Тема моего выступления





Скачать 122.05 Kb.
НазваниеТема моего выступления
Дата публикации27.07.2014
Размер122.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления –

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке.

Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе.

В школе протекает множество сложнейших по своей структуре процессов, требующих конкретного, систематического, научнообоснованного управленческого воздействия.

Один из таких процессов – урок, во всем многообразии его типов, видов и форм. Решение подавляющего числа педагогических задач так или иначе зависит от его качества. Управление уроком - это не только педагогическая, но и управленческая проблема. Идея управления уроком была обоснована Сухомлинским еще 40 лет назад. Время требует претворить эту идею в жизнь.

Понятно, что в рамках одного педагогического совета невозможно ответить даже кратко такой вопрос, как « Управление и его эффективность». Нужно сузить круг вопросов

Что объединяет нас – учителей разных предметных областей? Во-первых, наши ученики, во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, в-третьих, урок как основная форма организации учебного процесса. Вот этих «трех китов» и положим в основу наших рассуждений.

Наши ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологическое состояние? Чем заполнено пространство их интеллекта, их интересов? Наши ученики очень разные, но есть общее, что объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны несомненно учитывать.

I. Что нужно знать и уметь современному человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

Этот вопрос задают себе педагоги, психологи, социологи не только у нас в России, но и в многих развитых странах мира.

В книге «Школа для 21 века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, подчеркивает: «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, должен обладать следующими качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;




  • умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить;

  • видеть возникающие в действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их использования;

  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями разных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали необходимость воспитания их у себя.

Какими же должны быть мы педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству.

Конфуций сказал: «Три пути ведут к знаниям: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький» . У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привело к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.

II. Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой.

Учитель по своим функциям является управленцем. Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины слушать. А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.

Деятельность любого человека происходит по объективным законам, которые выявлены психологами, социологами и методологами, педагогами.

Любую деятельность можно изобразить в виде схемы

схема 1

В любой деятельности могут быть выделены следующие составляющие:

схема 2

В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к той норме деятельности (ND), которую знает и задает учитель.

Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке учитель, и нормой деятельности каждого конкретного ученика. За счет чего возможно преодоление этого противоречие? Путей много. Сегодня мы говорим только об одном – об управлении деятельности учащихся.

Давайте вспомним. Что же такое управление?

Управление – это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками.

Педагоги говорят – что управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Чем же необходимо управлять?

Вот как директор управляет школой, и мы, учителя, должны управлять уроком.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

  • целеполаганием учащихся;

  • мотивацией их деятельности;

  • формированием их деятельности;

  • созданием обратных связей: учитель – ученик;

  • созданием проблемных ситуаций;

  • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников.

Условия эффективности управленческого воздействия

Условия обеспечения эффективности обучения школьников

Совместная работа хорошо спланирована и организована

Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности.

Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают

Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и ее результатам; формирование на этой основе интереса к обучению.

Исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы.

Мотивационная направленность обучения

Социально-психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы.

Контакт между учителем и учащимися

Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях.

Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами ребят

Профессиональные контакты между педагогами

Осуществление межпредметных связей в обучении

Даже без детального сравнительного анализа нетрудно заметить ,что эти условия близки по своей сути.

Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности.

Таким образом, мы можем зафиксировать еще одну проблему для детальной последующей проработки – как в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения школьников? Тем самым, каждый из нас частично сможет выявить уровень сформированности у себя управленческих умений и навыков. Чтобы сделать это, необходимо оценить успешность деятельности учителя на уроке. Поэтому остановимся на дидактических требованиях к современному уроку.

III. Дидактические требования к современному уроку:

  1. Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

  2. Определение оптимального содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.

  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

  4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.

  5. Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.

Эти требования перекликаются с условиями эффективности управленческого воздействия. И они вполне объяснимы.

Учёные видят одно и то же, но каждый смотрит на происходящее через призму своей науки:

  • Дидакт, например, концентрирует свое внимание на общих методах, применяемых учителем на уроке. 

  • Методист – на способах преподавания и конкретном содержании учебного материала и их соответствии целям урока. 

  • Психолог – на особенностях усвоения этого материала.

  • А специалист по кибернетике – на характер управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.  

Все это даёт основание высказать мнение, что,

во-первых, управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах, 

а, во-вторых, повышение уровня профессионального мастерства учителя неразрывно связано с его управленческой компетентностью. 

Рассмотрим теперь некоторые педагогические приемы с управленческих позиций.

ПРИМЕР №1 ПРИЕМ «ВХОД НА УРОК»

Воспользуемся материалом из книги А.А. Гина «Приемы педагогической техники».

Атлет. Придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура «вход в класс». Сама процедура может быть разной.

Формула: учитель начинает урок с «настройки»

Например, учитель знакомит с планом урока, ( педагоги говорят) это можно сделать в полушутливой форме вот так : «Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос …(звучит тема в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное, то есть займемся повторением»

Если есть техническая возможность, то хорошей настройкой на урок может стать короткое музыкальное введение.

Можно начать урок с традиционного разбора домашнего задания или интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Возможны и другие варианты вхождения в класс.

Продумывая вход в урок, целесообразно помнить о связи между работоспособностью учащихся и временем урока. Максиамльная работоспособность учащихся длится всего 19 минут (с четвертой минуты урока по двадцать третью минуту), поэтому «вхождение» в урок необходимо четко планировать.

ПРИМЕР №2 «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОГОТОВКОЙ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ». Для этого урок делим на 3 этапа

Достижение обязательных результатов обучения всеми учащимися становится на современном этапе одной из важнейших задач обучения. Естественно, что их уровень проверяется учителем посредством контрольных работ различного вида. При этом цель учителя очевидна – получить информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала в рамках темы, выносимой на контроль.

А цель ученика? Если перед ним нет позитивной , осознаваемой им цели, то правомерно ли говорить о возможности получения положительного результата его деятельности? Если к отсутствию цели и мотивации деятельности ребенка во время проведения контрольной работы добавить еще состояние тревоги, которое в той или иной форме испытывают большинство учащихся, то можно предположить. Что полученный результат контроля будет много ниже возможного результата у той же группы детей.

Подумаем, как можно управлять этой ситуацией, чтобы неприятная, но необходимая процедура контроля проходила для учащегося в наиболее комфортных условиях. Для примера возьмем тему «Математическая постановка задач» из информатики.

Первый этап урока. Актуализация деятельности учащихся.

Учитель сообщает учащимся, что настоящий урок будет посвящен подготовке к контрольной работе по теме и просит их сформулировать, исходя из темы урока, возможные цели их деятельности.

Учащиеся предлагают различные версии: а) подготовиться к контрольной работе; б) повторить пройденное; в) разобрать наиболее трудные вопросы темы.

Учитель: «Прежде чем окончательно утвердить цель своей деятельности, подумайте, как она связана с результатом деятельности. Для этого необходимо ответить на вопрос: «Что бы вы хотели знать перед тем, как приступить к контрольной работе?». Пауза, время для осмысления и формулирования задач, которые позволяют достичь цели.

Учащиеся говорят, что, если их цель - подготовиться к контрольной работе, то нужно выяснить: а) содержание и уровень сложности вопросов, которые будут предложены для контроля; б) способы и методы выполнения заданий, выносимых на контроль; в) способы и приемы подготовки к контрольной работе.

Естественно, что к целеполаганию учащиеся привыкнут не сразу. В ходе постоянного применения данной методики, этот первый и очень важный для дальнейшей деятельности шаг затруднений не вызывает. Кроме того, на данном этапе урока складывается основа мотивации дальнейшей деятельности ребят по подготовке к контрольной работе.

Продумывая педагогические условия реализации этой модели урока, учитель может предложить учащимся составить дома две таблицы «Теоретические знания» и «Практические умения» по предложенной форме.

Теоретические знания



Содержание вопроса

Характер вопроса

Где можно найти ответ на вопрос?

Как подготовиться к его контролю

1.

Что значит выполнить МПЗ?

Репродуктивный

Учебник, стр.140

Выучить материал


Практические знания




Содержание










1.

Уметь отличить поставленную задачу от непоставленной

Продуктивный

Образцы в тетради

Уметь обосновывать свои выводы

Даже если не все ученики выполнят это задание, «карательные» меры лучше не применять, поскольку очень важно создать и сохранить доброжелательный настрой на урок.

Второй этап урока Работа с таблицей.

Учитель: «Дома вы составили таблицы «Теоретические знания» и «Практические умения». Сейчас мы поработаем с первой из них. Порядок работы:

  1. вы читаете вопрос из своей таблицы;

  2. объясните, почему вы его выбрали в качестве контрольного;

определите характер вопроса (репродуктивный или продуктивный

  1. высказываете свои предложения, как подготовиться к контролю (например, выучить наизусть, уметь обосновать, уметь привести пример, уметь решить)

  2. если в вашей таблице такой вопрос есть, то отмечаете его, если нет – записываете.

Аналогичная работа проводится и с таблицей «Практические умения». После этого у каждого ученика в тетради будет полный перечень выносимых на контроль вопросов и заданий, а также набор приемов и способов их выполнения. Завершая эту работу, учитель предлагает учащимся сравнить полученную общими усилиями таблицу с таблицей, которую подготовил он. Если в таблице учителя есть вопросы, отличные от вопросов ученической таблицы, тот их нужно разобрать по той же схеме. При этом обосновывать значимость вопроса должны ученики.

Третий этап урока. Работа с практическими заданиями.

При работе с таблицей «Практические умения» учащиеся построят структуру практических заданий, по которым, по их мнению, можно проверить умения применять теоретические знания при решении конкретных задач. Учителю нетрудно предвидеть набор этих заданий.

Например, учащиеся выполняют следующее задание: «Определить, поставлены ли данные вам задачи? Ответ обосновать».

По ходу выполнения задания целесообразно рассмотреть вопросы, которые могут возникнуть у ребят или которые имеет смысл обсудить в целях более качественной подготовки. В приведенном примере это могут быть следующие вопросы:

  1. Какой раздел схемы несет самую главную смысловую нагрузку для выполнения полученных заданий?

  2. Назовите варианты, при которых вы не сможете заполнить этот раздел схемы (не знаем формулу, не можем указать, как связаны исходные данные и результат, забыли формулу или правило).

  3. Успешное выполнение заданий зависит от разобранных задач, от знания других предметов

Заканчивая урок, учитель просит учащихся оценить, достигнута ли поставленная цель, остались ли у них невыясненными какие – либо вопросы.

Если оценить эту модель урока с позиции тех простейших управленческих знаний, которые были приведены выше, то нетрудно заметить, что учитель грамотно сочетал их с дидактическими требованиями к современному уроку, активизировал познавательную деятельность учащихся, стимулировал их мышление, учитывал их мнение, создавал различные ролевые ситуации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема моего выступления iconТема моего выступления «Гимнастика»
Тема моего выступления «Гимнастика» (слайд №1). Начать мне его хотелось бы словами известного врача и общественного деятеля 20-го...
Тема моего выступления iconДоклад «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»...
Тема моего выступления «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»
Тема моего выступления icon«Функция»
Тема моего выступления называется «Уроки алгебры и геометрии для младших школьников»
Тема моего выступления iconКурсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей
Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего...
Тема моего выступления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я зовут Бутко Елена Юрьевна, я учитель информатики мбоу «сош №14» г. Нижневартовска. Тема моего выступления «Сайт педагога как средство...
Тема моего выступления icon«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом
Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду...
Тема моего выступления iconТема моего проекта соответствует теме моего самообразования: «Повышение...
Педагогический проект учителя английского языка мкоу баганской сош №1 Морозовой О. В
Тема моего выступления iconДоклад на семинар-совещание по теме: Правовое положение общественных...
Тема моего выступления направлена на раскрытие правового положения общественных объединений и религиозных организаций, а также незарегистрированных...
Тема моего выступления iconКонспект открытого урока по теме: «Музыка моего народа» 4 класс. Тема: «Музыка моего народа»
Цель: закрепить в сознании школьников, что из русского народного творчества сформировался музыкальный язык русской и современной...
Тема моего выступления iconСистема музыкального воспитания в отделении дополнительного образования детей
...
Тема моего выступления iconИкт на уроках окружающего мира в начальной школе
Тема моего выступления “икт на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2)
Тема моего выступления icon«Повышение ответственности руководителя бюджетного учреждения по...
Несколько слов о схеме моего сегодняшнего выступления: собственно доклад и в конце ряд важной информации, касающейся успешного завершения...
Тема моего выступления iconПрограмма выступления Руководитель Организация Оценка выступления...

Тема моего выступления iconТема выступления

Тема моего выступления iconПисьменного варианта выступления по курсу «логика и риторика»
Главное: выступления и их письменное оформление необходимо подготовить ориентировочно к последней декаде ноября
Тема моего выступления iconМетодическое объединение на тему: «Формирование фонда оценочных средств...
Тема выступления: Выступление «Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск