Реферат по математике





Скачать 215.31 Kb.
НазваниеРеферат по математике
Дата публикации15.12.2014
Размер215.31 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА»


Вневписанная окружность.

Реферат по математике

Воробьев Александр Сергеевич

обучающийся 11 класса

МБОУ «СОШ №12 г.Горно-Алтайска»
Левченко Светлана Николаевна

учитель математики
ВКК

МБОУ «СОШ №12 г.Горно-Алтайска»

Горно-Алтайск 2012

Содержание

  1. Введение 2

  2. Вневписанная окружность как вспомогательный элемент в геометрии треугольника 4

2.1 Определение вневписанной окружности

2.2 Свойства вневписанной окружности

  1. Вневписанная окружность в задачах 6

3.1 Задачи на доказательство

3.2 Задачи на построение

3.3 Задачи на вычисление

  1. Программа построения вневписанных окружностей 11

  2. Заключение 12

  3. Список использованной литературы 13

  4. Приложение 14



Введение

Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать”. Г. Галилей

Простейший из многоугольников — треугольник — играет в геометрии особую роль. За несколько тысячелетий геометры столь подробно изучили треугольник, что можно говорить о «геометрии треугольника».

Первые упоминания о треугольнике и его свойствах мы находим в египетских папирусах, которым более 4000 лет. Через 2000 лет в Древней Греции изучение свойств треугольника достигает высокого уровня — достаточно вспомнить теорему Пифагора и формулу Герона.

Центральное место в геометрии треугольника занимают свойства так называемых замечательных точек и линий:

  • три серединных перпендикуляра к сторонам треугольника пересекаются в одной точке-центре описанной около треугольника окружности;

  • биссектрисы трех внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке — центре вписанной в треугольник окружности;

Эта окружность, найденная в XVIII в. великим ученым Л. Эйлером "(поэтому ее часто также называют окружностью Эйлера), была заново открыта немецким математиком XIX века К. Фейербахом. Дополнительно К. Фейербах выяснил, что окружность девяти точек имеет еще четыре точки, тесно связанные с геометрией любого данного треугольника. Это точки ее касания с четырьмя окружностями. Одна из этих окружностей вписанная, остальные три — вневписанные.

Решение некоторых геометрических задач и, прежде всего, задач на построение, связано с использованием понятия вневписанной окружности, которая представляется изысканным элементом геометрии треугольника. При более подробном знакомстве с вневписанной окружностью можно увидеть в ней скрытую красоту и силу, можно применять ее в решении геометрических задач.

Цель данной работы: изучить свойства вневписанной окружности и применить их при решении геометрических задач

Задачи:

1. Изучить специальную математическую литературу по данной теме

2. Изложить задачи, приводящие к понятию вневписанной окружности

3. Доказать свойства вневписанной окружности, показать ее связь с основными элементами треугольника

4. Применить свойства вневписанной окружности при решении задач на доказательство, построение и вычисление.

Методы исследования: Изучение специальной литературы, метод анализа, метод систематизации и обобщения

Практическая значимость работы заключается в подборе редкого материала по теме, не изучаемой в школьном курсе геометрии. Можно рассматривать вневписанную окружность как подспорье в решении геометрических задач на уроках, использовать изученный материал для занятий математического кружка и факультатива, применять ее свойства при подготовке к олимпиадам.

Вневписанная окружность представляется в некотором смысле изысканным элементом геометрии треугольника. Знакомство с ней зачастую ограничивается определением, нахождением ее центра и решением нескольких популярных задач, встречающихся на конкурсных экзаменах. Однако, как нам кажется, «взяв правильный угол сердца» к вневписанной окружности, мы увидим в ней скрытую красоту и силу, станем рассматривать ее как подспорье в решении геометрических задач.





  1. Вневписанная окружность

2.1 Определение вневписанной окружности

Вневписанной окружностью называется окружность, касающаяся стороны треугольника и продолжений двух других сторон.
Отметим, что для каждого треугольника существуют три вневписанные окружности, их радиусы будем обозначать ra, rb и rc в зависимости от того, какой стороны треугольника они касаются.
2.2 Свойства вневписанной окружности

Теорема 1. Биссектриса внутреннего угла ВАС треугольника ABC и биссектрисы двух внешних углов при вершинах В и С пересекаются в одной точке.

Доказательство. Проведем внешние биссектрисы из вершин В и С. Пусть они пересекаются в точке Jа . Докажем, что биссектриса угла ВАС проходит через точку Ja. Все точки биссектрисы равноудалены от сторон угла, значит, расстояния от точки Jа до прямых ВС и АС равны, так как Ja лежит на биссектрисе угла ВСТ1. Ана­логично, равны расстояния от точки Jа до прямых ВС и АВ. Тогда очевидно, что точка равноудалена от пря­мых АС и АВ, т.е. лежит на биссект­рисе угла ВАС.
Из теоремы 1 следует, что существует окружность с центром в точке Ja, касающаяся прямых АС, АВ и ВС.

Теорема 2. Пусть Т1 - точка касания вневписанной окружности с продолжением стороны АС треугольника ABC. Тогда длина отрезка АТ1 равна полупериметру треугольника ABC.

Доказательство. Пусть Т2 и Т3 - точки касания вневписанной окружности с прямыми АВ и ВС соответственно. Тогда СТ1 = СТ3, ВТ2 = ВТ3 и периметр треугольника ABC равен 2р=АС+ СТ3 + BT3 + АВ=АС+СТ1 + АВ + ВТ2 = AT1 + АТ2. А так как АТ1 = АТ2, то р = AT1 , что и требовалось доказать.

Теорема 3. Площадь S треугольника ABC равна S = rа(р а).



Доказательство. Легко видеть, что



Теорема 4. Пусть К - точка касания вписанной окружности со стороной ВС, KR - диаметр вписанной окружности. Тогда точки A, R и Т3 лежат на одной прямой.

Доказательство. Пусть прямая AR пересекает ВС в некоторой точке X. Докажем, что X совпадает с Т3. Проведем через R прямую, параллельную ВС. Обозначим ее точки пересечения с АС и АВ через М и N соответственно. Окружность, вписанная в ABC, является вневписанной для AMN. Но ABC и ANM гомотетичны. Следовательно, окружность, вневписанная в ABC, будет касаться ВС в точке X. Таким образом, X совпадает с Т3.

  1. Вневписанная окружность в задачах

3.1 Задачи на доказательство.

Отметим, что условия следующих задач не содержат термина «вневписанная окружность». Она появляется в решении как вспомогательная фигура.
Задача 1. Из точки А к данной окружности проведены касательные АТ1 и АТ2. К окружности проведена касательная, пересекающая отрезки АТ1 и АТ2 в точках ВиС. Докажите, что периметр треугольника ABC не зависит от положения касательной.

Решение. По теореме 2, независимо от положения касательной, периметр треугольника ABC равен удвоенной длине отрезка АТ1.




Задача 2. К двум непересекающимся окружностям проведены две общие внешние касательные и общая внутренняя касательная. Докажите, что отрезок внутренней касательной, заключенный между внешними касательными, равен отрезку внешней касательной, заключенному между точками касания.

Решение. Пусть O1 и O2 - данные окружности, а точки касания окружностей с первой внешней касательной - А и B, со второй - С и D (рис.4). Пусть также внутренняя касательная пересекает внешние в точках М и N. Продолжим прямые АВ и CD до их пересечения в точке К. Тогда окружность O2 является вписанной в треугольник MNK, а окружность O1 - вневписанной. Обозначим сторону MN треугольника MNK через а и его полупериметр через р. Тогда АК = р и ВК = р - а. Значит, АВ = а, т.е. АВ = = MN.

Задача 3. Докажите формулу Герона для площади треугольника:



Решение. Воспользуемся обозначениями данного рисунка. Треугольники CJaT1 и СОК подобны. Значит, СТ1/rа = r/СК.

Но СК = р - с, а СТ1 = р-АС = р - b.

Откуда (p-b)/ra = r/(р - c), или rra = (р-с)(р-b).

Но ra = S/(p-а)(теорема 3), а r = S/p, значит,



Отсюда и следует формула Герона.



Задача 4. Докажите, что прямая, проходящая через середину стороны ВС и точку пересечения биссектрис треугольника ABC, отсекает на вы­соте, проведенной к стороне ВС, от­резок, равный радиусу вписанной в этот треугольник окружности.

Решение. Обозначим середину сто­роны ВС через М1, центр вписанной окружности через О, а точку пересече­ния прямой М1О с высотой АН1 через Е. Через точку К1 касания вписанной окружности со стороной ВС проведем диаметр вписанной ок­ружности K1R. По теореме 4 точки А, R и Т1 лежат на одной прямой. Отре­зок СТ1 равен р - b (см. решение задачи 2). Но и отрезок ВК1 также равен р - b. Значит, точка М1 являет­ся серединой отрезка Т1K1. Следова­тельно, М1О - средняя линия тре­угольника T1RK1. Значит, М1О || RТ1 . А поскольку АН1 || RK1, то RAEO - параллелограмм. Т.е. отрезок АЕ ра­вен радиусу вписанной окружности, что и требовалось доказать.

Задача 5. Докажите формулу для площади треугольника:

S = R • pH,

где R - радиус описанной окружнос­ти, а pH - полупериметр треуголь­ника, образованного основаниями вы­сот данного треугольника.

Решение. Известно, что углы Н1Н2Н3 равны 180° - 2А, 180° - 2В, 180° - 2С и что высоты треугольника ABC являются биссектрисами углов Н1Н2Н3. Угол ТН2Н3 - смежный с углом H3H2H1, Н2В - биссектриса угла Н3Н2Н1, а угол ВН2А - прямой; следовательно, Н2А - биссектриса угла ТН2Н3. А значит, точка А - центр вневписанной окруж­ности треугольника Н1Н2Н3. Следо­вательно, отрезок Н1Т равен рH. Из прямоугольного треугольника АН1Т имеем:

pH = ha cosAH1T = ha cos(90° - A) = ha sin A

где ha - высота к стороне ВС, a - длина стороны ВС, А - величина угла ВАС. Отсюда и следует доказываемая фор­мула S = RpH.

3.2 Задачи на построение

Задача 1. Внутри угла с вершиной А дана точка М. Через точку М проведите прямую так, чтобы она отсекала треугольник наименьшего периметра.

Решение. Проведем через точку М произвольную прямую, пересекающую стороны угла в точках В и С. Построим вневписанную окружность треугольника ABC, касающуюся пря­мой АС в точке Т. Тогда периметр треугольника ABC равен 2AT (теоре­ма 2). Для того чтобы построить тре­угольник с наименьшим периметром, надо прямую ВС провести так, чтобы отрезок AT, а значит и радиус вневписанной окружности, имел наименьшее значение. Это будет тогда, когда вневписанная окружность проходит через точку М. Итак, для построения треу­гольника с наименьшим периметром необходимо построить окружность, проходящую через точку М и касаю­щуюся сторон угла (это - известная задача, решаемая с помощью гомоте­тии), затем провести к окружности касательную в точке М. Проведенная касательная - искомая прямая.

Задача 2. Постройте треугольник, если дана сторона, противолежащий ей угол треугольника и сумма двух других сторон.

Решение. Пусть дана сторона a, угол А и сумма сторон b + с. Тогда известна длина полупериметра иско­мого треугольника р = (а + b + с)/2. Значит, известны положения точек Т1 и Т2 на сторонах угла А. Восставив перпендикуляры в этих точках к сто­ронам угла А, на их пересечении по­лучим центр вневписанной окружно­сти, а значит, вневписанная окружность построена. Расстояние от точки Т1 до точки касания вписанной ок­ружности равно а. Следовательно, мы можем найти точки касания вписан­ной окружности искомого треуголь­ника со сторонами угла A и постро­ить саму вписанную окружность. Об­щая внутренняя касательная к пост­роенным окружностям отсекает на сторонах угла искомый треугольник.

3.3 Задачи на вычисления:

Задача 1. Дан квадрат ABCD со стороной а. На сторонах ВС и CD даны точки М и N такие, что пери­метр треугольника CMN равен 2а. Найдите угол MAN.

Решение. Расстояния от вершины С треугольника CMN до точек В и D равны его полу периметру. Значит, В и D - точки касания вневписанной ок­ружности, а ее центр находится в вер­шине А квадрата ABCD. Тогда AM и AN - биссектрисы углов BMN и MND соответственно.

Далее, CMN + CNM = 90°, значит,

AMN + MNA = 180° - (CMN + CNM)/2 = 135°. Откуда

MAN = 180° - (AMN + MNA) = 45°.

Задача 2. В прямой угол с вершиной С вписаны две окружности, которые не пересекаются. К этим окружнос­тям проведена общая касательная, которая пересекает угол в точках А и В. Найдите площадь треу­гольника ABC, если радиусы окруж­ностей равны R1 и R2.

Решение. Отрезок СТ1 (Т1 — точка касания прямой СВ и окружности радиуса R2) равен R2. Но окружность радиуса R2 является вневписанной окружностью треугольника АВС. Зна­чит, СТ1 - полупериметр треугольни­ка ABC. Его площадь находим как произведение радиуса вписанного кру­га на полупериметр:

S = rp = R1R2

Задача 3. В равносторонний тре­угольник вписана окружность. Этой окружности и сторон треугольника касаются три малые окружности. Найдите сторону треугольника, если радиус малой окружности равен r.

Решение. Обозначим через а длину стороны треугольника. Тогда радиус окружности, вписанной в данный тре­угольник ABC, равен . Прове­дем общую касательную MN к боль­шому и малому кругам. Очевидно, что MN || АВ. Тогда треугольники MNC и ABC подобны. А значит, отно­шение радиусов вписанных в них окружностей равно отношению их пери­метров, т. е.

откуда

Задача 4. В треугольнике ABC проведены биссектрисы AL1 и BL1. Найдите угол A, если известно, что L1L2 - биссектриса угла AL1C.

Решение. Точка L2 по условию ле­жит на пересечении биссектрисы внут­реннего угла AВС и биссектрисы внеш­него угла AL1C треугольника ABL1. Значит, точка L2 является центром вневписанной окружности треуголь­ника ABL1. Следовательно, AL2 - биссектриса внешнего угла А тре­угольника ABL1. Несложно заметить, что в этом случае угол А равен 120°.
  1. Программа построения вневписанных окружностей


Программа была создана в среде разработки Borland Turbo Delphi с целью наглядной иллюстрации определения центров вневписанных окружностей и построение данных окружностей. (см. приложение)
Скриншот




  1. Заключение.


Изучив свойства вневписанной окружности, мы в данной работе кратко изложили задачи, приводящие к понятию вневписанной окружности, доказали ее свойства, показали ее связь с элементами треугольника и применили их к решению геометрических задач. Изученные свойства были применены при решении задач на доказательство, вычисление и построение. Работая над данной темой, я научился лучше рассуждать, анализировать и систематизировать и надеюсь, что опыт выполнения этой работы пригодится мне в будущем.

Изящество и красота применения окружности создают ощущение элитарности. К сожалению, в школьной программе этой фигуре уделяется незначительное время и внимание, а про вневписанную окружность и не упоминается.

6. Список использованной литературы.

1. Билецкий, Ю. Квант / Ю. Билецкий // О пользе вневписанной окружности. -2001. - №2. –С.28-30.


2. Березин, В.И. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике / В.И. Березин. – Москва: Просвещение, 1985 год.

3. Гнеденко, Б.Г. Энциклопедический словарь юного математика / Б.Г. Гнеденко. –Москва: Просвещение, 1985 год

4. Понарин, Я.П. Элементарная геометрия / Я.П. Понарин. – Москва: МЦНМО, 2004 год.



Рецензия

На работу «Вневписанная окружность» Воробьева Александра, обучающегося 11 класса МБОУ «СОШ №12 г. Горно-Алтайска».

Данная работа посвящена одной из интересных тем математики «решение задач с использованием свойств вневписанной окружности».

Цель автора работы: изучить свойства вневписанной окружности и применить их при решении геометрических задач.

Исходя из цели, выделены следующие задачи:

1. Изучить специальную математическую литературу по данной теме

2. Изложить задачи, приводящие к понятию вневписанной окружности

3. Доказать свойства вневписанной окружности, показать ее связь с основными элементами треугольника

4. Применить свойства вневписанной окружности при решении задач на доказательство, построение и вычисление.

В основной части работы сформулированы и доказаны свойства вневписанной окружности, а так же рассмотрено большое количество задач на доказательство, вычисление и построение, при решении которых используется вневписанная окружность.

Практическая значимость работы заключается в подборе редкого материала по теме, не изучаемой в школьном курсе геометрии. Можно рассматривать вневписанную окружность как подспорье в решении геометрических задач на уроках, использовать изученный материал для занятий математического кружка и факультатива, применять ее свойства при подготовке к олимпиадам.

Материал излагается последовательно, согласно плану. К работе прилагается список используемой литературы.

Учитель математики ВКК

МБОУ «СОШ №12 г. Горно Алтайска»

__________Баженова Л.И.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по математике iconРеферат «Внеурочные формы работы по математике»
Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Реферат по математике iconРеферат по математике на тему Софизмы и парадоксы в математике
Введение 3
Реферат по математике iconРеферат по теме: Стохастическая линия в математике
В математике имеется ряд задач, которые относятся к элементам статистики, теории множеств, комбинаторике коротко, к стохастической...
Реферат по математике iconРеферат по теме: “ Прогулка по теоремам Чебышева ”
Николай Иванович Лобачевский. Но не только русские математике упоминаются в школьной программе, но и иностранные. Например, немецкий...
Реферат по математике iconТесты по математике, варианты егэ по математике
...
Реферат по математике iconРеферат по математике на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Реферат по математике iconРеферат по математике
Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики
Реферат по математике iconПравила вступительного испытания по математике
Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность...
Реферат по математике iconПрограмма вступительного экзамена по математике
Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность...
Реферат по математике iconРеферат по математике «Окружность и касательные»
Что такое окружность?
Реферат по математике iconРабочая учебная программа по математике для учащихся 7 класса (далее...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Реферат по математике iconРабочая программа по учебному предмету математике 10-11классов двухгодичного...
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Реферат по математике iconРеферат За отчетный период изучались проблемы: «Профессиональная...
«Процессы тепломассообмена в зданиях для хранения сельскохозяйственной продукции»
Реферат по математике iconРеферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство...
Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
Реферат по математике iconРеферат по математике на тему: «золотое сечение математический язык красоты»
Многое в нашем мире основано на числах. Некоторые из чисел имеют собственные имена, например, число (пи)
Реферат по математике iconРабочая программа по математике к учебнику Л. Г петерсон для 3-а класса
«Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск