Скачать 403.11 Kb.
|
Министерство здравоохранения Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1» Методическая разработка по теме «Планирование конструкции бюгельного протеза» для преподавателей для специальности 060203 «Стоматология ортопедическая» Москва, 2012 г. Специальность: 060203 «Стоматология ортопедическая» уровень образования базовый Разработчик: Крючкова О.Ю. – преподаватель высшей квалификационной категории, Московского областного медицинского колледжа№1
Методическая разработка по теме «Планирование конструкции бюгельного протеза» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060203 «Стоматология ортопедическая», базовый уровень образования, и предназначена для преподавателей в качестве помощи для подготовки к занятию. ©МосОМК №1, 2012 г. Пояснительная записка Методическая разработка по теме «Планирование конструкции бюгельного протеза» профессионального модуля «Изготовление бюгельных зубных протезов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060203 «Стоматология ортопедическая», базовый уровень образования. Методическая разработка содержит конспект лекции, задания в тестовой форме с эталонами ответов и приложения для самостоятельной работы студентов и предназначена для преподавателей в качестве методической помощи для подготовки к занятию при изучении данной темы. Разработка также может быть использована на лекционных занятиях в рамках программы повышения квалификации и переподготовки зубных техников. Цель изучения данной темы – подготовка зубного техника, владеющего современными методами изготовления зубных протезов. При изучении темы будут формулироваться следующие ПК и ОК: ПК 3.1. Умеет изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации. ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. ОК 2. Умеет организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Может принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Знает и применяет способы поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Имеет навык использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. ОК 6. Может работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, врачами и пациентами. ОК 7. Может самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 8. Умеет организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Основной задачей преподавателя является подготовка выпускников к самостоятельной практической работе в качестве зубных техников. Изложение темы основано на знании ранее изученных дисциплин: анатомии физиологии человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы, зуботехнического материаловедения с курсом охраны труда и техники безопасности, съемные пластиночные протезы, несъемные протезы. ПЛАНИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ БЮГЕЛЬНОГО ПРОТЕЗА Актуальность темы: В настоящее время одной из актуальных проблем ортопедической стоматологии является протезирование дефектов зубных рядов с помощью бюгельных протезов. Грамотная оценка клинической ситуации лежит в основе правильного выбора рациональной конструкции будущего бюгельного протеза. Функциональные, технологические и конструкционные особенности бюгельного протеза, обусловливают высокую точность изготовления каркаса с опорно-удерживающими элементами, которые обеспечиваются применением специальных методов подготовки рабочей модели в параллелометре для изучения и разметки рельефов протезного поля на рабочих моделях (с применением параллельных плоскостей и линий). После изучения темы студент должен знать:
Студент должен уметь:
Вопросы для контроля исходного уровня знаний:
Изготовление бюгельного протеза начинают с детальной оценки каждого случая. Использование диагностической модели повышает эффективность планирования. Планирование конструкции бюгельного протеза заключается:
Путь введения протеза – движение протеза от первоначального контакта его кламмерных элементов с опорными зубами до тканей протезного ложа, после чего окклюзионные накладки устанавливаются в своих ложах, а базис точно располагается на поверхности протезного ложа. Путь выведения протеза – движение в обратном направлении, т.е. от момента отрыва базиса от слизистой оболочки протезного ложа до полной потери контакта опорных и удерживающих элементов с опорными зубами. Наилучшим путём введения и выведения протеза следует считать тот, когда протез легко накладывается и снимается, встречая минимум помех, которые нельзя исключить, и одновременно обеспечивая одинаковую ретенцию на каждом зубе. 2) в разметке модели для нахождения наиболее удобного расположения клинического экватора на опорных зубах и соответствующего положения кламмеров; 3) в определении положения дуги на небе и альвеолярном отростке нижней челюсти и других элементов протеза (многозвеньевые кламмеры, ответвления, отростки и др.). Все это в целом позволяет нанести на модель чертеж каркаса будущего протеза. При планировании фиксирующей системы съемного протеза преследуются две главные задачи: 1) создать надежное крепление протеза во время жевания и речи; 2) обеспечить такое крепление протеза, при котором он оказывал бы наименьшее влияние на опорные зубы и слизистую оболочку, покрывающую беззубые альвеолярные отростки. Особое значение в решении этих задач приобретает ясное представление о биомеханике съемного протеза, воздействии сил, смещающих протез: силы тяжести, жевательного давления и силы тяги. Сила тяжести протеза на нижней челюсти нейтрализуется опорными зубами, альвеолярными отростками с покрывающей их слизистой оболочкой. В этом случае она способствует удержанию протеза на челюсти. На верхней же челюсти эта сила затрудняет крепление протеза и при определенных условиях нарушает его устойчивость. Особенно это выражено при двусторонних концевых дефектах, когда базис протеза, лишенный дистальной опоры, может отвисать или опрокидываться под действием силы тяжести. Жевательное давление также способствует смещению протеза. Во-первых, под действием клейкой пищи протез может отходить от протезного ложа как верхней, так и нижней челюсти. Эта сила тяги усиливает опрокидывающий момент, обусловленный тяжестью протеза. Вращение протеза происходит вокруг кламмерной линии. Под действием жевательного давления протез подвергается пространственному перемещению в трех плоскостях – вертикальной, сагиттальной и трансверзальной. В зависимости от выбранного способа фиксации смещение протеза может преобладать в какой-либо одной плоскости. Движение его в других плоскостях, как правило, менее выражено, но практически всегда имеет место. Это делает характер смещения протеза под действием жевательного давления настолько сложным, что требует детального рассмотрения при разных клинических условиях в зависимости от вида съемного протеза, метода его фиксации, величины и топографии дефектов зубного ряда, характера и величины атрофии беззубого альвеолярного отростка и т.д. Таким образом, сохранение опорных зубов и предупреждение их функциональной перегрузки при кламмерной фиксации является важной проблемой. Один из способов ее решения – правильное расположение кламмерной линии. Все опорно-удерживающие кламмеры, их элементы должны располагаться строго закономерно по отношению к клиническому экватору – наибольшему периметру зуба с учетом его наклона. Клинический экватор совпадает с анатомическим экватором только при строго вертикальном расположении продольной оси зуба. Обычно вследствие физиологического наклона зубов линия анатомического экватора не совпадает с клиническим. Если зуб наклонен орально, то линия клинического экватора на язычной стороне смещается к окклюзионной поверхности, а на вестибулярной – опускается к десневому краю. Для правильного конструирования кламмеров важно определить общую клиническую экваторную линию зубного ряда, которая также называется «клиническим экватором», «протетичским экватором», «высотой контура», «направляющей линией», «общей обзорной линией». Наиболее принятое название было дано Е.И.Гавриловым – межевая линия (разграничительная). Межевая линия разделяет поверхность зуба на опорную (окклюзионную) и удерживающую (ретенционную, гингивальную). Она не может называться экватором, так как не совпадает с ним и в отличие от него изменяет положение в связи с наклоном зуба: на стороне наклона она приближается к жевательной поверхности, а на противоположной стороне – удаляется от нее (рис.1.). Межевая линия выявляется посредством параллелометрии и служит ориентиром для расположения частей плеча опорно-удерживающего кламмера. Основные виды расположения межевой линии 1. Срединное - проходит через середину зуба с вестибулярной и оральной стороны (рис.2а); 2. Диагональное - опущение межевой линии к шейке со стороны дефекта, близкое расположение к окклюзионной поверхности с другой стороны, и наоборот (рис.2.б,в) ; 3. Высокое - в близи окклюзионной поверхности (рис.2.г); 4. Низкое - линия проходит на уровне нижней трети коронки (рис.2.д); 5. С разделением коронки зуба на окклюзионную и поддесневую зоны (как вариант: ближнюю и дальнюю (рис.2.е). Рис. 1. Изменение положения линии обзора (межевая линия) при изменении положения яйцевидного предмета по отношению к диагностическому стержню. Рис.2 Варианты межевой линии : а–срединная линия; б,в–диагональные; г–высокая; д–низкая; е-ближняя и дальняя зоны(разделены вертикальной линией). На выбор кламмера влияет положение межевой линии, выявленной во время параллелометрии. Чаще встречаются пять основных видов межевой линии: 1. Межевая линия проходит посередине апроксимальной поверхности зуба и поднимается по вестибулярной поверхности к контактному пункту с соседним зубом. Такое расположение межевой линии позволит удобно разместить на зубе опорно-удерживающий кламмер Аккера. 2. Межевая линия начинается на уровне контактного пункта зуба со стороны дефекта зубного ряда и по вестибулярной поверхности опускается к середине апроксимальной поверхности у соседнего зуба. В этом случае показаны кламмеры с длинными удерживающими плечами, кламмер Роуча, кламмер Бонигарда. 3. Диагональное расположение межевой линии на опорном зубе. Межевая линия проходит у жевательной поверхности в области дефекта зубного ряда, пересекает косо вестибулярную поверхность опорного зуба и заканчивается у шейки зуба с противоположной стороны. Если это премоляр, то применяют кламмер 4-го типа (обратного действия), а если моляр – кольцевой кламмер классификации Нея. Оба кламмера имеют длинные плечи, благодаря чему они упругие и легко проходят экватор опорного зуба, обеспечивая хорошую фиксацию протеза и передачу жевательного давления по оси зуба. 4. При стираемости зубов наблюдается высокое расположение межевой линии, она проходит на уровне жевательной поверхности. Такие зубы требуют покрытия искусственными коронками, восстанавливающими их анатомическую форму. 5. Низкое очертание межевой линии встречается в зубах, имеющих форму усеченного конуса. Экватор проходит на уровне шейки зуба. Такой зуб может быть использован только под опорный кламмер, иначе необходимо восстанавливать его анатомическую форму коронкой. Параллелометрия Путь введения и выведения протеза, а также общую для всех опорных зубов межевую линию, по отношению к которой будут располагаться элементы опорно-удерживающегося кламмера, определяют с помощью специального прибора – параллелометра. Параллелометр представляет собой прибор для определения наибольшей выпуклости зубов на моделях челюстей, выявления относительной параллельности поверхностей двух или более зубов или других частей челюсти, например альвеолярного отростка (рис. 3). Прибор имеет плоское основание, на котором под прямым углом закреплена стойка с кронштейном. Кронштейн подвижен в вертикальном и горизонтальном направлениях. Плечо кронштейна соотносится со стойкой под углом 90°. На плече кронштейна имеется зажимное устройство для сменных инструментов. Это устройство позволяет перемещать инструменты по вертикали. |