Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории





Скачать 80.33 Kb.
НазваниеРаботу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории
Дата публикации13.07.2013
Размер80.33 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Математика > Доклад
Министерство здравоохранения Саратовской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Доклад на тему: «Нужна ли математика медицинскому работнику?»

Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории

ГАОУСПО « Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Антонова Елена Викторовна

Математика - одна из древнейших наук человечества, занимающаяся построением количественных и пространственных моделей мира. Математика и математический аппарат используется во всех естественных науках, а также в гуманитарных науках, которые стремятся стать точными. Все математические модели основываются на нескольких утверждениях, аксиомах и состоят из ряда логически непротиворечивых выводов. Некоторые науки включают в себя математику как один из подразделов, так, например, в физике, есть раздел математической физики, занимающийся построением математических моделей поведения физических объектов. Все объекты в математике являются идеальными или идеализированными, абстрагированными от большинства реальных черт. Кроме того математика занимается обобщением многих задач на более общие случаи. Математику можно разделить на следующие основные разделы: арифметика – наука, работающая с числами; математический анализ – наука, работающая с исследованием функций; дифференциальное и интегральное исчисление – наука, исследующая интервальные и дифференциальные функции, а также решающая дифференциальные и интегральные уравнения; теорию динамических систем – наука, изучающая поведение эволюционирующих систем и теорию хаоса – науку, изучающую поведение систем в состоянии хаоса, т.е. в состоянии, когда минимальные изменения начальных условий приводят к кардинальным изменениям в системе. Раздел математики, занимающийся изучением пространственных объектов, называется геометрией. Геометрию можно разделить на следующие группы: классическая геометрия – наука, занимающаяся описанием простых пространственных структур; тригонометрия - исследование соотношения углов и функций их описывающих; дифференциальная геометрия – наука, использующая дифференциальное и интегральное исчисление для геометрических исследований.

Все эти математические термины сложны и непонятны студентам. Моя задача сделать их понятными, доступными, заинтересовать аудиторию. Задача не из простых, но мне по силам.

На первой встрече на занятиях математикой часто слышится один и тот же вопрос: «Зачем нам математика? У меня нет способностей в математике. Я хочу обучаться медицине». А что же происходит на самом деле? Из чего вырастает такая безнадежность, с чем все-таки приходится сражаться? Ну что же, попробую разобраться в этих немаловажных деталях.

Во-первых — учащемуся не хватает элементарных математических навыков. Большинство школьников, приходящих в колледж, умножают сто на сорок семь — в столбик. Им не объяснили или они просто пропустили информацию об умножении на круглое число, а лучше бы их научили замечать и делать выводы, что это можно сделать по-другому. А уж деление на сто вызывает почти непреодолимые сложности. Иногда решающий квадратное уравнение 3х 2 + 3 х – 18 = 0, работает с большими коэффициентами, тем самым строит путь к вычислительным ошибкам, а должен бы заметить, что уравнение можно сделать приведенным, догадается поделить обе части на 3. Так и будет, напролом, считать дискриминант и корни, и скажет: дискриминант слишком большой, не вычисляется. Не страшно, если ученик не может устно умножить 99 на 3, а иначе: (100-1) И не страшно даже, что он сделает ошибку при вычислении в столбик. Хуже, если, вычислив в столбик, и, получив в ответе четное число, он не замечает своей ошибки. И ведь все это — и неумение чувствовать числа, и манера поведения — откуда-то из младшей и средней школы тянется. И поэтому я часто спрашиваю: «А как это сделать проще?» Как обойтись без столбика и посчитать быстрее? Например, возвести 51 в квадрат, пользуясь формулой сокращенного умножения. Должна же быть от этих формул хоть какая-то польза.

Во-вторых, с чем часто сталкивается обучающийся? Не понимает сути математических действий.

Действий-то этих не так много — сложение, умножение, вычитание, деление. А еще — степени. И функции.

А когда число 1,3 выпускник упорно называет «одна третья»? 0,9 — «ноль девятых»? Когда пишет, что х2 = 169 = 13 и объясняет, что, мол, надо было корень извлечь!? И мне приходится рассказывать, что знак равенства ставится только между равными величинами, и 13 никак не равно 169, вот представь, будешь ты получать зарплату в 13тысяч рублей или в 169 тысяч, есть же разница? С дробными числами приходится работать заново, так некоторые не знают и не осознают равенства дробей 0,5 и . Я прошу учащегося поделить три четверти на одну восьмую, и — вот оно незнание.

Третье явление я назову «методикой размножения ошибок». Я подозреваю, что это именно методика. То есть ей в школе обучают специально. Например, учат сокращать дроби — и показывают, что числитель и знаменатель надо зачеркнуть и написать рядом другие цифры, помельче. А потом и другие зачеркнуть и написать третьи, совсем малюсенькие. Цель данной методики — не иначе как экономия бумаги, а корнями, полагаю, уходит она во времена военного коммунизма, земских школ, а то и берестяных грамот. Для меня загадка — кто все-таки учит ребят исправлять, то есть карябать одну цифру поверх другой? Ведь понятно же, что разобрать будет очень трудно. Но нет — бумагу надо экономить. А теперь спасателем от ошибок стал «штрих». Сделав ошибку, учащийся замазывает ее пастой из тюбика, ждет, пока высохнет, а затем пишет сверху. При этом тот, кто пользуется «китайским чудом», уже подзабыл, что там было правильно, а что — нет, да и не разобраться теперь, да и ладно, все равно я гуманитарий и мне математика не дается! И поэтому я на первом занятии внушаю: «У нас с вами будет такое правило — ничего не исправляем, одно поверх другого не пишем, потому что грязно и неразборчиво получается. Лучше зачеркни всю строчку и аккуратно перепиши внизу. Бумаги у нас много». Ровно так же и в медицине - начинаем с чистого листа. Исправляем наверняка и с меньшими затратами.

Четвертая причина проблем с математикой — непонятные слова и символы. Часто ученик не может «указать приращение аргумента», потому что не понимает, что такое аргумент и приращение. А спросить — стесняется. Считаю целесообразным в математике завести словарь, и новые слова записывать с их расшифровкой. И при очередном опросе, думаю, что ответов верных будет больше. В этом случае учащиеся «докопаются» до понятия «функция». Некоторые заметят изменения графика. А вскоре и самостоятельно ответят - «Что такое производная?»

Пятая причина проблем — «забитая» интуиция. Много раз видела, как учащийся решает задачи: он смотрит на условие, через пять секунд выдает верное решение («надо сделать вот такую замену…») — и немедленно отбрасывают эту идею как ненужную! И пускается «копать» в каком-то неизведанном направлении, запутывается. У многих школьников возникает своеобразный «страх ответа у доски». Школа забивает интуицию.

И шестая причина — отсутствие стратегии. Что делать, если получился абсурдный ответ или его вообще не получилось? Например, скорость катера, равная двум тысячам километров в час, или цена товара отрицательная. Или — ответ должен быть целым числом, а получился корень из трех. Многие школьники в этой ситуации зависают. Долго смотрят на бредовый результат. Затем все зачеркивают и бросают решение. А некоторые хитрые — подгоняют под ответ: зачеркивают лишние нолики или вместо корня из трех пишут просто 3. И тогда я говорю им: «Это обычная ситуация, нормальная. А если применить ситуацию к больному, которого привезли на «Скорой помощи»? Отправить назад туда, откуда взяли? Ничего страшного не случится, если просто нужно вернуться, проверить, правильно ли записано условие, а затем — проверить каждый шаг в решении. И всё обязательно получится». Что же делать с такими «неумехами»?

— Я предоставляю им доступ к идеям. Мне кажется, на каком-то уровне все учащиеся интересуются наукой, потому что все они любопытные, а это и есть интерес к математике. А это значит, что увлекающиеся математикой будут творить собственные презентации на отдельные темы по математике и демонстрировать их широкой аудитории. Менее заинтересованные точной наукой тоже проявят интерес, так как они слышат много разговоров о математике, о великих математиках, об открытиях. Пока нет интереса у некоторых к математике, то стоит терпеливо шаг за шагом вовлекать в математическую среду. Что я для этого делаю? Даю отдельные задания: 1) подготовка разовых докладов, сообщений; 2)подбор литературы, 3) оказание помощи слабым при подготовке докладов, устных сообщений; 4) изготовление наглядных пособий; 5) помощь в компьютерном оформлении работы. При выполнении такого рода заданий обучающимся придётся работать индивидуально.

Новые информационные технологии создают учащимся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает и повышенное чувство ответственности за выполняемую работу. Первые уроки математики выстраиваю так, чтобы учащиеся почувствовали необходимость математики в реальной жизни. Важно на этих уроках сделать подбор несложных задач, которые они обязательно решат. Например:

а) Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5г 3 раза в день в течение 14 дней. В одной упаковке 20 таблеток лекарства по 0,5г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

б) В этой таблице приведены примерные прибавки в росте и весе у детей первого года жизни. Тем не менее, следует помнить, что все дети разные, поэтому темпы роста и набора веса вашего ребенка могут отличаться от значений, указанных в таблице.



Возраст, месяц

Прибавка веса (в граммах)

Прибавка роста (в см)


1

600

3

2

800

3

3

800

2,5

4

750

2,5

5

700

2

6

650

2

7

600

2

8

550

2

9

500

1,5

10

450

1,5

11

400

1,5

12

350

1



Ребенок родился с весом 3кг200г при росте 49 см. На каком месяце ребенок будет весить 7кг 500г и рост достигнет 64 см?

в) Больной принимает лекарство по следующей схеме: в 1-ый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день на 5 капель больше , чем в предыдущий. Дойдя до нормы 40 капель в день, он три дня пьет по 40 капель лекарства, потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель меньше, доведя до 5-ти капель в последний день. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 29 мл лекарства (200 капель)

-Работать командой всегда интересно (осведомленные возьмут на буксир слабых), недаром есть пословица: «Одна голова хорошо, а…

Приведу пример. Готовясь ко «Дню КОНСТИТУЦИИ» по теме «Геометрия татарских узоров» (в нашем городе проживает 30% населения мусульманского вероисповедания), студенты проделали долгую и кропотливую исследовательскую работу. Итогом исследовательской работы стала выставка - ярмарка изделий домашней утвари местных умельцев.
Групповая исследовательская работа требует от учащихся: умения работать с научной и научно-популярной литературой, свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации; критически сопоставлять различные гипотезы и теории; анализировать научные результаты и уметь представлять их графически; строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования; делать корректную статистическую обработку своих материалов; уметь оценивать границы применимости результатов.

Можно говорить о том, что в совокупности всё это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, расширяет кругозор, прививает интерес к точной науке, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать с самого начала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Ошивалов Б. М. преподаватель по классу кларнета преподаватель высшей квалификационной категории
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconПрокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель...
Заведующий кабинетом: Прокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель нвп, учитель высшей квалификационной...
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconУтверждена
Н. В. Рыжкина, преподаватель высшей квалификационной категории гапоу рб «Белорецкий медицинский колледж»
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории icon«Утраченный рай» (Почему Обломов не встает с дивана?)
Преподаватель – Хныкова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconРеферат по дисциплине «Математика» по теме «Старинные меры длины»
Калинина Надежда Николаевна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории Бузмакова Светлана Владимировна
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель истории i-ой квалификационной категории, наставник молодых учителей, директор высшей квалификационной категории моу «Хадаханская...
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработчик: Крючкова О. Ю. – преподаватель высшей квалификационной категории, Московского областного медицинского колледжа№1
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconКонспект мастер-класса по баскетболу в 5 классе. Тема: «Обучение...
Преподаватель: Кузнецов А. А., учитель физической культуры, высшей квалификационной категории
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение...
Разработчик: Абидова Наиля Абдулбариевна – преподаватель общетехнических дисциплин высшей квалификационной категории
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconАндрей Немзер (Государственный университет Высшая школа экономики, Москва)
Автор: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории...
Работу выполнила преподаватель высшей квалификационной категории iconРабочая программа учебной дисциплины клиническое материаловедение...
Преподаватель высшей квалификационной категории, председатель цмк опд ооау спо «лмк» Тюменцева Л. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск