Скачать 0.63 Mb.
|
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБОАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 г. КОСТРОМЫ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ» Автор работы учитель математики Дрыкина Светлана Пименовна г.Кострома 2010-2011уч. год Пояснительная записка. Данный курс носит межпредметный характер и ориентирован на учащихся 9 класса. Курс с одной стороны поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, способствует лучшему освоению базового уровня, а с другой – служит для межпредметной интеграции. В условиях соорганизации формируется коммуникативная компетентность. Актуальность Кому из нас в повседневной жизни хотя бы раз потребовалось решить текстовую задачу с помощью уравнений, квадратное уравнение, иррациональное, тригонометрическое или логарифмическое неравенство или, например, найти объем ведра как цилиндра или усеченного конуса? Для большинства учащихся собственно математические знания не имеют, и не будут иметь практического значения, применения в повседневной жизни или в трудовой деятельности. Кто-то среди них любит решать задачи, а кто-то любит историю, литературу… ПРОБЛЕМА Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика – сама по себе, также математика и все другие предметы. Таким образом, возникает проблема отражения прикладного направления математической науки при изучении разделов математики, для которых возможности практической иллюстрации в школьном курсе принципиально ограничены, а иногда невелики. ГИПОТЕЗА «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ Считаю, что интеграция уроков математики с другими учебными предметами, содействующих здоровью, позволит многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, В ходе решения заданий учащиеся узнают достаточно много новых фактов о своем здоровье, особенностях существования и развития человеческого организма на разных возрастных этапах жизни – что позволяет формировать культурологические умения, связанные с заботой о собственном здоровье. Школьники сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами «математики». Исследовательская деятельность учащихся, которая осуществляется под руководством учителя, проводится на занятиях в условиях групповой, парной работы. Интересные задания, представлены в раздаточном материале. Итог изучения курса – самостоятельное выполнение учащимися конкретной практической работы с элементами исследовательского характера. Программа может быть использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения в дальнейшем. Данный курс рассчитан на 18 часов. Цели курса: • показать широту применения математического аппарата в вопросах здоровья человека; • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для укрепления и сохранения здоровья. Задачи курса: • реализовать здоровьесберегающий принцип обучения; • систематизировать и обобщить отдельные разделы курса математики; • помочь школьнику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; • развивать коммуникативные компетентности посредством различных форм организации деятельности; • способствовать воспитанию средствами математики потребность и необходимость в здоровом образе жизни человека Содержание курса
Учебно-тематический план
Особенности организации учебного процесса Основными способами организации учебного процесса являются индивидуальная, парная. групповая работа. Формы и методы • Рассказ • Беседа • Лекция • Семинар • Конференция • Урок-практикум Система контроля и учета достижений учащихся Система контроля осуществляется через выполнение практических заданий, индивидуальных заданий. Диагностика • Вводный контроль • Тестирование • Выходной контроль • Защита проектов и презентаций [править] [править] Критерии оценки успешности Ученик получает зачет при условии выполнения заданий 75-100%. В задания входят – решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные балы ученик получает: 1. Использование Интернет технологий. 2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума. 3. Доклады в школе или за её пределами. Описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы В результате изучения элективного курса учащийся может быть успешен на уровне: • понимания применения математического аппарата в вопросах здоровья человека; • анализа реальных численных данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; • решения практических задач здоровьесберегающей математики. При посещении элективного курса учащийся может усвоить материал на уровне: • применения алгоритмов при решении различных задач здоровьесберегающей тематики; • защиты реферата; • защиты проекта. [править] Содержание курса [править] Общее количество часов – 18 1. Введение. Здоровье как состояние полного физического, психического, репродуктивного, социального и духовного благополучия. Аспекты здоровья: интеллектуальный, эмоциональный. социальный. личностный. Здоровье и болезнь. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. Современный “стандартный”, “средний” человек. 2 Гигиена полости рта. Общее представление о развитии ротовой полости. Зубы человека состоят из коронки (видимой части зуба) и корней, которые располагаются в челюстях. Соединительная ткань соединяет корень зуба и кость. На поверхности зуб окружен мягкой тканью — десной. Здоровые зубы необходимы человеку для откусывания и пережевывания пищи, внятной речи и внешней красоты. |Слюнные железы вырабатывают слюну, которая необходима, чтобы смачивать пищевой комок и защищать зубы от воздействия вредных факторов. В слюне содержатся специальные вещества, которые помогают сохранять здоровье зубов и десен. Слюна обладает бактериями свойствами. Временные и постоянные зубы. Зачатки зубов появляются, когда плод находится в утробе матери 6—7 недель. У родившегося ребёнка зубы уже есть внутри челюстей. Молочные зубы начинают прорезываться когда ребёнку 5—6 месяцев, и к 3 годам прорезаются все 20 зубов. Временные зубы очень важны для жевания развития речи, роста челюстей. Постоянные зубы начинают появляться в 5—6 лет и полностью заменяют молочные к 12—14 годам. Среди постоянных зубов различают клыки, премоляры и моляры. Эмаль — самая твердая ткань организма человека за счет большого содержания (95%) неорганических веществ: кальция и фосфатов. Эмаль состоит из кристаллов и покрывает часть зуба выше десны. Дентин располагается под эмалью и также состоит из кальция и фосфатов. В дентине имеются канальцы, в которых расположены окончания чувствительных волокон. Пульпа—сердцевина зуба, содержащая нервы и кровеносные сосуды. Цемент—плотная, похожая на кость ткань. Она покрывает дентин- корня зуба. Фактор риска развития стоматологических заболеваний. Зубной налет присутствует во рту у всех людей, содержит миллионы бактерий и является причиной появления кариеса зубов и заболеваний десен. Содержащиеся в налете микроорганизмы потребляют сахар из пищи и вырабатывают кислоту. Именно эта кислота начинает разрушать эмаль и другие твердые части зуба. Развитию кариеса способствует прием с пищей большого количества сахара в разных видах. Когда кариес достигает пульпы, начинается ее воспаление, тогда болезнь называется уже пульпит. Когда процесс переходит на поддерживающие зуб ткани, это называется уже периодонтит. В результате в корне зуба образуется гнойный мешочек. Когда воспалительный процесс переходит в челюсть и разрушает костные структуры, заболевание называется периостит. Основное заболевание десен — гингивит — вызывается скоплением микробов и остатков пищи между зубами. При отсутствии лечения микробы проникают в более глубокие слои, и гингивит переходит в пародонтит. То, как будет развиваться этот процесс, зависит от местных особенностей полости рта, гигиены, питания, общего состояния организма. Если из полости рта с помощью средств гигиены будут удаляться остатки пищи и микробный налет, то появление кариеса и заболевания десен можно будет избежать. Собственные усилия человека могут сохранить здоровье его полости рта на 80%, остальные 20% могут быть вкладом врачей-стоматологов. Уход за зубами. Основными средствами для осуществления гигиены являются зубные щетки и зубные пасты, вспомогательными — зубные нити, зубочистки, зубные эликсиры, жевательная резинка. > Зубная щетка должна быть изготовлена из искусственных материалов, не должна быть жесткой, должна захватывать не более двух зубов. Щетку необходимо менять один раз в 3—4 месяца. > Зубные пасты подразделяют на гигиенические и лечебно-профилактические. В качестве противокариозных агентов в зубные пасты чаще всего включают соединения фтора, кальция и фосфора. При чистке зубов детьми моложе 6 лет надо учитывать, что они проглатывают до трети зубной пасты. Чтобы создать в полости рта депо профилактических веществ, зубы надо чистить два раза в день. > Зубная нить (флосс) используется для удаления зубного налета и остатков пищи с контактных поверхностей зубов там, где зубная щетка бессильна. > Зубочистки при правильном использовании являются хорошим дополнением к другим средствам гигиены. > Зубные эликсиры предназначены для гигиенического ухода за полостью рта и для профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта. Полоскания эликсирами рекомендуется осуществлять после чистки зубов и в промежутках между чистками. > Употребление жевательной резинки увеличивает количество слюны, и она поступает в труднодоступные межзубные участки. Лучше использовать жевательную резинку без сахара и жевать ее после еды в течение 15—20 минут. Препараты фтора наиболее эффективны для предупреждения развития кариеса зубов. Фториды изменяют структуру эмали зуба, делая её менее растворимой. Наибольшее число фторидов содержится в рыбе и морепро-дуктах, зерновых культурах, чае, печени, желтке куриного яйца, баранине. Питание и здоровье зубов. Для сохранения здоровья зубов необходимо: максимально уменьшить потребление сахара, не пить сладких напитков в промежутках между приёмами пищи, после каждого приема пищи чистить или полоскать зубы, употреблять жевательные резинки без сахара, не есть сладкого, если после этого нельзя почистить зубы. 9 КЛАСС Системы рациональных неравенств. Целое уравнение и его корни 1. Решите системы неравенств и выясните, из-за какого вещества возникает кариес. А)б) в) Г) Д) Е) Ж) (3; 4) - К, (—∞; - 4]и[4; ∞) - А, (-3; -2,5) - С, (-∞; -7] - У, (-3; 3) - Т, [-4; 4] –М; (1/7;∞)-О; ( ∞;1/3)-И; (2/3;∞)-Л Ответ: кислота. Содержащиеся в зубном налете бактерии вырабатывают кислоту, которая разрушает зубы. 2. Решите системы рациональных неравенств и расшифруйте название ещё пока мало применяющегося средства ухода за зубами (1; 1,3) - Л, (-0,3; 1) - Н, (4; ∞,) - С, (5/4;8/5)- О, (-5;-4)-Д, (1,5;2)-Ф, (4; 5) - С. Ответ: флосс. Зубная нить — флосс бывает круглой, плоской, вощеной, невощеной. Её основное назначение — удаление зубного налета и остатков пищи с тех поверхностей зубов, которые невозможно отчистить щеткой, например там, где зубы тесно соприкасаются. 3. Решите уравнения, используя метод введения новой переменной. Найдите сумму всех получившихся корней и узнайте, какой химический элемент наиболее эффективен для предупреждения развития кариеса зубов. (2х2 + З)2 - 12(2х2 + 3) + 11 = О, (х2 — 2х)2 — 2(х2 — 2х), (х2 + х — 1)(х2 + х +2) = 40, (2х² + х — 1)(2х2 + х — 4) + 2 = 0. -1 - медь, 0 - хлор, 1 - фтор, (-2-√17)/4 - железо, 3 - кальций. Ответ: фтор. Препараты на основе фтора—фториды изменяют структуру эмали зуба, делая её менее растворимой. 4. Решите биквадратные уравнения и, выбирая слова, соответствующие правильным ответам, составьте список укрепляющих зубы продуктов 4х2 — 5х2 -36=0 х4 -6х²+8=0 4Х4 - 5х2 +1=0 16а4 —8а2 +1=0 х4 — 25х2 +144=0 р4 - 2р2 -3=0 х4 — 4х2 +4=0 —√3;√3- баранина, — √5; √5 — свинина, — 3,3 —_рыба, — √2; √2 — шпинат, — 0,5; 0,5; —1,1 —чай, — 2; 2; — 1; 1 —кофе; - 2; 2; —2; 2 — морепродукты, — 0,5; 0,5 —печень, — 3; 3; — 4; 4 — желток куриного яйца, — 4; 4 — ананасы Ответ: рыба, морепродукты, чай,печень, желток, баранина, шпинат 5. Решите уравнение методом группировки, найдите сумму всех его корней. Если сумма корней отрицательна, то для зубов полезнее есть сладкое маленькими порциями в течение дня. Если сумма корней положительна, то для зубов полезнее один раз в день съесть большое количество сладкого. |
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Программа элективного курса «Математика, физика, компьютер» Программа предназначена для обучения студентов 2-3 курса техникума, имеющих базовую подготовку по дисциплинам «Математика», «Физика»,... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа элективного курса «Азбука здоровья» составлена на основе программы Лопуги Е. В. «Культура здоровья» М., 2006г | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Перечень методических разработок Программа элективного курса «Уравнения и системы уравнений» математика – Суворова И. В., учитель математики | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Тема : «Весёлая математика. Логические задачи» Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... |