Программа учебной дисциплины «Математика 1»





Скачать 263.82 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Математика 1»
Дата публикации19.12.2014
Размер263.82 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





«Согласовано»

«Утверждаю»


___________________

Руководитель ООП по направлению 221700





_______________________

Зав. кафедрой высшей математики

проф. А.П. Господариков

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика 1»


Направление подготовки: 221700 «Стандартизация и метрология»
Профиль подготовки: «Метрология и метрологическое обеспечение»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Составитель: Г.В. Куприенко


Санкт-Петербург
2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Дисциплина «Математика» является одной из основных фундаментальных учебных дисциплин; она обеспечивает подготовку специалистов к успешному освоению дисциплин экономического, естественнонаучного и профессионального циклов.

Целью дисциплины является:

– приобретение базовых математических знаний, способствующих успешному освоению различных курсов (физика, теоретическая механика, сопротивление материалов, информатика, начертательная геометрия и т.д.) и смежных дисциплин;

– обеспечение подготовки студентов к изучению в последующих семестрах ряда специальных дисциплин;

– приобретение навыков построения и применения математических моделей в инженерной практике.

Задачами преподавания дисциплины, связанными с её содержанием, являются:

– развитие логических, познавательных и творческих способностей студентов,

– доведение до понимания студентами роли математики, как языка науки, при изучении вопросов и проблем, возникающих в различных областях науки и техники.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки 221700 «Метрология и метрологическое обеспечение»
Дисциплина «Математика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла С.2 основной образовательной программы специалиста. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении математики в средней школе.

Обучение математике строится на междисциплинарной интегративной основе. Принцип интегративности предполагает интеграцию знаний из различных предметных дисциплин.

Изучение и успешная аттестация по математике являются, наряду с другими дисциплинами данного учебного цикла, необходимыми для эффективного освоения профессиональных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1); логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4); применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6); оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

уметь использовать фундаментальные общеинженерные знания (ПК-1); уметь критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-2); уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ПК-3); уметь сочетать теорию и практику для решения инженерных задач (ПК-4);

научно-исследовательская деятельность:

иметь способности к анализу и синтезу (ПК-18); интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-19); уметь использовать физико-математический аппарат для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-20).

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Знать:

методы дифференциального и интегрального исчислений, теорию дифференциальных уравнений для построения и анализа математических моделей явлений и технологических процессов, методы теории вероятностей и основы математической статистистики.
Уметь:

применять методы дифференциального исчисления для решения экстремальных задач, исследования поведения функций и решения нелинейных уравнений, применять интегральное исчисление для вычисления геометрических и физических характеристик объектов, применять методы теории вероятностей для анализа случайных явлений.
Владеть:

методами математического анализа и методами теории дифференциальных уравнений для решения инженерных задач, методами вероятностного и статистического анализа.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __14____зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

162

54

54

54



В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

54

18

18

18




Практические занятия (ПЗ)

144

36

36

36




Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

198

66

78

54




В том числе:

-

-

-

-




Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы

36

12

12

12




Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

96

32

44

20




Текущие домашние задания

66

22

22

22




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Экз.


Экз.

Экз.




Общая трудоемкость час

зач. ед.

360

120

132

108




10

3.33

3.67

3





5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Линейная алгебра

Определители и их вычисление. Матрицы, действия над ними. Обратная матрица. Системы линейных уравнений. Правило Крамера. Матричный метод. Ранг матрицы. Теорема Кронекера-Капелли. Метод Гаусса.

Раздел 2. Векторная алгебра

Метод координат. Векторы, линейные операции над ними. Скалярное произведение двух векторов и его свойства. Векторное произведение двух векторов и его свойства. Смешанное произведение трех векторов и его свойства.

Раздел 3. Аналитическая геометрия

Уравнения плоскости и прямой в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве. Прямая на плоскости. Кривые 2-го порядка: окружность, эллипс, гипербола, парабола. Поверхности 2-го порядка. Полярные координаты на плоскости. Кривые в полярных координатах.

Раздел 4. Введение в математический анализ

Теория пределов. Классические пределы. Эквивалентности. Непрерывность функции. Основные свойства функции, непрерывной на отрезке.

Раздел 5. Дифференциальное исчисление функций одной переменной

Производная функции, ее геометрический смысл. Дифференциал функции. Правила нахождения производной и дифференциала. Производная сложной и обратной функции. Дифференцирование функций, заданных параметрически. Точки экстремума функции. Основные теоремы дифференциального исчисления. Производные и дифференциалы высших порядков. Правило Лопиталя. Формула Тейлора с остаточным членом в форме Лагранжа.Условия монотонности функции. Необходимое и достаточное условие экстремума. Выпуклость и вогнутость кривой. Асимптоты. Общая схема исследования функции и построения ее графика.

Раздел 6. Интегральное исчисление функций одной переменной

Первообразная. Неопределенный интеграл и его свойства. Методы интегрирования. Использование таблиц интегралов. Определенный интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Геометрические и механические приложения определенного интеграла. Несобственные интегралы1 и 2 рода, их свойства.

Раздел 7. Дифференциальные уравнения

Дифференциальные уравнения первого порядка. Задача Коши. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Основные классы уравнений, интегрируемых в квадратурах. Дифференциальные уравнения высших порядков. Уравнения, допускающие понижение порядка. Линейные дифференциальные уравнения, однородные и неоднородные. Понятие общего решения. Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Уравнения с правой частью специального вида.

Раздел 8. Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных

Функции нескольких переменных. Область определения. Предел функции. Непрерывность. Частные производные. Полный дифференциал, его связь с частными производными. Касательная плоскость и нормаль к поверхности. Частные производные и полные дифференциалы высших порядков. Формула Тейлора. Экстремум функции нескольких переменных.

Раздел 9. Интегральное исчисление функций нескольких переменных

Двойной и тройной интегралы, их свойства. Вычисление кратных интегралов повторным интегрированием. Криволинейные интегралы первого и второго рода. Приложения кратных и криволинейных интегралов.

Раздел 10. Ряды

Числовые ряды. Сходимость и сумма ряда. Необходимое условие сходимости. Действия с рядами. Методы исследования сходимости знакопостоянных, знакопеременных и знакочередующихся рядов. Функциональные ряды. Область сходимости, методы ее определения. Степенные ряды. Разложение функций в степенные ряды. Тригонометрические ряды Фурье и их приложения.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№№

п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Моделирование физических процессов

+

+

+




+

+

+

+

+




2

Информатика

+

+







+

+

+

+

+

+

3

Механика подземных сооружений

+

+

+




+

+

+

+

+




4

Сопротивление материалов

+

+

+

+

+

+

+

+

+




5

Начертательная геометрия

+

+

+




+







+







6

Электротехника и электроника

+

+







+

+

+

+

+

+

7

Прикладная механика

+

+

+

+

+

+

+

+

+




8

Термодинамика

+

+

+




+

+

+

+

+




9

Аэрология горных предприятий

+

+

+




+

+

+

+

+




10

Геомеханика

+

+

+




+

+

+

+

+




11

Гидромеханика

+

+

+




+

+

+

+

+




12

Геодезия и маркшейдерия

+

+

+




+







+







13

Химия

+

+







+

+

+

+







14

Физика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

Физика горных пород

+

+

+




+

+

+

+

+




16

Теоретическая механика

+

+

+




+

+

+

+

+





5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек-

ции

Практ.

зан.

Сам. раб.

Всего

час.

1.

Линейная алгебра

3

3

11

17

2.

Векторная алгебра

4

4

15

23

3

Аналитическая геометрия

6

6

20

32

4

Введение в математический анализ

4

4

20

28

5

Дифференциальное исчисление функций одной переменной

4

4

20

28

6

Интегральное исчисление функций одной переменной

5

5

30

40

7

Дифференциальные уравнения

6

6

30

42

8

Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных

6

6

30

42

9

Интегральное исчисление функций нескольких переменных

6

16

22

44

10

Ряды

10

10

20

40


6. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1.

Линейная алгебра

3

2.

2.

Векторная алгебра

4

3

3

Аналитическая геометрия

6

4

4

Введение в анализ

4

5

5

Дифференциальное исчисление функций одной переменной

4

6

6

Интегральное исчисление функций одной переменной

5

7

7

Дифференциальные уравнения

6

8

8

Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных

6

9

9

Интегральное исчисление функций нескольких переменных

6

10

10

Ряды

10


8. Примерная тематика курсовых проектов (расчетно-графических работ (РГР))

1 семестр.

  1. РГР: Метод Гаусса.

  2. РГР: Методы аналитической геометрии.

2 семестр.

  1. РГР: Применение определенных интегралов.

  2. РГР: Исследование функций и построение их графиков.


3 семестр.


  1. РГР: Методы решения дифференциальных уравнений.

  2. РГР: Кратные интегралы.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература

1. Шипачев В.С. Высшая математика. Учебник для вузов, 2002.

2. Берман Г.Н. Сборник задач по курсу математического анализа. СПб: Специальная литература, 2005.

3. Гмурман П.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2006.

4. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 2005.

5. Бронштейн И.Н. Справочник по математике. / Бронштейн И.Н., Семендяев К.А М.:  2000.

6. Данко П.Е. и др. Высшая математика в упражнениях и задачах. Учебное пособие для студентов ВУЗов, в 2-х ч. – М.: 2003.

7. Клетеник  Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии. - М.: Наука, 2005.

8. Господариков А.П. и др. Математический практикум. / Часть 1. Учебное пособие. – СПГГИ, 2010.

9. Господариков А.П. и др. Математический практикум. / Часть 2. Учебное пособие. – СПГГИ, 2010.

10. Господариков А.П. и др. Математический практикум. / Часть 3. Учебное пособие. – СПГГИ, 2010.

11. Господариков А.П. и др. Математический практикум. / Часть 4. Учебное пособие. – СПГГИ, 2010.

12. Господариков А.П. и др. Математический практикум. / Часть 5. Учебное пособие. – СПГГИ, 2010.

13. Господариков А.П. и др. Математический практикум. / Часть 6. Учебное пособие. – СПГГИ, 2010.

б) Дополнительная литература

1.Ефимов Н.В.Краткий курс аналитической геометрии.-М.,2004.

2.Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа.-М.,2004.

3.Демидович Б.П.Сборник задач и упражнений по математическому анализу.-М.,2004.

4.Шипачев В.С.Задачник по высшей математике.-М.,2003.

5.Привалов И.И.Аналитическая геометрия.-М.,2005.

6.Вентцель Е.С.,Овчаров Л.А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения.-М.,2003.

7.Господариков А.П.,Колтон Г.А.,Хачатрян С.А. Ряды Фурье.Интеграл Фурье.Операционное исчисление./ Учебное пособие. – СПГГИ, 2005.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения лекционных и практических занятий необходима аудитория, оснащенная доской и мультимедийным оборудованием.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Математика» является самостоятельной дисциплиной для изучения.

На лекциях при изложении материала, помимо традиционных методов, следует пользоваться иллюстративным материалом, ориентированным на использование мультимедийного презентационного оборудования, содержащим запись основных математических формулировок, методов и алгоритмов. Посредством разборов примеров решения задач следует добиваться понимания обучающимися сути и прикладной значимости решаемых задач, а также сути и назначения осваиваемых и используемых для их решения методов и алгоритмов. При проведении практических занятий обучающиеся должны научиться самостоятельно решать поставленные задачи.

В течение преподавания дисциплины «Математика» в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы, как контрольные работы, сдача коллоквиумов и защиты выполняемых расчётно-графических работ. По итогам обучения в 1-м, 2-м, 3-м и в 4-м семестре проводится экзамен.

Контролируется выполнение и текущих домашних заданий и работ.

Знания студента по итогам защиты контрольных, домашних и расчётно-графических работ оцениваются как «зачтено» или «не зачтено».

При условии защиты студентом всех контрольных, домашних и расчётно-графических работ с оценкой «зачтено» студент допускается к сдаче экзамена.

Экзамен проводится в письменной форме, включает ответы экзаменуемого как на теоретические вопросы, так и на практические вопросы (решение задач). По итогам экзамена выставляется оценка (в зависимости от установленного в Положении о текущей и итоговой аттестации вуза).
Разработчики:

Кафедра

высшей математики доцент Куприенко Г.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Математика», одобренной и рекомендованной для использования
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины математика
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Фундаментальная и прикладная химия включает: исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины: ен. 01. Математика >31. 02. 05 Стоматология ортопедическая
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconПаспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание...
У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconПрограмма дисциплины ен. 02. математика
Рабочая программа учебной дисциплины ен. 02. Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconУчебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 7 раздел рабочая...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconПрограмма учебной дисциплины математика
Программа учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена 35. 02. 07. «Механизация сельского хозяйства» разработана...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины: ен. 02. Математика 060105 Медико-профилактическое дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины математика верховажье
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессии...
Программа учебной дисциплины «Математика 1» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск