Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей
физико-математического цикла
Протокол
от «26» июня2013г.
№ 6
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР Шмакова А.В.
«26» июня 2013 г.
| ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета школы
Протокол от
«29» августа 2013 г.
№ 1
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБВСОУ «ОСОШ №35
от «30 » августа 2013 г.
№ 150
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Геометрия»
9 класс
Составитель:
Минина Екатерина Сергеевна,
учитель математики
Старый Оскол – 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 9 класса базового уровня (далее - Программа) составлена на основе авторской программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.В. Кадомцева и другие (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы. Сост.Т.А.Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2009. -127 с.).
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующей цели: создание условий для формирования у учащихся учебно-познавательных, информационных компетенций, интеллектуальных и практических умений в области решения геометрических задач; развития творческих способностей; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; коммуникативных навыков.
Задачи Программы:
сформировать умения решать задачи методом координат, задачи на применение формул для правильных многоугольников, вписанной и описанной окружностей, применение тригонометрического аппарата при решении треугольников;
выработать навыки решения заданий повышенной сложности, взятых из материалов ГИА;
Согласно Типовому положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 3.11.1994г., с изменениями от 9.09.1996г., 20.07.2007 г.) продолжительность учебного года составляет 36 недель. По учебному плану школы на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю (72 часа в год), в авторскую программу (2 часа в неделю, 68 часов в год) внесены изменения: добавлено 4 часа в тему «Повторение». № п /п
| Наименование раздела
| Кол-во часов в примерной (авторской) программе
| Кол-во часов в рабочей программе
| 1.
| Векторы
| 8
| 8
| 2.
| Метод координат
| 10
| 10
| 3.
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 11
| 11
| 4.
| Длина окружности и площадь круга
| 12
| 12
| 5.
| Движения
| 8
| 8
| 6.
| Начальные сведения из стереометрии
| 8
| 8
| 7.
| Об аксиомах планиметрии
| 2
| 2
| 8.
| Повторение
| 9
| 13
|
| ВСЕГО
| 68
| 72
|
Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, всего за год – 72 часа. Программой предусмотрено проведение 5 контрольных работ.
| Кол-во контрольных работ
| I четверть
| -
| II четверть
| 1
| III четверть
| 2
| IV четверть
| 2
| ИТОГО
| 5
| Формой организации учебного процесса является урок. Формы контроля, используемые на уроках: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля: устный опрос, контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа. Преподавание предмета ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Атанасян Л.С.Геометрия. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Поздняк, И.И. Юдина]. - 21-е изд. - М.: Просвещение, 2007, 2011. – 384 с.: ил.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7—9 классы / сост. Т.А.Бурмистрова. — М.:Просвещение, 2009. — 127 с.
3.Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс /Б.Г.Зив.- 14-е изд.- М.: Просвещение, 2011. -127с.
Рабочая тетрадь. 9класс/ [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю. А. Глазков, И.И. Юдина]. – Просвещение, 2013. – 48 с.
Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Книга для учителя/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и другие. М.: Просвещение, 2008.- 255 с.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры учащийся 9 класса должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
|
| Векторы
| 8
|
|
| 1
| Понятие вектора.
| 1
| 03.09.13
|
| 2
| Понятие вектора.
| 1
| 05.09.13
|
| 3
| Сложение и вычитание векторов
| 1
| 10.09.13
|
| 4
| Сложение и вычитание векторов
| 1
| 12.09.13
|
| 5
| Сложение и вычитание векторов
| 1
| 17.09.13
|
| 6
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| 1
| 19.09.13
|
| 7
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| 1
| 24.09.13
|
| 8
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| 1
| 26.09.13
|
|
| Метод координат
| 10
|
|
| 9
| Координаты вектора
| 1
| 01.10.13
|
| 10
| Координаты вектора
| 1
| 03.10.13
|
| 11
| Простейшие задачи в координатах
| 1
| 08.10.13
|
| 12
| Простейшие задачи в координатах
| 1
| 10.10.13
|
| 13
| Уравнения окружности и прямой.
| 1
| 15.10.13
|
| 14
| Уравнения окружности и прямой.
| 1
| 17.10.13
|
| 15
| Уравнения окружности и прямой.
| 1
| 22.10.13
|
| 16
| Решение задач
| 1
| 24.10.13
|
| 17
| Решение задач
| 1
| 29.10.13
|
| 18
| Контрольная работа №1 по теме «Метод координат»
| 1
| 31.10.13
|
|
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 11
|
|
| 19
| Синус, косинус, тангенс угла
| 1
| 07.11.13
|
| 20
| Синус, косинус, тангенс угла
| 1
| 12.11.13
|
| 21
| Синус, косинус, тангенс угла
| 1
| 14.11.13
|
| 22
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 1
| 19.11.13
|
| 23
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 1
| 21.11.13
|
| 24
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 1
| 26.11.13
|
| 25
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 1
| 28.11.13
|
| 26
| Скалярное произведение векторов
| 1
| 03.12.13
|
| 27
| Скалярное произведение векторов
| 1
| 05.12.13
|
| 28
| Решение задач
| 1
| 10.12.13
|
| 29
| Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
| 1
| 12.12.13
|
|
| Длина окружности и площадь круга
| 12
|
|
| 30
| Правильные многоугольники
| 1
| 17.12.13
|
| 31
| Правильные многоугольники
| 1
| 19.12.13
|
| 32
| Правильные многоугольники
| 1
| 24.12.13
|
| 33
| Правильные многоугольники
| 1
| 26.12.13
|
| 34
| Длина окружности и площадь круга
| 1
| 31.12.13
|
| 35
| Длина окружности и площадь круга
| 1
| 09.01.14
|
| 36
| Длина окружности и площадь круга
| 1
| 14.01.14
|
| 37
| Длина окружности и площадь круга
| 1
| 16.01.14
|
| 38
| Решение задач
| 1
| 21.01.14
|
| 39
| Решение задач
| 1
| 23.01.14
|
| 40
| Решение задач
| 1
| 28.01.14
|
| 41
| Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
| 1
| 30.01.14
|
|
| Движения
| 8
|
|
| 42
| Понятие движения
| 1
| 04.02.14
|
| 43
| Понятие движения
| 1
| 06.02.14
|
| 44
| Понятие движения
| 1
| 11.02.14
|
| 45
| Параллельный перенос и поворот
| 1
| 13.02.14
|
| 46
| Параллельный перенос и поворот
| 1
| 18.02.14
|
| 47
| Параллельный перенос и поворот
| 1
| 20.02.14
|
| 48
| Решение задач
| 1
| 25.02.14
|
| 49
| Контрольная работа №4 по теме «Движения»
| 1
| 27.02.14
|
|
| Начальные сведения из стереометрии
| 8
|
|
| 50
| Многогранники
| 1
| 04.03.14
|
| 51
| Многогранники
| 1
| 06.03.14
|
| 52
| Многогранники
| 1
| 11.03.14
|
| 53
| Многогранники
| 1
| 13.03.14
|
| 54
| Тела и поверхности вращения
| 1
| 18.03.14
|
| 55
| Тела и поверхности вращения
| 1
| 20.03.14
|
| 56
| Тела и поверхности вращения
| 1
| 01.04.14
|
| 57
| Тела и поверхности вращения
| 1
| 03.04.14
|
|
| Об аксиомах планиметрии
| 2
|
|
| 58
| Об аксиомах планиметрии
| 1
| 08.04.14
|
| 59
| Об аксиомах планиметрии
| 1
| 10.04.14
|
|
| Повторение
|
|
|
| 60
| Треугольник
| 1
| 15.04.14
|
| 61
| Треугольник
| 1
| 17.04.14
|
| 62
| Окружность
| 1
| 22.04.14
|
| 63
| Четырехугольники
| 1
| 24.04.14
|
| 64
| Многоугольники.
| 1
| 29.04.14
|
| 65
| Векторы.
| 1
| 06.05.14
|
| 66
| Метод координат
| 1
| 08.05.14
|
| 67
| Соотношения между сторонами и углами треугольника.
| 1
| 13.05.14
|
| 68
| Итоговая контрольная работа
| 1
| 15.05.14
|
| 69
| Длина окружности и площадь круга
| 1
| 20.05.14
|
| 70
| Движение
| 1
| 22.05.14
|
| 71
| Консультация. Решение задач
| 1
| 27.05.14
|
| 72
| Консультация. Решение задач
| 1
| 29.05.14
|
| Содержание программы учебного предмета
Векторы
Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Законы сложения векторов. Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение вектора к решению задач. Средняя линия трапеции.
Метод координат
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов.
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Движение
Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот. Осевая и центральная симметрии.
Начальные сведения из стереометрии
Многогранники. Тела и поверхности вращения.
7. Об аксиомах планиметрии.
Система аксиом планиметрии
8. Повторение
Формы и средства контроля
Формы контроля:
тематический контроль: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы;
текущий контроль: фронтальный опрос, собеседование, тестирование.
итоговый контроль: итоговая контрольная работа.
| Кол-во контрольных работ
| I четверть
| 1
| II четверть
| 1
| III четверть
| 2
| IV четверть
| 1
| ИТОГО
| 5
| Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
Итоговая контрольная работа
Критерии оценивания контрольных работ
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, ри сунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 - 9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А.. М.: Просвещение, 2009. – 126 с.
2. Геометрия 7 – 9. Учеб.для общеобразов. учреждений / [Атанасян Л.С., С.Б.Кадомцев, и др.] М.: Просвещение, 2007, 2011.- 384 с.
3. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс./ Зив Б.Г. - М.: «Просвещение, 2012 .-127с.
4. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Книга для учителя/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и другие. М.: Просвещение, 2008.- 255 с.
5. Зив Б.Г.Задачи по геометрии для 7 – 11 классов / [Б.Г. Зив, В.М. Мейнер, А.Г. Баханский]. - М.: Просвещение, 2012 г. – 380 с.
Дополнительная литература
ГИА 2013. Типовые тестовые задания./ И.В.Ященко, С.А.Шестаков, С.А.Трепалин, А.В.Семенов.- М: Издательство «Экзамен», 2013.
ГИА-2013.Экзамен в новой форме. Математика ,9 класс. Тренировочные варианты.-М: АСТ: Астрель,2013.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2013. Учебное пособие/ А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В.Ященко,П.И.Захаров; под ред. И.В.Ященко; Московский центр непрерывного математического образования. –М.: Интеллект – Центр, 2013. – 88 с.
Оборудование и приборы
№ п/п
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Дидактическое описание
| Количество на 20 учащихся
| 1.
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
| Авторские программы по курсам математики
|
| 1
|
| Учебник по геометрии
| Комплекты учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе.
| 20
|
| Дидактические материалы по геометрии для 9 класс
| Входят в УМК, рекомендованы(допущенныек использованию в учебном процессе.
| 1
|
| Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике
| Соответствуют Стандарту среднего (полного) общего образования по математике
| 3
|
| Научная, научно-популярная, историческая литература
| Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения.
| 2
|
| Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
| 2
| 2.
| Печатные пособия
|
| Портреты выдающихся деятелей математики
| В демонстрационном варианте представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте.
| 9
| 3
| Технические средства обучения
| 3.1
| Мультимедийный компьютер
|
| 1
| 1
| 3.2
| Сканер
|
| 1
| 1
| 3.3
| Принтер струйный
|
| 1
| 1
|
|