Скачать 68.42 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новобезгинская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» Действия с обыкновенными дробями (урок математики, 5 класс) Подготовила: Гривенная Наталья Александровна, учитель математики МОУ «Новобезгинская СОШ» Новая Безгинка Пояснительная записка Данный урок проводится с учащимися 5 класса, занимающимися по общеобразовательной программе по учебнику В.Я Виленкина. Это заключительный урок по теме «Обыкновенные дроби», после него следует урок проверки и контроля знаний и умений учащихся. Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Содержание урока подобрано таким образом, чтобы учащиеся повторили и обобщили теорию по обыкновенным дробям и смешанным числам и ее применение в решениях примеров и задач. Большое внимание на уроке уделяется развитию логического мышления учащихся. Для этого используются логические задачи, тесты, много нестандартных заданий. Например, составьте уравнение и решите его; вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы равенства оказались верными; выделите целую часть и выполните действия. Элементы занимательности также способствуют освоению приемов мышления. Для данного урока необходимы: -карточки для устного счета; -карточки со знаками «больше» и «меньше»; -схемы для логических задач; -карточки для индивидуальной работы; -знаки «идущие ноги», «+», «-»; -тесты. На доске записаны тема урока и девиз: «Чем больше я знаю, тем больше умею!» Урок разработан самостоятельно с применением следующей литературы: 1.Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике – М.: Просвещение, 1994.-222с. 2.Гольдич, В.А., Злотин, С.Е. 3000задач по алгебре для 5 - 9 классов – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. – 336 с. 3.Ганенкова, И.С. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы – Волгоград: Учитель, 2006. – 152 с. 4.Журавлев, Е.А. Обыкновенные дроби и смешанные числа. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 160 с. Тема урока: Действия с обыкновенными дробями Цели урока: -организовать деятельность учащихся по применению полученных знаний и умений; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать и делать выводы; -создать условия для развития логического мышления, творческих способностей, самостоятельности; -способствовать развитию интереса, активизации познавательной деятельности учащихся; -воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, активность Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Организационные формы работы: индивидуальная, парная, коллективная Структура урока 1.Мотивационная беседа с последующей постановкой цели 2.Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных правил 3.Закрепление и применение знаний и способов действий 4.Тестирование – проверка усвоения системы знаний и умений и ее применения для практических заданий 5.Домашнее задание 6.Итог урока 7.Рефлексия Оборудование: -карточки для устного счета; -карточки со знаками «больше» и «меньше»; -схемы для логических задач; -карточки для индивидуальной работы; -карточки со схемами уравнений для работы в парах; -знаки «идущие ноги», «+», «-»; -тесты, бланки с ответами Ход урока I.Организационный момент Цель: организовать учащихся к уроку -Давайте улыбнемся и будем дарить друг другу хорошее настроение в течение урока II.Мотивационная беседа Цель: настроить учащихся на плодотворную работу на уроке А.И. Маркушевич о математике говорил так «Эта наука, как многолетний дуб, раскинула такие могучие ветви, что ни один математик, даже «самый маститый», уже не в силах изучить всю математику в целом, а избирает лишь какую-нибудь ее ветвь». Вот и мы с вами сегодня выбрали ветвь обыкновенных дробей. В переводе с греческого слово «математика» означает знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это означало высшую степень учености. Хочется, чтобы вы сегодня показали, насколько вы мудры и насколько сведущие люди в математике 5 класса по теме «Обыкновенные дроби». Девиз нашего урока: «Чем больше я знаю, тем больше умею!» III.Актуализация опорных знаний Цель: углубить знания детей по теме используя рубрику «Из истории возникновения дробей»; повторить теоретический материал; развивать вычислительные навыки, логическое мышление 1.Сообщение учащихся «Из истории возникновения дробей» 1) Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа 2/3 у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица, все остальные дроби непременно имели в числителе 1 (так называемые основные дроби): ½; 1/3; 1/28 и т.д. Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. 2) В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный числу 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем равным числу 12. Особое место занимали дроби ½, ¼, 1/8, 1/16 и т.д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией считали удвоение и деление пополам. Учитель: Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». 2.Устная работа -Ребята, вы познакомились с историей возникновения обыкновенных дробей, а теперь я бы хотела услышать от вас, что вы знаете о дробях? 1)Блиц – опрос: -Какая дробь называется правильной? Приведите пример. -Какая дробь называется неправильной? Приведите пример. -Какая дробь больше 1? Меньше 1? Равна 1? -Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? -Как сравнить дроби с равными числителями? -Сформулируйте правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями? -Как из неправильной дроби получить смешанное число? -Как представить смешанное число в виде неправильной дроби? -Расскажите правило сложения (вычитания) смешанных чисел. 2) Выполним действия с обыкновенными дробями по карточкам 2/3: -В какой строке расположены обыкновенные дроби? Найдите: a -b; а+b; с+d; с-d; b+d. 2 4/20 6 10/20 1 4/20 2/20 2 14/20 3)Сравните (показывают знаки «>» или «<» на карточках) а и b; b и с; d и с; d и а. > > < < 3.Логические задачи: 1.Из четырех игр: шашки, лото, «Конструктор» и «Эрудит» надо выбрать две. Сколькими способами можно осуществить этот выбор? Ответ: 6 (ШЛ, ШК, ШЭ, ЛК, ЛЭ, КЭ) 2.В среду в первом классе должно быть три урока: русский язык, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания можно составить на этот день? Ответ: 6 (для отыскания всех вариантов лучше построить схему) 1 урок Р М Ф 2 урок Ф М Р Ф Р М 3 урок М Ф Ф Р М Р IV. Закрепление и применение знаний и способ действий Цель: отработка умений выполнять действия с дробями и смешанными числами, решать уравнения, задачи, выявление пробелов, их коррекция; развитие внимания и мышления 1.Решение нестандартных задач: Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы равенства оказались верными (равенства записаны на доске). Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой 2.Решение примеров на время. Записывайте только ответы, на это вам отводится 2 минуты. Проверка «цепочкой» 3.Решение примеров у доски и в тетрадях с объяснением. Выделите целую часть и выполните действия: 47+32 ; 35-23 ; 67+41; 28-16 7 7 6 6 9 9 5 5 . 4.Работа в парах. Составьте уравнение по схеме и решите его. 2 человека работают у доски 5.Решение задач а) Работа по учебнику. Решение задачи №1092 Разбор задачи по ролям: Условие…, Вопрос…, Объяснение …, Запись решения…., Ответ… в)Решение задач на повторение изученного Решение задач по карточкам - дифференцированная работа Дополнительное задание (записано на доске): №1103, №1107, № 1108 Ответы: №1103 – 18; 11; 38=1 6/32 №1107 1) 35:7*5=25(уч) 2) 35-25=10(уч) 19 21 32 2) 15:5*2=6(ч) 15-6=9(ч) №1108 1) 5; 2) 6. V. Итог урока Цель: Выявить уровень усвоения материала по теме Работа с тестами Самопроверка по бланку ответов Выставить оценки по ходу урока VI.Домашнее задание Цель: обеспечение понимания содержания заданий и способов выполнения, развитие творческих способностей №1114; Задание: придумать 5 примеров на сложение (1вариант) и вычитание (2 вариант) смешанных чисел VII.Рефлексия Цель: обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества, определение степени удовлетворенности уроком -В начале урока мы давали слово дарить хорошее настроение. Я хотела бы узнать с каким настроением вы уходите с урока? Почему? -Что понравилось на уроке? Почему? -С кем бы вы хотели поделиться впечатлениями об этом уроке? Почему? |
Урок математики. 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел Мбоу «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова» Урок математики. 4 класс | Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Урок математики, 5 класс Игнатьева Антонина Яковлевна, учитель математики мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района.( 8-909-301-10-53) | Урок математики по программе Моро М. И. и др., 3 класс, по теме:... Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок математики по программе Моро М. И. и др.,... | ||
Урок математики 1 класс | Урок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного... Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных... | ||
Урок-путешествие Урок математики, 6 класс Урок по теме: «Координатная плоскость» «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей» | Урок математики: сущность Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики.... | ||
Урок математики 5 класс и 6 класс с использованием тио Отработать навыки составления, чтения и записи числовых выражений; нахождение значения этих выражений | Урок математики ( 4 класс «гармония») по теме: «Знакомство с новой единицей длины- миллиметром» Модульный урок математики ( 4 класс «гармония») по теме: «Знакомство с новой единицей длины- миллиметром» | ||
Урок математики А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего... | Урок математики в 6 классе Шаг за шагом к пятёрке. Математика 6 класс. Г. Кукарцева, Москва, «Просвещение», 2005 | ||
Урок математики 3 класс Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений | Урока Урок математики. 1 класс. Петерсон Л. Г. Тема урока: «Области... Урок математики. 1 класс. Петерсон Л. Г. Тема урока: «Области и границы». Учитель: Бурдина Я. В | ||
Урок математики. 1 класс, 2 четверть Личностные ууд: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Урок, 6 класс. Учитель математики Широкова Т. Ю Материальное обеспечение: кодоскоп, плакаты, анкеты, карточки с задачами и домашним заданием |