Уроки математики в 5-6 классе





Скачать 87.36 Kb.
НазваниеУроки математики в 5-6 классе
Дата публикации09.09.2014
Размер87.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Публикация из материалов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», посвященная 110-летию ТГПУ,

2012 г. апрель
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССЕ

С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИГО КОМПЛЕКСА

«КИТ – МАТЕМАТИКА 5-6»

Н.В. Борисова

Русская классическая гимназия №2, г. Томска

«Искусство педагога –

в пробуждении

природных сил ребёнка

и его самодеятельности»

Ж.Ж.Руссо

Урок более 400 лет – основная форма обучения и воспитания. Еще Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему. Однако сегодня найдется много критиков традиционных уроков. А ведь надо понять, что современный урок отличается, прежде всего, организацией учебно-образовательной деятельности. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося. Только в процессе деятельности могут появиться открытия, и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать). Как говорил Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Поэтому каждый день, продумывая свои уроки мне как учителю приходится отвечать себе на ряд вопросов. Какие методы формирования и закрепления интереса к материалу выбрать, как стимулировать мыслительную деятельность учащихся, какой выбрать источник для формирования заданий разного уровня сложности (из учебника, другой литературы). Как сделать урок интересным для каждого школьника, чтобы он мог двигаться по своей индивидуальной траектории обучения и не выпадать из учебного процесса и не опустил при этом основного материала по теме. Рассматривая образование как деятельность, я стараюсь учитывать двусторонний характер обучения, при котором происходят изменения, как в ученике, так и в учителе; в процессе взаимодействия приобретается способность к осмыслению. И при этом необходимо, чтобы сам процесс «способствовал дальнейшему успеху через сам успех». Я думаю, что все эти вопросы задает себе каждый учитель, чтобы на выходе после изученного материала были достигнуты цели, поставленные перед педагогом новыми государственными стандартами на ступени основного образования:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

На все поставленные вопросы перед учителем временем и новыми стандартами образования мне помогает отвечать Развивающий программный комплекс по математике для 5-6 классов - «КИТ – математика 5-6» и «КИТ – наглядная геометрия 5-6», разработанный ТГПУ. (авторы: Холодная М.А., Гельфман Э.Г., Кудзев А.Д., Налепа Т.В., Шевцова Л.А,). Развивающий программный комплекс включает в себя: учебник, рабочие тетради, программу, сборник задач, электронный практикум. Все предложенные материалы предлагают учителю и ученику для работы разнообразные по форме и содержанию учебно-методические материалы, содержащие нестандартные и исследовательские задачи различного уровня трудности по всем основным разделам школьного курса математики 5-6 класса, а также по некоторым современным направлениям развития геометрии таким, как: комбинаторная геометрия, теория графов, топология и др.

Работа с использованием данного развивающего учебно-методического комплекса имеет, на мой взгляд, свои положительные моменты.

Предложенные в каждой рабочей тетради творческие, исследовательские, олимпиадные задания. Позволяют учителю с 5-6 класса вводить в учебный материал решение нестандартных задач, и не прекращая это до конца 11 класса. Это на мой взгляд

позволит заложить хороший фундамент в развитие исследовательских способностей обучающимся, что является основой для подготовки школьников к выпускным и вступительным экзаменам по математике.

Методически выверенный подход к изучению каждого раздела изучаемого материала в 5 – 6 классе не позволяет учителю упустить ни одного факта, ни одного вопроса по теме оставить без ответа.

Материалы учебно-методического комплекса «КИТ – математика 5-6» и «КИТ – наглядная геометрия 5-6» помогают учителю в организации учебного процесса с использованием таких форм урока как: урок-соревнование, урок фантазирования, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-диспут, урок-эврика, урок-зачет, урок творчества, урок спектакль, урок конкурс, урок конференция, интегрированный урок, урок-игра, урок взаимообучения, урок-КВН, урок-путешествие, аукцион знаний.

Проведение таких уроков позволит учителю не только научить школьников решать и анализировать самые разнообразные задачи по алгебре и геометрии, но и будет способствовать развитию и формированию у школьников своего стиля мышления, расширяя и углубляя знания по предмету, обогащая их с помощью предложенных учебных текстов.

И прекрасно, что есть Развивающий программный комплекс по математике для 5-6, который содержит электронный практикум, помогая педагогу шагать в ногу со временем при организации учебного процесса.

Занимаясь по электронному практикуму МПИ – проекта обучающиеся попадают в ситуацию, где они самостоятельно могут планировать и анализировать собственные действия, находить самостоятельно выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования. Работа по практикуму предполагает разные виды работы: обучение, тренировочные работы с пошаговой подсказкой и самостоятельно, контрольные работы трехуровневого типа сложности и на каждом этапе работы по каждому типу заданий ученик может обратиться за помощью к шпаргалке или подсказке. Уроки компьютерной поддержки по практикуму МПИ предполагают такую педагогическую систему, которая вызывает интерес у обучающихся и обеспечивает индивидуализацию в условиях коллективной работы на уроке. Дело не в разделении детей по способностям – а в разноуровневом подходе к построению учебного материала. Не в обучении каждого по одиночке – а в разнообразии форм учебной работы, предлагаемой разным детям одновременно, где каждый может выбирать посильные и интересные задания для достижения успеха.

Главное достоинство практикума в том, что его можно использовать при изучении и отработке основных знаний и умений программного материала по математике 5-6 класса не занимаясь по учебникам МПИ - проекта.

Компьютерная поддержка содержит дидактический материал по курсу математики 5-6 по всем основным темам.

- Натуральные числа и десятичные дроби;

- Положительные и отрицательные числа;

- Делимость чисел;

- Обыкновенные дроби;

- Разрядная таблица;

- Движение, предназначен для изучения моделей движения двух объектов;

- Тестовая система, содержащая входной контроль, промежуточный контроль и итоговый контроль знаний;

- Библиотека обучающих мультфильмов по темам: Системы счисления, Сложение чисел, Вычитание чисел, Модуль, Сложение рациональных чисел, Наибольший общий делитель, Наименьшее общее кратное, Умножение и деление чисел, Особые случаи умножения, Координатная прямая, Сравнение рациональных чисел, Обыкновенные дроби, Приведение дробей к общему знаменателю, Сокращение дробей, Сравнение обыкновенных дробей, Сложение обыкновенных дробей, Каноническая запись чисел.

- Поиск соответствий:

- Математическая игротека;

- Конструктор алгоритмов;

- Электронный справочник, справочник – это совокупность html – страниц, с разделением страниц на темы.

Важный момент программного комплекса результаты ученика сохраняются и доступны учителю для анализа ( в учительской зоне)

Перечень рабочих тетрадей для учащихся: Натуральные числа, Десятичные дроби, Положительные и отрицательные числа, Рациональные числа. Рабочие тетради являются неотъемлемой частью организации полноценного учебного процесса при проведении уроков компьютерной поддержки по математике для обучающихся 5-6 классов. Они делают процесс обучения более полноценным, облегчая подготовку учителя к такому типу уроков.

Работая по учебнику Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворова и др. Для 5-6 классов, мне удалось успешно дополнять уроки, используя электронный практикум МПИ – проекта. В моей практике это был целый курс, который назывался «Компьютерная поддержка к курсу математики 5-6 класса», 0,5 часа в неделю, всего 17 часов в год. Практикум помог мне организовать и провести в течение учебного года разнообразные по форме и типу уроки это - уроки изучения нового материала по теме «Сравнение дробей с разными знаменателями» и «Натуральные числа» с использованием библиотеки мультфильмов и с последующей обучающей самостоятельной работой по изученному материалу; уроки - практикумы, закрепления полученных знаний, где обучающиеся отрабатывали свои знания, выполняя задания разного сложности по теме: «Обыкновенные дроби»; урок – обобщения и систематизации знаний в форме обучающей игры по теме «Решение задач на движение»; «Делимость чисел», уроки – исследование по темам: «Таблицы и диаграммы».

Задания, содержащиеся в электронном практикуме МПИ - проекта дают возможность учащимся: работать с информацией, представленной и в словесной, и в визуальной, и в предметно-практической формах; работать в разном темпе и с разным объёмом учебного материала; оценивать и выбирать для себя наиболее подходящий вариант тренировочных и контролирующих заданий. Это программа более высокого порядка, чем программы, просто создающие компьютерную среду она непосредственно обеспечивает процесс обучения на уроке и вне его.

Предлагаю один из уроков по теме « Округление десятичных дробей»

Цель урока: закрепить знания по округлению десятичных дробей.
Задачи:

- отработать навык округления десятичных дробей по недостатку и по избытку;

- научиться выполнять оценку числовых выражений;

- закрепить навык прикидка результатов вычисления.
Эпиграф урока: Тише едешь, дальше будешь…

Ход урока

  1. Этап.( фронтальная работа с классом )

Задание 1. Найди ошибку в округлении числа 102, 3752

а) округлить число до единиц -;

б) округлить число до десятых - ;

в) округлить число до сотых - ;

г) до десятков -
Задание 2. Примени правила округления и объсни, где получается округление по избытку, а где по недостатку.

Округлите число 23, 597

а) округлить число до единиц -

б) округлить число до десятых -

в) округлить число до сотых -

г) до десятков –
Задание 3.Определи разряд до которого проведено округление

а) ( до единиц)

б)( до десятых)

в) ( до сотых)

г) ( до тысячных)

II и III Этапы урока ( школьники разбиваются на группы и у второй группы последовательность этапов будет наоборот III и II)
II Этапы Индивидуальная работа за компьютером по отработке ЗУН с помощью практикума «КИТ» . По следующему алгоритму: Программы—Округление десятичных дробей– домик Снифа и Снусмумрика– контрольная работа 2 и 3, уровень в течение 10 минут.
III Этапы.Индивидуальная работа в рабочих тетрадях « Десятичные дроби» учебно-методического комплекса «КИТ» упр. 10-17 в течение 10 минут.(Приложение 1)
IV Этап. Закрепление и обобщение изученного материала.

Задание 1. Найди верный ответ, выполнив прикидку:
а) 28,671+12,529 А. 41,2 Б.4,12 В. 0,412

б) 60,0348+9,6762 А. 6,9711 Б. 69,711 В.697,11

в) 2,96 ·12,5 А. 3,7 Б. 37 В.370

г) 368,036 -19,836 А. 3,482 Б. 34,82 В.348,2

Задание 2.Работа со справочником по повторению и закреплению правил.

IV Этап.

1.Подведение итогов урока.

2. Домашние задание. 1) №362, 465,468

2) Р.Т. стр 51. Задание 87 ( содержит фрагмент текста из пособия известных российских педагов И.К. Андронова и В.М. Брадиса для средней школы «Арифметика», изданного в 1957году.)Приготовить мини-сообщение со своими примерами по прочитанному материалу.

VI Этап. Рефлексия урока через составление эмоционального портрета урока с помощью лиц человечков.

Литература

1. БезруковаВ.С. Все о современном уроке школе: проблемы и решения / М. : «Сентябрь», 2004. – 128 с.

2. Гельфман Э.Г. и др., Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект». Математика 5-9 классы – Томск: Издательство Том. ун-та, 1999. – 56с.

3.Гин А.А. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования/ М.: Вита- Пресс, 2001. – 80 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

5. Холодная М.А., Гельфман Э.Г., Кудзев А.Д., Налепа Т.В., Шевцова Л.А, Развивающий программный комплекс по математике для 5-6 классов - «КИТ – математика 5-6» и «КИТ – наглядная геометрия 5-6», разработанный ТГПУ.

6. Яновицкая Е.В., Адамский М.Я. Большая дидактика и тысяча мелочей в раноуровневом обучении. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2005.-

96 с. – ( Серия «Школа для всех. Подростковая педагогика»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки математики в 5-6 классе iconУроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг»
Кроме того, геометрический материал, предназначенный для изучения в 6 классе, нацелен на подготовку учащихся к систематическому изучению...
Уроки математики в 5-6 классе iconО проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики...
Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления...
Уроки математики в 5-6 классе iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...
Уроки математики в 5-6 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Уроки математики в 5-6 классе iconИнтервью Сегодня мы взяли интервью у двух учителей, ведущих уроки...
Здравствуйте, дорогие читатели. Вас приветствует газета «Интересное рядом». Здесь вы можете прочитать увлекательные статьи на разные...
Уроки математики в 5-6 классе iconУроки развивающей математики для младших школьников
«Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные...
Уроки математики в 5-6 классе iconУрок математики
Уроки – праздники провожу не более 1 раза в четверть. Данный урок был проведен в школе накануне 8 Марта. Уроки в тот день были по...
Уроки математики в 5-6 классе iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроки математики в 5-6 классе iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Уроки математики в 5-6 классе iconПримерное планирование уроков русского языка в 9 классе умк львовой
Понятие о сложносочинённом предложении (уроки 20 21) § 11. Виды сложносочинённых предложений (уроки 22 23)
Уроки математики в 5-6 классе iconУроки русского языка, математики, литературного чтения, где были...
В рамках проекта «Мнемотехника как способ развития различных видов памяти младших школьников» были проведены уроки русского языка,...
Уроки математики в 5-6 классе iconУрок математики в 4 классе
Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами
Уроки математики в 5-6 классе iconУроки математики, английского языка, физики, бальных танцев, физической...
Это были уроки математики, английского языка, физики, бальных танцев, физической культуры и русского языка, интегрированные уроки...
Уроки математики в 5-6 классе iconПримерное распределение часов русского языка по умк львовой в 7 классе
Текст как произведение речи (уроки 46-47) § 10. Точность и логичность речи (уроки 48-49)
Уроки математики в 5-6 классе iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Уроки математики в 5-6 классе iconУрок математики в 6 классе
Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск