 7.Тригонометрические функции .
| 8
|
|
| 29
| Анализ контрольной работы. Область определения и множество значений тригонометрических функций.
| 1
| 07.04.14
|
| 30
| Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.
| 1
| 14.04.14
|
| 31
| Свойства функции
у = cos x
| 1
| 21.04.14
|
| 32
| Свойства функции
у =sin x. Самостоятельная работа.
| 1
| 28.04.14
|
| 33
| Свойства функции у=fgх
| 1
| 05.05.14
|
| 34
| Обобщающий урок.
| 1
| 12.05.14
|
| 35
| Контрольная работа №4 по теме
«Тригонометрические функции».
| 1
| 19.05.14
|
| 36
| Работа над ошибками. Повторение.
| 1
| 26.05.14
|
|
Содержание обучения
1. Тригонометрические формулы. Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение тригонометрических функций числового аргумента. Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Тригонометрические тождества. Формулы сложения. Формулы двойного угла. Формулы приведения. Синус, косинус суммы (разности) двух аргументов.
2. Тригонометрические уравнения.
Решение уравнений соsx=a. Решение уравнений sinx=а. Решение уравнений tgx=a. Решение тригонометрических уравнений сводящихся к простейшим. Решение тригонометрических уравнений сводящихся к квадратным. Решение тригонометрических уравнений способом разложения на множители.
3. Тригонометрические функции.
Область определения, множество значений, четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Исследование тригонометрических функций и построение их графиков. Формы и средства контроля.
Формы контроля:
тематический контроль: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы;
текущий контроль: фронтальный опрос, собеседование, тестирование.
итоговый контроль: итоговая контрольная работа.
Средства контроля:
1. Для проведения контрольных работ используются тексты контрольных работ из учебного издания «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» /Сост. Т.А. Бурмистрова, М. «Просвещение» 2011 2. Для проведения самостоятельных работ используется учебные пособия: М.И.Шабунин и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс.
М.И.Шабунин и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11 класс.
Базовый уровень, - М.: Просвещение, 2012 г.
№ п/п
| Формы контроля
| Тема
| 1.
| Контрольная работа № 1
| Тригонометрические формулы
| 2.
| Контрольная работа № 2
| Тригонометрические формулы.
| 3.
| Контрольная работа № 3
| Решение тригонометрических уравнений.
| 4.
| Контрольная работа № 4
| Тригонометрические функции.
|
Оценка письменных контрольных работ обучающихся 11а класса
по алгебре и началам математического анализа
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учающийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Перечень учебно-методических средств
Основная литература
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва и др. - 17-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 464 с. : ил.
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы.10 класс [Текст] : базовый уровень / М. И. Шабунин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, Р. Г. Газарян. - 5-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 191с. : ил.
3. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы.11 класс [Текст] : базовый уровень / М. И. Шабунин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, Р. Г. Газарян. - 5-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 191с. : ил.
4. Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 10-11 классы. / Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
Дополнительная литература
Федорова, Н. Е. Изучение алгебры и начал анализа в 10-11 классах [Текст]: кн. для учителя / Н. Е. Федорова, М. В. Ткачёва. - М. : Просвещение, 2004. - 205 с. : ил.
Алгебра и начала анализа. [Текст] : тесты для промежуточной аттестации в 10-м классе / под ред. Ф.Ф. Лысенко. - Ростов на Дону: Легион, 2007. - 80 с.
Математика. Устные вычисления и быстрый счет.[Текст] : тренировочные упражнения за курс 7-11 классов /под ред. Ф.Ф. Лысенко. - Ростов на Дону: Легион, 2007. - 230 с.
Оборудование и приборы
по алгебре и началам математического анализа для 12а класса
№ п/п
| Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
| Дидактическое описание
| Количество на 22 обучающихся
|
|
|
|
| Старшая школа
| В наличии
|
| 1.1
| Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)
| Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики.
| 1
| 1
|
|
| 1.2
| Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике
| 1
| 1
|
|
| 1.3
| Авторские программы по курсам математики
| 1
| 1
| 1.4
| Учебник по алгебре и началам математическогоанализа для 10-11 класса
| В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации,, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ
| 22
| 22
| 1.6
| Дидактические материалы для контрольных работ по алгебре и началам математического анализа для 11 класса
| Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.
| 1
| 1
| 1.7
| Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену
| 3
| 3
| 1.8
| Научная, научно-популярная, историческая литература
| Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения.
| 2
| 2
|
|
| 1.9
| Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул)
| 2
| 2
| 1.10
| Методические пособия для учителя
| 3
| 3
| 2.
2.1
| Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов
| Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.
| 18
| 18
| 2.2
| Портреты выдающихся деятелей математики
| В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте.
| 9
| 9
| 3. 3.1
| Электронные учебные издания по основным разделам курса математики
|
| 6
| 6
| 4. 4.1
| Мультимедийный компьютер
| Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.
| 1
| 1
| 4.2
| Сканер
|
| 1
| 1
| 4.3
| Принтер струйный
|
| 1
| 1
| 5.5.1
| Доска магнитная
|
| 1
| 1
| 5.2
| Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
| Комплект предназначен для работы у доски.
| 1
| 1
| 6.2
| Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)
|
| 1
| 1
| |