Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 403.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации19.11.2013
Размер403.11 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка
  1   2   3   4
Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

Методическая разработка по теме

«Планирование конструкции бюгельного протеза»

для преподавателей
для специальности 060203 «Стоматология ортопедическая»


Москва, 2012 г.

Специальность: 060203 «Стоматология ортопедическая»

уровень образования базовый
Разработчик: Крючкова О.Ю. – преподаватель высшей квалификационной категории, Московского областного медицинского колледжа№1



ОДОБРЕНО

ЦМК «Специальных стоматологических дисциплин»


Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:

060203 «Стоматология ортопедическая»

Председатель ЦМК

____________________

Иванова Ю.В.


Заместитель директора по УР

__________________________

Миронова М.Л.


Методическая разработка по теме «Планирование конструкции бюгельного протеза» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060203 «Стоматология ортопедическая», базовый уровень образования, и предназначена для преподавателей в качестве помощи для подготовки к занятию.

©МосОМК №1, 2012 г.

Пояснительная записка
Методическая разработка по теме «Планирование конструкции бюгельного протеза» профессионального модуля «Изготовление бюгельных зубных протезов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060203 «Стоматология ортопедическая», базовый уровень образования.

Методическая разработка содержит конспект лекции, задания в тестовой форме с эталонами ответов и приложения для самостоятельной работы студентов и предназначена для преподавателей в качестве методической помощи для подготовки к занятию при изучении данной темы. Разработка также может быть использована на лекционных занятиях в рамках программы повышения квалификации и переподготовки зубных техников.

Цель изучения данной темы – подготовка зубного техника, владеющего современными методами изготовления зубных протезов.
При изучении темы будут формулироваться следующие ПК и ОК:
ПК 3.1. Умеет изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации.

ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Умеет организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Может принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Знает и применяет способы поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Имеет навык использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

ОК 6. Может работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, врачами и пациентами.

ОК 7. Может самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Умеет организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Основной задачей преподавателя является подготовка выпускников к самостоятельной практической работе в качестве зубных техников.

Изложение темы основано на знании ранее изученных дисциплин: анатомии физиологии человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы, зуботехнического материаловедения с курсом охраны труда и техники безопасности, съемные пластиночные протезы, несъемные протезы.

ПЛАНИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ БЮГЕЛЬНОГО ПРОТЕЗА
Актуальность темы:

В настоящее время одной из актуальных проблем ортопедической стоматологии является протезирование дефектов зубных рядов с помощью бюгельных протезов. Грамотная оценка клинической ситуации лежит в основе правильного выбора рациональной конструкции будущего бюгельного протеза.

Функциональные, технологические и конструкционные особенности бюгельного протеза, обусловливают высокую точность изготовления каркаса с опорно-удерживающими элементами, которые обеспечиваются применением специальных методов подготовки рабочей модели в параллелометре для изучения и разметки рельефов протезного поля на рабочих моделях (с применением параллельных плоскостей и линий).
После изучения темы студент должен знать:

  • устройство параллелометра;

  • значение параллелометрии для правильной фиксации и стабилизации протеза;

  • значение параллелометрии для определения путей введения и выведения протеза;

  • значение параллелометрии для конструирования фиксирующих элементов;

  • значение параллелометрии для распределения или перераспределения жевательного давления на опорные зубы, группы зубов и подлежащие ткани протезного ложа;

  • отличие «межевой линии» (линии обзора) от экватора зуба.


Студент должен уметь:

  • дать определение понятий «межевая линия» и «поднутрение»;

  • расчерчивать модель в параллелометре, планировать конструкцию протеза.



Вопросы для контроля исходного уровня знаний:


  1. Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы при частичном отсутствии зубов;

  2. Анатомическое строение зуба;

  3. Определение понятий «анатомический экватор зуба», «клинический экватор зуба»;

  4. Определение понятий «жевательное давление», «жевательная эффективность»;

  5. Виды кламмеров, классификация кламмеров;

  6. Организация зуботехнического производства по изготовлению бюгельных протезов;

  7. Классификация и свойства материалов, применяемых при изготовлении съемных бюгельных протезов.

Изготовление бюгельного протеза начинают с детальной оценки каждого случая. Использование диагностической модели повышает эффективность планирования.

Планирование конструкции бюгельного протеза заключается:

  1. в определении пути введения и выведения протеза;

Путь введения протеза – движение протеза от первоначального контакта его кламмерных элементов с опорными зубами до тканей протезного ложа, после чего окклюзионные накладки устанавливаются в своих ложах, а базис точно располагается на поверхности протезного ложа.

Путь выведения протеза – движение в обратном направлении, т.е. от момента отрыва базиса от слизистой оболочки протезного ложа до полной потери контакта опорных и удерживающих элементов с опорными зубами.

Наилучшим путём введения и выведения протеза следует считать тот, когда протез легко накладывается и снимается, встречая минимум помех,

которые нельзя исключить, и одновременно обеспечивая одинаковую ретенцию на каждом зубе.

2) в разметке модели для нахождения наиболее удобного расположения клинического экватора на опорных зубах и соответствующего положения кламмеров;

3) в определении положения дуги на небе и альвеолярном отростке нижней челюсти и других элементов протеза (многозвеньевые кламмеры, ответвления, отростки и др.).

Все это в целом позволяет нанести на модель чертеж каркаса будуще­го протеза.

При планировании фиксирующей системы съемного протеза преследуются две главные задачи:

1) создать надежное крепление протеза во время жевания и речи;

2) обеспечить та­кое крепление протеза, при котором он оказывал бы наимень­шее влияние на опорные зубы и слизистую оболочку, покры­вающую беззубые альвеолярные отростки.

Особое значение в решении этих задач приобретает ясное представление о биомеханике съемного протеза, воздействии сил, смещающих протез: силы тяжести, жевательного давле­ния и силы тяги.

Сила тяжести протеза на нижней челюсти нейтрализует­ся опорными зубами, альвеолярными отростками с покрыва­ющей их слизистой оболочкой. В этом случае она способству­ет удержанию протеза на челюсти. На верхней же челюсти эта сила затрудняет крепление протеза и при определенных усло­виях нарушает его устойчивость. Особенно это выражено при двусторонних концевых дефектах, когда базис протеза, лишенный дистальной опоры, может отвисать или опрокидываться под действием силы тяжести.

Жевательное давление также способствует смещению протеза. Во-первых, под действием клейкой пищи протез может отходить от протезного ложа как верхней, так и нижней челю­сти. Эта сила тяги усиливает опрокидывающий момент, обусловленный тяжестью протеза. Вращение протеза происходит вокруг кламмерной линии. Под действием жевательного давления протез подвергается пространственному перемещению в трех плоскостях – вертикальной, сагиттальной и трансверзальной. В зависимости от выбранного способа фиксации сме­щение протеза может преобладать в какой-либо одной плос­кости. Движение его в других плоскостях, как правило, менее выражено, но практически всегда имеет место. Это делает ха­рактер смещения протеза под действием жевательного давле­ния настолько сложным, что требует детального рассмотрения при разных клинических условиях в зависимости от вида съем­ного протеза, метода его фиксации, величины и топографии дефектов зубного ряда, характера и величины атрофии беззу­бого альвеолярного отростка и т.д.

Таким образом, сохранение опорных зубов и предупреж­дение их функциональной перегрузки при кламмерной фиксации является важной проблемой. Один из способов ее ре­шения – правильное расположение кламмерной линии.

Все опорно-удерживающие кламмеры, их элементы должны располагаться строго закономерно по отношению к клиническому экватору – наибольшему периметру зуба с учетом его на­клона.

Клинический экватор совпадает с анатомическим экватором только при строго вертикальном расположении продольной оси зуба. Обычно вследствие физиологического наклона зубов линия анатомического эквато­ра не совпадает с клиническим. Если зуб наклонен орально, то линия клинического экватора на язычной стороне смещается к окклюзионной по­верхности, а на вестибулярной – опускается к десневому краю.

Для правильного конструирования кламмеров важно определить об­щую клиническую экваторную линию зубного ряда, которая также называ­ется «клиническим экватором», «протетичским экватором», «высотой контура», «направляющей линией», «общей обзорной линией». Наиболее принятое название было дано Е.И.Гавриловым – межевая линия (разграничитель­ная).

Межевая линия разделяет поверхность зуба на опорную (окклюзионную) и удерживающую (ретенционную, гингивальную). Она не может называться экватором, так как не совпадает с ним и в отличие от него изменяет положение в связи с наклоном зуба: на стороне наклона она приближается к жевательной поверхности, а на противоположной стороне – удаляется от нее (рис.1.).

Межевая линия выявляется посредством параллелометрии и служит ориентиром для расположения частей плеча опорно-удерживающего кламмера.
Основные виды расположения межевой линии

1. Срединное - проходит через середину зуба с вестибулярной и оральной стороны (рис.2а);

2. Диагональное - опущение межевой линии к шейке со стороны дефекта, близкое расположение к окклюзионной поверхности с другой стороны, и наоборот (рис.2.б,в) ;

3. Высокое - в близи окклюзионной поверхности (рис.2.г);

4. Низкое - линия проходит на уровне нижней трети коронки (рис.2.д);

5. С разделением коронки зуба на окклюзионную и поддесневую зоны (как вариант: ближнюю и дальнюю (рис.2.е).



Рис. 1. Изменение положения линии обзора (межевая линия) при изменении положения яйцевидного предмета по отношению к диагностическому стержню.



Рис.2 Варианты межевой линии : а–срединная линия; б,в–диагональные; г–высокая; д–низкая;

е-ближняя и дальняя зоны(разделены вертикальной линией).

На выбор кламмера влияет положение межевой линии, выявленной во время параллелометрии. Чаще встречаются пять основных видов межевой линии:

   1. Межевая линия проходит посередине апроксимальной поверхности зуба и поднимается по вестибулярной поверхности к контактному пункту с соседним зубом. Такое расположение межевой линии позволит удобно разместить на зубе опорно-удерживающий кламмер Аккера.

   2. Межевая линия начинается на уровне контактного пункта зуба со стороны дефекта зубного ряда и по вестибулярной поверхности опускается к середине апроксимальной поверхности у соседнего зуба. В этом случае показаны кламмеры с длинными удерживающими плечами, кламмер Роуча, кламмер Бонигарда.

   3. Диагональное расположение межевой линии на опорном зубе. Межевая линия проходит у жевательной поверхности в области дефекта зубного ряда, пересекает косо вестибулярную поверхность опорного зуба и заканчивается у шейки зуба с противоположной стороны. Если это премоляр, то применяют кламмер 4-го типа (обратного действия), а если моляр – кольцевой кламмер классификации Нея. Оба кламмера имеют длинные плечи, благодаря чему они упругие и легко проходят экватор опорного зуба, обеспечивая хорошую фиксацию протеза и передачу жевательного давления по оси зуба.

   4. При стираемости зубов наблюдается высокое расположение межевой линии, она проходит на уровне жевательной поверхности. Такие зубы требуют покрытия искусственными коронками, восстанавливающими их анатомическую форму.

   5. Низкое очертание межевой линии встречается в зубах, имеющих форму усеченного конуса. Экватор проходит на уровне шейки зуба. Такой зуб может быть использован только под опорный кламмер, иначе необходимо восстанавливать его анатомическую форму коронкой.

Параллелометрия

Путь введения и выведения протеза, а также общую для всех опорных зубов межевую линию, по отношению к ко­торой будут располагаться элементы опорно-удерживающегося кламмера, определяют с помощью специального прибора – параллелометра.

Параллелометр представляет собой прибор для определения наибольшей выпук­лости зубов на моделях челюстей, выявления относительной параллельности поверхностей двух или более зубов или других частей челюсти, например альвеолярного отростка (рис. 3).

Прибор имеет плоское основание, на котором под прямым углом за­креплена стойка с кронштейном. Кронштейн подвижен в вертикальном и горизонтальном направлениях. Плечо кронштейна соотносится со стойкой под углом 90°. На плече кронштейна имеется зажимное устройство для сменных инструментов. Это устройство позволяет перемещать инструменты по вертикали.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск