Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа»





Скачать 92.96 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа»
Дата публикации06.08.2014
Размер92.96 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Математика > Методическая разработка


ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА

НА ТЕМУ

«Простые и составные числа»

(Итоговая работа по модулю «Реализация требований ФГОС основного общего образования. Математика»)

Выполнила учитель математики

МОБУ Ставотинская ООШ Гаврилов-Ямского района

Епифанова Галина Сергеевна

Руководитель курса: Е.С.Шестеркина

Ярославль, 2013

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «Простые и составные числа»

Класс 5

Объем учебного времени на тему 2 часа

Место урока в теме (взаимосвязь с другими темами) Урок №4 главы «Делимость чисел» (введение нового понятия простого и составного числа с опорой на знания делителей и кратных числа).

Цель (цели, задачи) Исследовать натуральные числа на наличие количества делителей, выявить посредством классификации три группы чисел, которым в процессе поисковой деятельности будет присвоен термин «простое», «составное», «ни простое, ни составное» число.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные, уровни)

В результате ученик

  • Выявляет совместно с учителем три группы натуральных чисел;

  • Знает название каждой группы;

  • умеет находить среди натуральных чисел (по количеству делителей) «простое» и «составное»;

  • может обосновать свой ответ;

  • Имеет представление о способе составления таблицы простых чисел (Решето Эратосфена);

  • Осознаёт способы проверки «Является ли данное число простым?»: с помощью таблицы простых чисел либо с помощью нахождения более двух делителей;

  • Выявляет совместно с учителем особенность некоторых составных чисел, сумма делителей которых равна данному числу (без самого числа);

  • Получает возможность найти среди двузначных чисел «совершенное» число (домашнее задание).

  • Оценивает свою деятельность.

Задачи педагога в реализации урока

  • Формировать у обучающихся потребность в предстоящей деятельности.

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на нахождение делителей натуральных чисел, выявления простых и составных чисел;

  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

  • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

  • определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Критерии (показатели, индикаторы) достижения планируемых результатов

Обоснование своего выбора при выполнении задания «Верю – не верю»

Способы контроля за результатами

Проверка результата выполненного теста по шаблону

Рефлексия (самооценка)

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Познавательная деятельность

Основной уровень активности (воспроизводящая, интерпретирующая, творческая)

Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом

Методы: частично-поисковый, самостоятельная работа, беседа;

Формы: фронтальная, индивидуальная, устная, письменная;

Технологии: технология проблемно-диалогического обучения Мельниковой.

Тип урока Урок открытия нового знания

Используемый УМК (основной и дополнительный)

Учебник для общеобразовательных учреждений «Математика 5 класс» под редакцией Г.Ф. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, М: Просвещение, 2011.

Используемые электронные ресурсы

Материально-техническое оснащение урока (МТБ, ТСО. Расходные материалы и т.д.):

компьютер, проектор, слайды к уроку, карточки для математической игры «Сыщики», снежинки (фигурки) с натуральными числами, магниты, нарисованная схема ёлочки.

Методические комментарии (почему урок организован именно так? - обоснование выбора методов и форм обучения, исходя из места урока в учебной теме, особенностей школы, класса, используемого УМК и т.д.)

Урок проводится в классе малокомплектной сельской школы. Выбор методов и форм обучения обоснован тематикой урока «Открытие нового знания», используемые игровые элементы обусловлены возрастом обучающихся, повышением их интереса к математике. Использование УМК Г.Ф. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина позволяет давать разноуровневые задания, работать с математическим текстом.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА1

Этапы и временные рамки урока

Формируемые способы деятельности и вид образовательного результата2

Показатель достижения образовательного результата

Осуществляемые действия обучающихся

Формы организации деятельности обучающихся3 (Г, Ф, П или И)

Деятельность педагога


Методы обучения4 (ОИ, Р, П, ЧП или И)

Мотивационно-ориентировочный

1)Самоопределение к учебной деятельности, интерес к предмету. 2)Актуализация Смысловое чтение примеров на деление, выделение понятий: делитель, кратное;(Пр, П, Р)

Самооценка по предложенной схеме (Р);


3)Выявления места и причины затруднения и построения алгоритма выхода формулирование учебной задачи(Р): выяснить сколько делителей может иметь натуральное число.

Большинство обучающихся активно включены в этап, эффективно участвуют в постановке цели, коммуникации, все поняли план решения поставленной задачи, готовы приступить к решению, эффективно участвуют в коммуникации.

Настраиваются, готовятся к восприятию.
Решают известные примеры на деление (ситуация успеха), называют делитель, кратное

Анализируют, сравнивают натуральные числа, отвечают на вопрос: Сколько делителей имеет данное число и каких. Выдвигают гипотезу. Совместно с учителем формулируют цель (учебную задачу), планируют, создают алгоритм решения поставленной задачи.

И, Ф

Приветствует, создаёт положительный настрой.

Предлагает задание: решить примеры на деление натуральных чисел (приложение 1), организует самооценку, выполненного задания (приложение 2), Помогает осознать затруднение с помощью наводящих вопросов. Предлагает сделать предположение «Чем сегодня будем заниматься на уроке?», конкретизирует высказывания учащихся.

Р


ЧП

Операцион-но-познавательный

Этап реализации поставлен-ной задачи

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Этап включения в систему знаний и повторения

1) Поиск всех делителей натурального числа, анализ, классификация по группам (имеет 1 делитель, 2 делителя, больше

2-х), присвоение термина «простое», «составное», «ни простое, ни составное» (Пр, П)

100 % обучающихся активно включены в этап, эффективно участвуют в поиске, классификации, присвоении термина,
100 % заинтересован-ность, эффективно участвуют в коммуникации.

Находят делители числа на снежинке, считают количество делителей, обсуждают результаты исследования, выявляют три группы, распределяют числа-снежинки на схеме ёлки на доске. Называют каждую группу чисел.

И, Ф

Предлагает выбрать снежинку с заданием, организует диалог, вводит понятие простое, составное число. Предлагает украсить ёлку снежинками. (приложение 3)

ЧП

2) соотнести дату дня Рождения с понятием «простое», «составное» число (Л, Пр), обосновать (К);

Акцентировать внимание на особенности некоторых составных чисел, анализировать Д (6), получить возможность узнать о совершенном числе (П, Л)

Обосновывают и доказывают свой выбор;

Находят все делители числа 6, замечают свойство суммы делителей, выводят определение «совершенного числа».


И, Ф

Организует контроль усвоения понятий, предоставляет возможность исправления ошибок, обоснования своего мнения, создаёт ситуацию успеха;

Подводит к открытию нового знания в форме диалога (приложение 4)

ЧП, Р

3)работа с таблицей простых чисел (на форзаце учебника)способствует извлечению необходимой информации. (П) Работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать (К).

Осознанно относиться к учению, учебному взаимодействию (Л).

4) Выдвинуть предположение о способе нахождения простых чисел, иметь представление о решете Эратосфена.

Для ответа на вопрос: «Кто предложил способ нахождения простых чисел?» используют карточку игры «Сыщики».


П

И

Организует парную работу, следит за ходом выполнения задания, фиксирует первую пару верно, выполнившую задание. (Приложение 5)

Р или ЧП

ОИ

Анализ, сравнение, предположения, прогнозирование, установка связи (П).

Умение выслушать (К), высказать своё мнение (Л)

Анализируют, сравнивают, делают выводы, прогнозируют где будут применять полученные знания

Ф

Организует диалог, подводящий обучающихся к самостоятельной установке связи между понятиями делителя натурального числа и разложением числа на простые множители.




Рефлексивно-оценочная

Осмысление и оценивание своей деятельности (Л),

Контроль усвоения понятий (Р)


100% обучающихся активно и эффективно заполняют карточку самооценки

Выполняют тест, оценивают себя, заполняют карточку самооценки.

И, Ф

организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

определяют задания для самоподготовки

Р

Приложение 1-2.



Ответы на слайде скрыты.
Отмечают фломастером на полях:

Красный кружок – отлично,

Зелёный – хорошо

Синий – требуется помощь

8 – делитель 1000, 1000 – кратно 8, 125 – делитель 1000.

Приложение 4.

Давайте лучше узнаем друг друга.

Встаньте те, у кого день рождения выражен простым числом?

А у кого – составным числом?

А у кого – ни простым, ни составным числом? Спасибо.

Как вы думаете, какими числами удобнее пользоваться на практике? Почему?

Среди составных чисел нашлись интересные. Сумма делителей которых (без самого числа) равна этому же числу. Посмотрим. Выпишем все делители числа 6. Посчитаем сумму, исключая 6. За такую особенность это число назвали совершенным.

Приходилось ли вам слышать это слово? Когда? Где? Пожелаю вам стремиться тоже к совершенству. Такие люди – редкость.

Совершенных чисел тоже немного. Я вас прошу дома найти двузначное совершенное число (подсказка: оно выражено числом, не превосходящим числа дней декабря).

Приложение 5.



.

1


2 Пр – предметные результаты, П – познавательные УУД, Р – регулятивные УУД, К – коммуникативные УУД, Л – личностные УУД.

3 Г – групповая, Ф – фронтальная, П – парная, И – индивидуальная.

4 ОИ – объяснительно-иллюстративные, Р – репродуктивные, П – проблемное изложение, ЧП – частично-поисковые, И – исследовательские.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» icon«Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа»
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Делители и кратные», «Признаки делимости на 10, 5, 2,...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, и на Признаки делимости на 9 и на Простые и составные числа. Разложение на простые...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconРеферат по дисциплине «Математика» на тему: «Простые числа»
Изучая на уроках математики тему «Простые числа», я узнал из учебника и от учителя много интересных фактов по этой теме и мне захотелось...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconКалендарно-тематическое планирование №п/п Тема урока Элементы содержания
Делимость натуральных,целых чисел. Признаки делимости, простые и составные числа. Деление с остатком. Нод. Нок сравнения
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» icon«Делимость, нод и нок чисел.»
Цели урока: формировать умение находить нод и нок чисел разными способами; находить значение выражений, содержащих степени; повторить...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconМетодическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация»
Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать состав чисел первого десятка, уметь решать простые и составные задачи. Уметь читать и записывать числа от 0 до 100, сравнивать...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconКонспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconРазработка урока по алгебре в 10 классе «Решение тригонометрических уравнений». Цели урока
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconМетодическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе...
«Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconМетодическая разработка семинара по математике
«Мифы, которые приносят вред здоровью и мешают обучению математике и другим наукам.»
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» iconМетодическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск