Урок математики в 1 классе по теме: «Числа от одного до девяти»
(урок комплексного применения знаний)
Учитель: Рыжичкова Галина Валентиновна
Цель (для учителя)
Создание условий для повторения навыка счета в пределах 9.
Задачи (для учителя)
1. Способствовать развитию умения воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 в прямом и обратном порядке.
2. Способствовать развитию умения различать цифры от 1 до 9, сравнивать числа без опоры на наглядность. 3. Способствовать развитию умения сравнивать выражения с опорой на наглядность 4. Способствовать развитию умения составлять выражения и простые задачи по рисункам и схемам.
5. Способствовать развитию умения удерживать разные точки зрения и добиваться общего результата.
| Цель (для учащихся)
Развитие навыков счета в пределах 9 Задачи (для учащихся)
1. Развитие умения воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 в прямом и обратном порядке.
2. Развитие умения различать цифры от 1 до 9, сравнивать числа без опоры на наглядность. 3. Развитие умения сравнивать выражения с опорой на наглядность 4. Развитие умения составлять выражения и простые задачи по рисункам и схемам.
5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
| Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
-учащиеся учатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; учатся формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Учатся ориентироваться в своей системе знаний, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
- воспроизводят последовательность чисел от 1 до 9 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа; знают состав чисел от 1 до 9, составляют простые задачи и выражения, сравнивают их
Используемая технология : технология диалогового взаимодействия с элементами игры.
Методы обучения : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.
Организационные формы работы: групповая, фронтальная.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Организационный момент
| Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Урок у нас сегодня необычный – математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский. Он принес с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.
| Самоконтроль готовности.
Самоопределение:
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
| Устный счет
| Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске.
Ц 3 +2 У 5-1 О 6+2
Х 4-3 А 7-5 К 8-1
Т 2+4 Как же сказка называется?
| Находят значения выражений, подставляют букву, отгадывают слово:
Цокотуха
Муха – Цокотуха
|
| Итак, сказка начинается.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете длинный пример. Кто первый сосчитает, тот скажет мне ответ на ушко.
7 – 3 +2 + 1 + 1 – 7 =
(Выслушивает ответы детей, которые подняли руки)
А теперь все покажите ответ.
(показывает денежку 1 рубль)
А кто знает сколько копеек в 1 рубле?
|
Считают пример, используя числовой отрезок.
Находят ответ =1
Показывают цифру 1 из кассы цифр
Ответы учащихся
| Работа в парах
| Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Вот какой самовар она приобрела:
весь расписан узорами.
(учитель открывает доску, на которой нарисован самовар, расписанный цифрами)
Как мы можем назвать такие узоры?
Из предложенных чисел наберите число 8.
|
Цифры, которые обозначают числа
Работа в парах: записывают состав числа 8, используя различные числа.
Первая пара идет к доске.
|
| Самовар «вскипел», угощение готово.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Смотрите, а вот и тараканы бегут.
(открывает доску с наглядным материалом – 2 таракана)
Сколько тараканов прибежало к Мухе?
Сколько бы прибежало, если бы их было на 2 больше?
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
Сколько стаканов они выпили, если на каждого пришлось по два стакана?
А букашки
По три чашки,
с молоком, с крендельком:
нынче Муха-Цокотуха именинница!
Сколько букашек было у мухи в гостях? (на доске наглядный материал – 6 букашек)
Итак, муха угощает чаем тараканов и букашек. Давайте к данной картинке запишем выражения
|
К мухе прибежало 2 таракана
Тараканов было бы 4
Они бы выпили 4 стакана
У мухи в гостях было 6 букашек
Записывают выражения в тетрадь .
4 ученика записывают на доске.
| Закрепление знаний
| Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
Все застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка Пчела,
Мухе – Цокотухе
Меду принесла!
( на магнитной доске две баночки с «медом»: + 4 и + 5)
Если мы используем эти баночки, чтобы составить выражения, сможем ли мы их сравнить?
|
Рассуждают:
Это сумма,
Первые слагаемые одинаковые,
Вторые слагаемые разные
Вывод: сумма будет меньше там, где меньше одно из слагаемых.
|
| Бабочка красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте встанем и поищем её глазками.
Вот она на цветке у окна.
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел,
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
А знаете ли вы, что бабочка пробует еду (сок или нектар) не хоботком, а средними лапками, и только потом сосет уже хоботком. Это и многое другое вы можете узнать из книги, которая называется «Большая книга о самых маленьких»
|
(туловище вправо, влево.)
(туловище в перед, назад.)
(руки вверх, потянуться.)
(руки вверх, вправо, влево.)
(покружиться)
|
| Варенье у мухи было вишневое, с ягодками ( на магнитной доске 8 вишенок). Бабочка съела три вишенки. Сколько ягод осталось?
Составьте выражение к этой задаче.
| Составляют выражение 8-3=5 в тетрадях,
ученик на доске с рассуждением:
было 8 ягод
съели 3 ягоды
осталось 8 – 3 = 5 ягод
|
| Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
И жуки- червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
| Физ минутка
| Задания на повторение
| А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.
Посмотрите какими прыжками скакал кузнечик.
( прыжки кузнечика обозначены на числовом отрезке) как мы запишем путь кузнечика выражением?
| 2 + 2 + 1 +3 = 8
Записываем в тетради, один ученик на доске. Самопроверка.
|
| А злодей-то не шутит,
Руки – ноги он Мухе
Верёвками крутит…
Как называется эта «веревка» в математике?
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
(на магнитной доске фигуры:
Рассмотрим-ка этот фонарик:
Покажите квадрат и прямоугольник?
Сколько здесь треугольников?
| Замкнутая кривая линия
Показывают квадрат и прямоугольник
Показывают 8 треугольников.
|
| Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Кто будет комариком? Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине в порядке возрастания.
| Называют числа по порядку.
|
| Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет…
Нынче Муха – Цокотуха –
Именинница!
|
| Итог урока
| Вот и закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли.
Что вам запомнилось?
У вас на партах лежат разноцветные фонарики, с помощью которых вы оцените свои успехи на уроке: если вы считаете, что сегодня на уроке вы хорошо потрудились и справились со всеми заданиями, то поднимаете зеленый фонарик. Тот, кто трудился и справился с большинством заданий, но чувствует себя ещё не очень уверенно – поднимает синий фонарик. А те, у кого ещё есть сомнения в выполнении заданий – красный фонарик.
| Ответы детей
Рефлексия: выбирают и поднимают фонарики.
| |