Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг»





НазваниеУроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг»
страница1/7
Дата публикации21.03.2015
Размер0.8 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
  1   2   3   4   5   6   7


Мариупольская общеобразовательная школа I-III ступеней № 41


Уроки математики

в 6 классе по теме

«Окружность. Круг».

Автор работы:

Белецкая Елена Валентиновна

учитель математики I категории

2011 год

Белецкая Елена Валентиновна

Дата рождения 9 декабря 1970года

Место рождения г. Мариуполь Донецкая область

ВУЗ Славянский государственный педагогический институт,

1992 год

Специальность математика

Место работы общеобразовательная школа I-III ступеней №41

г. Мариуполя

Должность учитель математики

Стаж работы 18 лет

Категория специалист I категории

Адрес 87550 Донецкая область г. Мариуполь, ул. Олимпийская,

д .67

Контактный телефон 8 (0629) 24 94 84 (дом.)

Содержание
1. Аннотация.. ………………………………………………………………………….4

2. Виписка з навчальної програми ...….….…………………………………………...6

3. Технологическая карта изучения блока «Окружность. Круг»……………………7

4. Цикл уроков…. .……………………………………………………………………...9

4. Приложение к урокам………………………………………………………………..37

5. Список используемой литературы и источников……………………………….....45

В обучении, чтобы не формально усвоить

материал, надо не пробыть, а прожить

обучение, надо, чтобы обучение вошло в

жизнь ребенка, чтобы оно имело для него

личностный смысл.

А.Н. Леонтьев

Тема «Окружность и круг» выбрана мною для разработки циклов уроков не случайно. Ведь изучение геометрического материала предоставляет педагогу уникальную возможность развивать ребенка практически на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие (фигуры, логика и практическая применимость) позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, прививать ему навыки практической деятельности. Это удачное сочетание, однако, становится для многих детей непреодолимым препятствием именно потому, что они должны одновременно знакомиться с новыми для них фигурами, создавая себе достаточно полный их образ, усваивать основные свойства этих фигур, овладевать терминологией и не только говорить, но и думать на новом – геометрическом – языке.

Кроме того, геометрический материал, предназначенный для изучения в 6 классе, нацелен на подготовку учащихся к систематическому изучению геометрии в 7–9-х классах.

Словами Я.И. Перельмана: «…Когда учащиеся почти на каждом шагу убеждаются, что знание свойств геометрических фигур с успехом применимо к разрешению многочисленных и разнообразных задач, возникающих в действительной жизни – в обиходе, в технике, в естествознании…, тогда и только тогда изучение геометрии с первых же уроков приобретает живой интерес для учеников. …И ещё желательно, чтобы преподавание геометрии не было в глазах учащихся бесцельным занятием».

Поэтому, считаю необходимым поставить обучение элементам геометрии в 6 классе так, чтобы заинтересовать учащихся, создать объективные предпосылки для формирования внутренней мотивации к изучению предмета. Исходя из того, что занимательность пробуждает в ученике любопытство, любопытство переходит в любознательность, и просыпается интерес к предмету, в разработку данного цикла уроков включила различные занимательные задания. Это кроссворды, ребусы, математические загадки, тесты с кодированным ответом, логические задания. Творческие домашние задания, представленные в данных уроках, способствует развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях.

Разработанные мною уроки построены в игровой форме, когда учащиеся становятся сотрудниками НИИ, изучающими в лабораториях ОГО – опознанные геометрические фигуры, - окружность и круг; участниками космической экспедиции. Ведь игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила.

Кроме того, данные уроки содержат информацию из истории математики, занимательные сведения о числе , что позволяет повысить интерес учащихся к изучению предмета и углубить понимание ими изучаемого фактического материала, расширить кругозор учащихся, повысить их общую культуру.

Данный цикл уроков предусматривают различные формы работы; в частности, -

групповую. Я считаю, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки взаимоконтроля и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Ф. Клейн в начале XX века писал, что ученика “нужно не только услаждать и поучать, но будить в нём силы, которые вели бы его дальше, побуждать его к самостоятельной деятельности”. По существу здесь содержится призыв к усилению внимания к поисковой активности, которая понимается так: эта активность есть активность субъекта. Поэтому новые знания на данных уроках учащиеся «открывают» для себя в результате поисковой деятельности, работая с учебником, выполняя практическую работу. Именно поисковая деятельность помогает ученику научиться общим способам действий, осуществляя пошаговый контроль выполненной деятельности, побуждает к исследованию достаточно сложных вопросов, делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни.

В своей педагогической деятельности я использую ИКТ. Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, завершающий урок данного цикла представлен в виде презентации. Включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Большое внимание на уроках уделяется и элементам здоровьесберегающих технологий. Это и эмоциональный настрой на урок, физкультминутки, релаксационные паузы, что служит «инструментом» для снятия усталости и дальнейшей активизации мыслительной деятельности учащихся. Также чтение стихотворений создает ситуацию психологического комфорта, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении. Этому же способствует и рефлексия на данных уроках в виде «лестницы успеха», «сенкана», «микрофона» и т.д. Эти приемы особенно эффективны в 6 классе, где учащиеся способны анализировать и оценивать свою работу на уровне собственных ощущений. Ведь переживание ребенком состояния успеха – одно из условий формирования внутренней мотивации к изучению математики.

Имеет место в данной разработке и введение элементов двуязычия, что способствует обогащению словарного запаса школьников специальной терминологической лексикой предмета “ Математика ” на русском и украинском языках в контексте формирования и развития паритетного двуязычия в условиях внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно – воспитательный процесс.

Считаю, что представленные в данной разработке уроки могут быть рекомендованы учителям математики в процессе изучения темы «Окружность. Круг», поскольку различные формы их проведения позволяют донести знания до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее; способствуют формированию стойких мотивационных установок к использованию математических знаний во всех сферах деятельности и повседневной жизни.

Виписка з навчальної програми:

Навчання математики в основній школі спрямоване на досягнення таких цілей:

  • формування в учнів математичних знань як невід’ємної складової загальної культури людини, необхідної умови її повноцінного життя в сучасному суспільстві на основі ознайомлення школярів з ідеями і методами математики як універсальної мови науки і техніки, ефективного засобу моделювання і дослідження процесів і явищ навколишньої дійсності;

  • інтелектуальний розвиток учнів, розвиток їхнього логічного мислення, пам’яті, уваги, інтуїції, умінь аналізувати, класифікувати, узагальнювати, робити умовиводи за аналогією, діставати наслідки з даних передумов шляхом несуперечливих міркувань тощо;

  • опанування учнями системи математичних знань і вмінь, що є базою для реалізації зазначених цілей, а також необхідні у повсякденному житті й достатні для оволодіння іншими шкільними предметами та продовження навчання.

Таким чином, математичні знання і вміння розглядаються не стільки як самоціль, а як засіб розвитку особистості школяра, забезпечення його математичної грамотності як здатності розуміти роль математики в світі, в якому він живе, висловлювати обґрунтовані математичні судження і використовувати математичні знання для задоволення пізнавальних і практичних потреб.

Курс математики 6 класу передбачає розвиток, збагачення і поглиблення знань учнів про окремі геометричні фігури, зокрема кола та круга. Понятійний апарат, обчислювальні алгоритми, графічні уміння і навички, що мають бути сформовані на цьому ступені вивчення курсу «Математика», є тим підґрунтям, що забезпечує успішне вивчення в наступних класах алгебри і геометрії, а також інших навчальних предметів, де застосовуються математичні знання.

Зміст геометричного матеріалу включає планіметричні (відрiзок, промінь, пряма, кут, трикутник, прямокутник, квадрат, коло, круг) і стереометричні (прямокутний паралелепіпед, куб) фігури та простіші їх властивості, геометричні величини (довжина, градусна міра кута, площа, об’єм) та одиниці їх виміру, побудови геометричних фігур (без посилання на аксіоми конструктивної геометрії).

Вивчення геометричних фігур має передбачати використання наочних ілюстрацій, прикладів із довкілля, життєвого досвіду учнів, виконання побудов і сприяти виробленню вмінь виділяти форму і розміри як основні властивості геометричних фігур. Властивості геометричних фігур спочатку обґрунтовуються дослідно - індуктивно, потім застосовуються у конкретних ситуаціях, що сприяє виробленню в учнів дедуктивних міркувань.

Основа інтеграції геометричного матеріалу з арифметичним і алгебраїчним — числові характеристики (довжина, площа, об’єм) геометричних фігур. Узагальнюються знання учнів про одиниці виміру довжини, площі, об’єму і вміння переходити від одних одиниць до інших, оскільки ці знання і вміння використовуються у вивченні предметів природничого циклу і в трудовому навчанні.

Розширюються уявлення учнів про вимірювання геометричних величин на прикладах вимірювання і порівняння відрізків і кутів, побудови відрізків даної довжини і кутів із заданою градусною мірою, оперування формулами периметрів, площ і об’ємів геометричних фігур — знаходження невідомого компонента формули за відомими.

Так, вивчаючи тему «Коло. Довжина кола. Круг. Площа круга», учні повинні:

  • описувати поняття: коло; круг; центр, радіус, діаметр, хорда кола та круга; круговий сектор;

  • записувати і пояснювати формули довжини кола і площі круга;

  • називати наближене значення числа ;

  • розв’язує вправи, що передбачають: знаходження довжини кола і площі круга.


Технологическая карта изучения блока «Окружность. Круг».

Цель блока

  • изучить понятия окружность и круг, их элементы (диаметр, радиус, центр); установить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулу длины окружности и площади круга; получить значение числа π в ходе выполнения практической работы; изучить алгоритм построения треугольника по трем сторонам; формировать навыки исследовательской работы, находить способы решения задачи в результате обобщения или конкретизации;

  • способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное; развивать наглядно-образное представление о математических понятиях, внимание, наблюдательность, воображение; умение пользоваться чертежными инструментами; развивать навыки работы с учебником, тестами; устную и письменную математическую речь;

  • формировать положительную мотивацию и интерес к математике, потребность в приобретении новых знаний; воспитывать активность, умение общаться, сотрудничать и работать в парах, группах.

Содержа-ние мини-модуля

Мини-модуль

Количество часов

Цель мини-модуля

Формы, методы и приемы

работы

«Окруж-ность. Круг».

Мотива-

ционно-смысло-вой

2

  • Закрепить понятия окружность и круг, их элементы (диаметр, радиус, центр); изучить алгоритм построения треугольника по трем сторонам; формировать навыки исследо-вательской работы, умения открывать закономерности, находить способы решения задачи в результате обобщения или конкретизации, устанавливать логические связи между этапами решения задач;

  • Развивать наглядно-образное представление о математических понятиях, внимание, наблю-дательность, воображение, кругозор; умение пользоваться чертежными инструментами;

  • Создавать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группах, умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, аккуратности и старательности.





Коллективная, групповая.
Эвристичес-кая беседа,

ролевая игра (лаборатории НИИ),

практическая работа,

работа с учебником,

кроссворд,

лаборатория творчества, упражнение «Микрофон».



Главный смысловой компонент блока

Поиско-вый

На протяже-нии блока

  • Формировать навыки самообразовательной деятельности;

  • Развивать творческое отношение к выполнению работы; умение поиска информации через различные источники;

  • Воспитывать стремление к овладению новыми знаниями.

Выпуск альманаха по теме «Окружность. Круг».

«Длина окруж-ности».



Адап-тивно-преобразу-ющий


1

  • Установить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулу длины окружности и площади круга; получить значение числа π в ходе выполнения практической работы; научить применять изученные формулы при решении задач;

  • Формировать способности анализировать, обобщать; развивать навыки работы с тестами; устную и письменную математическую речь;

  • Формировать положительную мотивацию и интерес к математике, потребность в приобретении новых знаний; воспитывать активность, умение общаться, сотрудничать и работать в парах, воспитывать общую культуру.

Индивидуаль-ная, групповая.
Ролевая игра (лаборатории НИИ),

практическая работа,

работа в группах,

тестовые упражнения,

«Мозговой штурм»,

тренировоч-ные упражнения.



«Площадь круга».


1

«Окруж-ность. Круг».



Контрольно-обобща-ющий


1

  • Обобщить и систематизировать программный материал; формировать навыки и умения применять изученные формулы при решении задач; выявить уровень усвоения изученного материала;

  • Способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать матема-тический кругозор, мышление, внимание и память;

  • Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать активность, умение общаться, сотрудничать и работать в парах.

Индивидуаль-ная, коллективная, групповая.
Презентация, ролевая игра (космическое путешествие),

кроссворд, ребус, логическое задание, работа в парах,

«Мозговая атака»,

самостоятель-ная работа,

тестовые упражнения, «Сенкан».


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconРеферат по дисциплине «Математика» на тему: «И это ещё не всё о них…...

Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconРеферат по математике «Окружность и касательные»
Что такое окружность?
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника»
Слайд 1 Сегодня я представлю вашему вниманию фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника». У данного урока...
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconПояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы»
Уроки по теме «Рубежи и пределы» являются составной частью темы «Слово и образ Отечества» в 6 классе и завершают ее
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытые уроки: в 7 классе по теме «Линейные уравнения с одной переменной», в 8 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с разными...
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрок математики в 5 классе по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрок 1 Цель: познакомить с определениями: окружность, круг, радиус,...
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрок математики в 6 классе по теме: «Раскрытие скобок»
Составила: Ломакина Л. И., учитель математики первой категории моу нагорненская сош
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconО проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики...
Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления...
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconКонспект урока математики в 3 классе
Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрок № Тема: Окружность. Круг
Познакомить с новыми геометрическими фигурами: окружностью, кругом и их элементами (диаметр, радиус, центр); закрепить правильно...
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconКонспект урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Автор: Уймина Татьяна Алексеевна, учитель математики мбоу «сош №2 ст. Архонская», Пригородный район, рсо-алания
Уроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг» iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск