Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла





Скачать 56.51 Kb.
НазваниеИнтеграция знаний предметов естественно-математического цикла
Дата публикации10.07.2013
Размер56.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы







Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла.
Бутикова Г.П., учитель математики

МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ Тамбовского района.
Математика — царица и служанка наук.

Эрик Темпл Белл
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.

Одной из важнейших проблем, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции.

Введение в школьную программу информатики дало возможность снять многие возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать интерес у учащихся к физическим и математическим проблемам, показать возможность их решения новыми, нестандартными методами: алгоритмизацией решения сложных задач на компьютере, возможностью смоделировать и наглядно увидеть на экране дисплея физические и математические процессы и управлять этими процессами .

Вторая проблема, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий физики, математики, информатики; выработки у них обобщённых умений и навыков.

Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.

Интегрированное обучение способствуют решению трех главных дидактических задач:

1) повышению научности и последовательности учебной информации;

2) стимулированию познавательных интересов и активного отношения обучающихся к усвоению знаний;

3) воспитанию научных убеждений. Это и необходимо для формирования у ребенка целостного восприятия мира.

Зачастую детям неитересна физика, математика, потому что они не улавливают связи данных предметов с окружающей их действительностью. Учитель, увлекаясь объяснением нового материала, забывает показать ребенку практичность применения данных знаний. Но виновны в этом не математика, физика, а учитель! Это он увлёкся, это он не сформировал нужные знания и умения. Педагогам надо адекватно оценивать именно свою деятельность и не забывать о практической направленности любого материала.

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязей у учащихся формируются современные представления о естественнонаучной картине мира.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла связано с математикой.
Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, технологии и др.).
Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами природоведения, физической географии, технологии. При этом раскрывается практическое применение получаемых учащимися знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

Последовательность расположения тем курса алгебры VII-IX классов обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. При изучении, например, равноускоренного движения используются сведения о линейной функции (IX класс), при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости (VIII класс). Решение уравнений, неравенств подготавливает учащихся к восприятию важнейших понятий курса информатики (алгоритм, программа и др.).

Аксиоматическое построение курса геометрии VII-IX классов создает базу для понимания учащимися логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии. Знания по геометрии широко применяются при изучении технологии, физики. Так, для изучения механики необходимо владение векторным и координатным методами, для изучения оптики – знаниями о свойствах симметрий в пространстве и т.д. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии, о графическом изображении сил, действующих по одной прямой, из курса физики VII класса позволяет на уроках математики наполнять конкретным содержанием геометрические абстракции.

Применение компьютеров на уроках математики целесообразно для проведения визуальных исследований, математических опытов, создания «живых картин» (например, для изображения на экране процесса последовательного приближения к окружности правильных вписанных многоугольников), а также для вычислительных работ. Связи математики с физикой, основами информатики и вычислительной техники развивают у учащихся политехнические знания и умения, необходимые для современной конструкторской и технической деятельности. В программах и учебниках усиливается математизация курсов физики и химии, при изучении физики целенаправленно применяются понятия пропорции, вектора, производной, функций, графиков и др. Так, движение рассматривается как производная функции координаты от времени, а ускорение – как производная скорости от времени при равноускоренном движении.

На уроках математики можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера. Использование межпредметных текстовых задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе.

Интегрированный урок по математике.

Этот урок проводится с учащимися VIII класса после изучения на уроках истории темы: «Россия в пореформенный период (1861-1890)».
Занятие организовано в виде соревнования двух команд, на которые разделились учащиеся. Командам предлагаются параллельно разные математические задания по одной теме и одинаковой сложности .

Содержание исторического задания повторяется, а ответы к нему варьируются только в зависимости от ответов к математическим упражнениям. Состязание проходит в несколько туров.
I тур – исторические даты.
Найдите даты исторических событий, выполнив математические задания. А затем объясните, чем эти даты интересны в истории России.
Задание 1. Решите уравнения:
а) 2х2 – 3722х = 0, а) 932х – 0,5х2 = 0,
б) – 0,5х2 + 937х = 0. б) 5610х – 3х2 = 0.
Задание 2. Среди решений неравенства
2х ≥ 3752 3х ≤ 5631 найти число наименьшее, наибольшее.
Выполнив математическую часть, команды обнаружили, что в задании 1 один корень равен нулю, а второй – натуральное число. Учитель математики заострил внимание класса на общем виде уравнений, один из корней которого равен нулю, а затем спросил: «Почему второй корень можно считать датой события, которое произошло в XIX веке?» Учащиеся ответили, что первые цифры всех дат XIX в. начинаются с цифр 1 и 8, т.е. 18… Исключением является только последний год этого века 1900, поскольку следующий век начался с 1901 года. Сверив ответы в обоих заданиях, учитель демонстрирует их на доске, записав по вариантам.
Теперь берет слово учитель истории, попросив учащихся вспомнить, чем знаменито каждое из найденных чисел в качестве даты исторического события. После беседы с историком даты, записанные математикой, обогащаются историческими справками и общий результат демонстрируется на доске с помощью проектора , заранее заготовленной таблицы:
1861 – отмена крепостного права
1864 – земская и судебная реформы.
1874 – Устав о всеобщей воинской повинности
1870 – реформа о городском самоуправлении.
Городская дума и городская управа.
1876 – начало деятельности организации «Земля и воля».
1877 – вступление России в войну с Турцией за освобождение Болгарии.

Интегрированный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла - ключ к развитию самостоятельного творческого подхода учащегося к жизни.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconАнализ работы кафедры естественно-математического цикла. Учителя...
Учителя естественно-математического цикла в течение 20012-2013 учебного года работали над темой: Повышение результатов обучения по...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей естественно-математического цикла в 2012-2013 гг учебном году работало над темой «Системно-деятельностный...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconОтчёт Методического подразделения учителей предметов естественно-математического...
Статьей 32 «Компетенция и ответственность образовательных учреждений» Закона РФ «Об образовании», «Положением о структурных методических...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Повышение качества образования по предметам естественно-математического цикла посредством использования компетентностно-деятельностного...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconОтчет о работе шмо учителей естественно-математического цикла за 2011-2012 учебный год
Шмо учителей естественно-математического цикла состоит из 8 преподавателей: Урбаева А. И., Богомолова С. Т.,Убогонова А. И., Шадрина...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconАнализ работы шмо учителей естественно- математического цикла за 2012-2013 учебный год
Тема над которой работали учителя естественно-математического цикла «Разнообразие форм и методов организации образовательной деятельности...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconАнализ работы мо учителей естественно математического цикла за 2012-2013 учебный год
...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconДень модуля естественно-математического модуля
Деятельностный подход в обучении дисциплинам естественно-математического цикла как способ социализации обучающихся
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconОсвоение и внедрение новых педагогических технологий на уроках естественно...
Использование икт и других новых пед технологий на уроках естественно – математического цикла
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconОтчёт координатора месячника предметов естественно-математического цикла
«областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений»
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «сош №53 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла»
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconРайонный семинар
«Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconНаучно практическая конференция,,Первые шаги 2014
Объект исследования: являются алгоритмы счёта. Вычислительные навыки и быстрый счет на уроках предметов естественно математического...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconИспользование икт на уроках географии
Номинация: «Лучшая методика использования современных информационных технологий и продуктов компании Microsoft» при изучении предметов...
Интеграция знаний предметов естественно-математического цикла iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: моу сош №200 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск