«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования»





Скачать 287.62 Kb.
Название«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования»
страница1/3
Дата публикации05.01.2015
Размер287.62 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

имени Героя Советского Союза С.Г.Литаврина

«Государственные образовательные стандарты –

гарант полноценного образования»

реферат по методике преподавания математики

Тиньшина Н.С.

учитель математики


Липецк – 2008

Содержание.

Введение. 4

Глава 1. Образовательный стандарт. Исходные положения. 5

1.1.Понятие образовательного стандарта. 5

1.2.Функции стандарта. 6

1.3.Общая структура стандарта. 7

Глава 2. Обязательные стандарты: как это было 8

Глава 3. Математика. 10

3.1. Математика как образовательная область. 10

3.2. Цели обучения математике. 12

3.3. Математика в учебном плане школы. 12

3.4. Содержательные линии курса математики. 13

3.5. Структура математического стандарта. 16

Заключение. 18

Библиографический список 21


Введение.

Общие цели образования в соответствующий исторический период в каждой стране, очевидно, зависят от социальной и политической ситуации и предполагаемых путей развития страны. В стране со стабильной и высокоразвитой экономикой, с высоким уровнем жизни большей части населения важнейшей задачей образования является воспроизводство социальной системы. При этом сам уровень образования может и не быть высоким и общая образованность, необходимая в производстве, может поддерживаться за счет импорта специалистов. В странах же менее развитых экономически, с низким уровнем жизни, ставящих своей целью социально-экономическое развитие общества, едва ли не единственным способом осуществить такое развитие за счет лишь внутренних резервов является путь через развитие системы образования. При этом страна с хорошей системой образования может использовать его (образование) не только для своих внутренних потребностей, но и как дополнительный ресурс на внешнем рынке.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе.

Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В связи с этим основными задачами модернизации российского образования являются: повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

Вместе с тем по своей социально- педагогической сути данный стандарт- это:

  1. Обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование;

  2. Выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

Глава 1. Образовательный стандарт. Исходные положения.
1.1.Понятие образовательного стандарта.
Понятие стандарта означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.

Введение государственного стандарта не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

Исходя из такого понимания сущности и назначения образовательного стандарта, основными требованиями, предъявляемыми к нему, являются следующие.

  1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.

  2. Стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата обучения.

  3. Должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов поступлениям и областям образования.

  4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени образования в соответствии с ее спецификой.

  5. Описание единиц содержания образования в стандарте должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.

  6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отразить баланс интересов и компетентности государства, региона и школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности обучающегося, учета его склонностей, способностей и интересов.

  7. Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.

  8. Форма представления стандарта должна учитывать разные категории пользователей.

  9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.

  10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы.


1.2.Функции стандарта.
Сущность общеобразовательного стандарта более полно раскрывается через описание его функций.

  • Критериально-оценочная функция. Проистекает из сущности стандарта как норматива, на который ориентируется система образования при определении содержания обучения, объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения, аттестации учителей и учреждений образования.

  • Функция обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования в профессиональной сфере.

  • Функция сохранения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.

  • Функция гуманизации образования. Четкое определение минимально необходимых требований к подготовке обучающихся открывает реальные перспективы для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Такой подход освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение, что позволяет каждому обучаться на

максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения.

  • Функция управления. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартов.

  • Функция повышения качества образования. Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки. Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки. Внедрение стандартов в практику школы призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом.


1.3.Общая структура стандарта.

Функции образовательного стандарта определяют следующую его структуру:

- базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представления стандарта;

- стандарты базовых (обязательных для всех обучающихся) образовательных областей.

Эта структура реализуется в виде следующего пакета документов:

  • Пояснительная записка. Излагает общую идеологию стандарта, основные концептуальные положения, объясняет его структуру и содержание.

  • Базисный учебный план. Дает интегральное представление о структуре и содержании общего среднего образования, фиксирует комплекс основных нормативов, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные планы общеобразовательных учреждений:

- соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами стандарта образования;

- соотношение между базовой и дифференцируемой частями общего среднего образования;

- продолжительность обучения (общую и по каждой из ступеней);

- недельную нагрузку для базовых образовательных областей, обязательных и факультативных занятий;

- максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся;

- итоговое количество часов, финансируемых государством.

  • Стандарты базовых образовательных областей. Определяют в совокупности обязательную часть содержания общего среднего образования

и требования к уровню усвоения этого содержания обучающимися по ступеням школы.

  • Общие подходы к разработке системы измерителей достижения государственного стандарта.

Глава 2. Обязательные стандарты: как это было
Необходимость разработки образовательных стандартов и введения их на законодательном уровне закреплена на высшем уровне - в статье 43 Конституции России, где говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты».

Закон РФ «Об образовании» понятие: в статье 7, полностью посвященной стандартам, в частности, указывается, что в России «устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты». Федеральные компоненты образовательных стандартов, утверждает закон, должны определять обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Работа над стандартами, исходящая из такой парадигмы, началась с конца 1992 г. (научный руководитель- академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В.С.Леднев). В результате этой работы в 1993 г. были, в частности, разработаны первый вариант концепции стандарта и проект Базисного учебного плана школы. Базисный план был принят как временный. Были также прняты стандарты по учебным предметам в качестве ориентиров для создания учебников для массовой школы.

Введение базисного плана и создание проектов стандартов по учебным предметам имело большое значение для стабилизации обстановки в школе. Вместе с тем, эти документы воспринимались специалистами исключительно как паллиативные.

В 1994 г. был объявлен конкурс на разработку проекта федерального компонента стандартов начального основного и полного общего среднего образования. В 1996 г. победившему на конкурсе авторскому коллективу под руководством академика В.С.Леднева была поручена разработка проекта Закона о стандартах основного общего образования. В 1997 г. проект Закона был внесен в Государственную думу, где работа над ним застопорилась.

Нового варианта законопроекта, несмотря на многочисленные попытки, создать не удалось. Министерство образования России в течение нескольких лет утверждало базисные учебные планы, обязательный минимум и

требования к уровню подготовки выпускников, модифицируя тексты временных стандартов.

В 2000 г. по решению Минобразования России на базе Национального фонда подготовки кадров (НФПК) был создан временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) под руководством В.В.Фирсова для завершения работы над минимумами содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный результат работы ВНИК был опубликован в 2000 г., но его работа завершена не была.

В 2003 г. приказом министра образования В.М.Филиппова был начат федеральный проект «Стандарт общего образования» (руководители - В.А.Болотов, Л.П.Кезина, В.А.Поляков). Несколько позже был создан ВНИК «Российский образовательный стандарт» (руководители - Э.Д.Днепров и В.Д.Шадриков). Результатом этой работы стало утверждение министерством федерального компонента Госстандарта и базисного учебного плана в 2004 г. с рекомендательным характером их введения в практику.

Разработка этих государственных стандартов - первого поколения государственных стандартов общего образования - которая продолжалась свыше 12 лет, так и не привела к результату, который удовлетворил бы все «заинтересованные стороны» (учителей и обучающихся, педагогическое сообщество и научную общественность, государство и общество в целом). Многие специалисты утверждали, что большинство предложенных решений остались паллиативными, что выйти за пределы «ЗУНовского» подхода к образовательным стандартам как к набору «стандартных» планов и программ так и не удалось. В целом, педагогическое сообщество констатировало, что стандарты первого поколения, декларируя новые цели образования, предлагают прежние пути и средства построения его содержания, необоснованно расширяют функции стандартов, ориентируются на обязательный минимум содержания обучения как важнейший компонент стандарта, а также не включают в предмет образовательного стандарта ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Вот почему в 2005 г. в России началась работа по созданию государственных образовательных стандартов второго поколения.

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их усвоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» icon«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования»
При этом страна с хорошей системой образования может использовать его (образование) не только для своих внутренних потребностей,...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconФедеральные Государственные Образовательные Стандарты

«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconГаэт горно-Алтайский экономический техникум Респотребсоюза Республики Алтай
Гос спо – Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования от 2004 г
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconДополнительного профессионального образования «институт повышения...
Федеральные государственные образовательные стандарты как ориентир для инновационного
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconПроект
Информационно-образовательная среда мбоу сош №51 как условие эффективного перехода на федеральные государственные образовательные...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» icon1. Цели и задачи гбоу гимназии на 2013 2014 учебный год Основная цель работы центра образования
Обеспечить организованный переход начальной школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconРабочая программа по природоведению на основе авторской программы
Государственные образовательные стандарты. Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 04. Федеральный базисный учебный план. Пр. 1312 от
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconПлан работы методического совета на 2013-2014 уч г
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconКарта самооценки состояния работы моу «Хивская сош им. М. Шамхалова»...
Ознакомление с государственными образовательными стандартами по родному языку и литературы (учебный план, программа)
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Укрепление учительского корпуса», «Федеральные образовательные стандарты», «Федеральные государственные требования в дошкольном...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconАнализ работы Методического объединения учителей географии, биологии,...
Тема: “Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconПубличный отчет лицея за 2010 2011 учебный год. (представлен на родительской...
Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода...
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» iconУчебной работе были поставлены следующие задачи: Создать условия...
Перед школой на 2012\2013 уч год по учебной работе были поставлены следующие задачи
«Государственные образовательные стандарты – гарант полноценного образования» icon17 сентября Видеоконференция, посвященная Международному Дню мира....
Ессентуки проходили дистанционную часть обучения в рамках курсов повышения квалификации скиро пк и про по теме: «Федеральные государственные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск