Скачать 51.7 Kb.
|
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» Цели: познакомить с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного. Оборудование: аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», портрет Ф.Тютчева, диапроектор, экран, диск с репродукциями картин художников на тему «Зима», книга «Литературное чтение,ч.2,Л.А.Ефросинина», рабочая тетрадь, карточки с поэтическими строчками о зиме, два эскиза с контурами женских фигур. Ход урока.
-Прочтите запись на доске «Зимушка-зима». -О чем будем говорить на уроке? (О зиме.) -Но ведь у нас урок не природоведения, а литературного чтения. (О том, как писатели и поэты изображают зиму в своих произведениях.) 2. Знакомство с литературными приемами. -Прочитайте поэтические строчки о зиме разных поэтов. Что бы вы нарисовали к каждой строчке? «Зима висит на хвойных лапах, По праздничному хороша». ( А.Тарковский) «А там волшебница седая Лежит на высоте холма». (Г. Державин) « Березки толпятся кольцом И никнут в торжественной пудре». (Саша Черный) « Сугробы, как звери, столпились у двери И дышат в лицо ». (Ю. Мориц) -Какие строчки придают праздничное настроение? -Многие поэты, наблюдая картины природы, для особой выразительности используют литературные приемы: образные сравнения, эпитеты ,метафоры, олицетворение. Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение. («Сугробы, как звери», «толпятся кольцом», «зима висит»…) Эпитеты – это образные определения, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Найдите эпитеты. («Хвойные лапы», «волшебница седая», «торжественная пудра», «по праздничному хороша»…) Метафоры – это перенесение свойств одного предмета на другой, например, по их сходству. Попробуйте найти метафоры. («Столпились у двери», «дышат в лицо», «никнут в торжественной пудре»…) - Какие строчки вам больше всего понравились своей красотой ? Почему ? 3. Сопоставление поэтических строчек и картин художников. - Под музыку П.И.Чайковского рассмотрите репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», И.Шишкина «Зима», «На севере диком», А.Саврасова «Дворик. Зима», В.Поленова «Зима» и сопоставьте с поэтическими строчками, которые вы прочитали. Объясните свои высказывания. 4 Знакомство с Ф.И. Тютчевым. - Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину,только словесную. Правда процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека долгий и трудный и не каждому это удается. - Сегодня я вас познакомлю с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. Его называют «певцом природы» - Как вы думаете, почему? - Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки, а то – злой ведьмой. Одушевленная природа в стихах Ф. Тютчева полна движения, персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами. 5. Чтение учителем. - Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…» и подумайте о чем оно? -Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная. 6.Самостоятельное чтение. Прочитайте стихотворение самостоятельно и проследите за тем, как развертываются действия. 7.Выборочное чтение .-Почему «Зима недаром злится»? Прочитай. -А как встречает Весну все живое в природе? Прочитай. -Можно сказать, что автор говорит о весне и зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие свой ответ. - Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ? (олицетворение) -Найдите строчки, где это хорошо видно. Зима. Весна. «злится» «в окно стучится» «хлопочет» « гонит со двора» «ворчит»» «хохочет» «взбесилась ведьма злая» «умылася в снегу» –Какой вы представляете Зиму, Весну? -Доскажите предложения: Ведьма злая –это … Прекрасное дитя- это … -Как автор относится к победе весны над зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой. (С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…) 8.Иллюстрирование образов зимы и весны. -На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и т.д., чтобы получились два разных образа – весны и зимы ( по вариантам). - Какие слова помогли вам это сделать? Весна («хохочет и пуще лишь шумит», «прекрасное дитя», «и лишь румяней стала»). Зима («зима недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила убегая»). 9. Анализ иллюстраций. -Чем отличаются рисунки? -Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица) -К картине «Зима»? ( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.) -Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их? (Эпитеты, сравнения, олицетворения). 10.Подготовка к выразительному чтению. -Каким настроением пропитано все стихотворение? (Озорством, веселостью, задором). -И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом. Это настроение надо передать при чтении стихотворения. - Подготовьте выразительное чтение и не забудьте о секретах речи (тон, паузы, громкость, темп…) 11. Выразительное чтение детьми. -Объясните слова «взбесилась», «нудит». 12. Допишите строчки, расставив знаки препинания: Зима недаром … Прошла ее… Весна в окно… И гонит со… 13. Попробуйте сочинить стихотворение с предложенными рифмами ………………………………………злится ……………………………………….стучится Трудно ? 14.Итог. Задание на дом. Чуть более трехсот стихотворений составляет наследие Тютчева, способности которого проявились в 15 лет. А первые стихи, еще неизвестного поэта, но высоко оцененные А.С.Пушкиным были опубликованы в журнале «Современник». -А сегодня мы познакомились только с одним его стихотворением, и я думаю, что уже кому то оно очень понравилось.Чем? -Кто хочет выучить это стихотворение наизусть? |
Для 5-х классов: русские народные сказки Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. я коровиной (А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром... | ||
«Царевна-лягушка». «Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Из древнерусской литературы Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А. Н. Плещеев «Весна», И. С. Никитин... | Н. Н. Носов. Рассказ «Затейники» Автор проекта Разработка урока: по литературному чтению во 2-ом классе по программе «Школа России» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема. «Поэзия русской природы. Зима». Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою…», Есенин С. А. «Поёт зима – аукает». И. А. Бунин. «Первый... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Конспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Учитель: Торопыно... Развивать навыки здорового образа жизни посредством рационального питания, правильного выполнения режима дня, физических упражнений... | ||
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Урок по литературному чтению во 2-ом классе Тема урока: Викторина по сказкам Обучающая цель: обобщить знания обучающегося по пройденным сказкам в игровой форме | Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | ||
Методическая разработка урока английского языка во 2 классе. Тема урока: «Мои друзья животные» Развивать умения монологической и диалогической речи учащихся с использованием схем | Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема урока: «Н. Н. Носов.... Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа | ||
Методическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:... Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие | Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки |