Скачать 50.06 Kb.
|
Л.А. САФОНОВА О ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В последнее время математика все чаще рассматривается как дисциплина, осуществляющая связь научной мысли с жизнью, что позволяет говорить о ее гуманитарной составляющей. Формирование геометрических знаний младших школьников имеет важное дидактическое и психологическое значение. У учеников происходит становление пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. Изучение элементов геометрии учащимися начальных классов создаёт благоприятные предпосылки для развития их познавательной деятельности, наглядно-образного и логического мышления. Таким образом, геометрический материал является средством всестороннего развития личности учеников. Однако усвоение геометрического материала вызывает у школьников определённые трудности. И это в наибольшей степени проявляется в средних классах, когда начинается систематический курс геометрии. Причины этих трудностей лежат в начальном курсе математики. Они обусловлены, в первую очередь, недостатками существующей методики формирования геометрических представлений. Следовательно, возникает проблема совершенствования содержания и методов обучения элементам геометрии в начальной школе. Основной задачей изучения геометрического материала в I-IV классах является формирование у учащихся представлений и первичных понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая линия, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг, а также выработка практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью чертёжных и измерительных инструментов и без них (измерить на глаз, начертить от руки). Даются первоначальные представления о точности построений и измерений. В строгом смысле большинство геометрических понятий начального курса математики таковыми не являются. В младших классах даются представления или так называемые первичные понятия (предпонятия) о геометрических фигурах. Как показал проведенный анализ, в традиционных учебниках математики для начальных классов очень мало подобных определений. Учащимся, в основном, даются представления о геометрических фигурах, в то время как в средней школе у них формируются геометрические понятия. По традиционной методике изучение определений понятий разделялось на три этапа: введение, усвоение и закрепление. В последнее время, в связи с гуманитаризацией математического образования, данный процесс рассматривается уже как деятельность, состоящая из определенных действий. Вопросам совершенствования способов введения новых понятий, содержания и методики работы с ними уделяется внимание в работах А.К. Артёмова, Я.И. Грудёнова, Ю.М. Колягина, Н.С. Подходовой, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Саранцева, И.С. Якиманской и других. В формировании математических понятий Г.И. Саранцев выделяет следующие этапы:
Отметим, что процесс формирования понятий не является стационарным. В зависимости от опыта учащихся и конкретного содержания понятий внимание к отдельным этапам может быть различным, некоторые из них могут даже отсутствовать. Рассмотрим, как можно организовать работу над геометрическими представлениями в начальном курсе математики на примере понятия «Отрезок и его измерение». На этапе мотивации введения понятия отрезка учитель должен подвести учащихся к мысли о необходимости обозначения данной геометрической фигуры каким-нибудь словом. Для этого можно провести краткий экскурс по учебнику и показать учащимся, что в дальнейшем они часто будут работать с этим геометрическим объектом, который в математике принято называть отрезком. Детям показывают рисунки с изображениями отрезков и говорят: «Это отрезки». Далее учитель останавливается на выделении существенных свойств этого понятия. Он объясняет, что отрезок можно провести по линейке, то есть это часть прямой линии. У всякого отрезка есть начало и конец – это точки, ограничивающие этот отрезок. Для усвоения этих свойств отрезка учащимся предлагаются упражнения на распознавание отрезков, на чтение «имён» отрезков, на самостоятельное построение отрезков. В начальном курсе математики не предусматривается введение определения отрезка, представление о нём учащиеся получают из рассмотрения чертежей и изучения его свойств. Поэтому в данном случае опускаются этапы синтеза выделенных свойств и формулировки определения, а также усвоения логической структуры определения. Этап использования понятия в конкретных ситуациях включает в себя обучение сравнению отрезков и выполнению действий над ними. До введения измерения отрезки сравнивают наложением. Здесь же, на заключительном этапе, происходит установление связей понятия отрезка с другими понятиями. Учащиеся, знакомясь с новыми геометрическими фигурами, узнают, что для многих из них отрезок является их элементом. Например, стороны многоугольника, радиус окружности, рёбра куба и т.д. Некоторые геометрические понятия определяются с помощью отрезков. Например, треугольник – это фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Таким образом, учитель на протяжении достаточно долгого времени устанавливает связь понятия отрезка с другими понятиями из курса геометрии. Параллельно с представлением об отрезке учащиеся знакомятся с понятиями длины отрезка и её измерением. Моделью отрезков могут служить кусочки ниток, проволок, палочки, бумажные полоски произвольной длины. Такие полоски должны быть у каждого ученика. Каждый ученик должен уметь путём непосредственного наложения одной полоски на другую, выяснить, какая из них длиннее (короче) или они одинаковы. Практические действия сопровождаются пояснениями, раскрывающими смысл слов «равные», «неравные»; речь обогащается терминами, усвоенными не формально, а сознательно. Полоски бумаги произвольной длины целесообразно использовать для того, чтобы дать первоначальные представления о процессе измерения и о том, что в качестве единицы измерения длины можно принять длину любого отрезка. С этой целью можно предложить каждому ученику измерить ширину ученического стола с помощью бумажной полоски любой длины. В результате длина одного и того же отрезка выразится различными числами, так как ученики выбирали для нахождения значения одной и той же величины разные единичные отрезки. В итоге учащийся должен усвоить, что единица длины может быть выбрана произвольно и чем больше длина отрезка, взятого в качестве единичного, тем меньше получаемое числовое значение длины измеряемого отрезка и наоборот. С этой целью школьникам можно показать мультипликационный фильм «38 попугаев». Применение такой методики по сравнению с традиционной является более эффективным. Каждое новое понятие связывается с уже знакомым не только по каким-то внешним свойствам, но и по технологии работы над ним. Всякий раз на каждом этапе используются специальные упражнения, направленные на овладение учащимися действиями, адекватными содержанию понятия. Ученики с охотой выполняют упражнения на распознавание объектов, принадлежащих понятию; выведение следствий из принадлежности объекта понятию, переход от определения понятия к его признаками т.д. Таким образом, формирование геометрических представлений является важной составляющей подготовки учеников к освоению геометрических понятий и ему следует уделять особое внимание. Для успешного решения данной задачи необходимо применение как традиционных, так и новаторских методик. |
Г. Шадринск Канунников Р. И Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также... | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Пояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей... Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании... | Синергетический подход в формировании семейных ценностей у младших школьников Автор: Ценных св., учитель начальных классов, I квалификационная категория, моу круглоподполенская сош | ||
Урок №3 на тему: «Культура и мораль» Цель: формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о культуре и морали | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ипользование элементов нетрадиционных видов спорта в формировании здорового образа жизни младших школьников | ||
«Построение сечений» Изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления... | Сафонова Наталья Константиновна Должность Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Знакомство с правилами геометрических построений; развитие пространственных представлений, пространственного мышления... | ||
Тематическое планирование 9класс № п/п Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... | Возможности артпедагогики в формировании нравственных качеств младших... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
Учитель английского языка Шакирова В. Р Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... | А. И. Гук «19» февраля 2013 года Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... | ||
Умк на 2012-2013 учебный год Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... | Тесты и задания для подготовки к егэ Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... |