Классный час Манипуляция





Скачать 114.32 Kb.
НазваниеКлассный час Манипуляция
Дата публикации27.07.2013
Размер114.32 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Математика > Классный час
Классный час
Манипуляция. Учимся говорить «Нет»


10 «А» класс
Классный руководитель: Гуленина К.А.

Москва, 2013

Классный час "Манипуляция»

Характеристика класса: В составе класса 24 человек, 14 юношей и 10 девушек. По обученности и восприятию материала– разноуровневый. Уровень коммуникативной культуры - достаточный. Ребята с интересом выполняют различные упражнения на исследования своего внутреннего мира, готовы к диалогу, к самооценке, адекватно воспринимают советы и пожелания.

Характеристика темы: Данный урок призван познакомить учащихся с приемом общения- манипуляцией; показать, какие виды манипуляций встречаются, и научить, как защитить себя от манипуляций.

Система целей урока:

Образовательные: создать условия для разговора о необходимости учиться управлять собой; работать над своей мимикой и речью. Совершенствовать у подростков навыки распознавания приемов манипулирования и углубить представление о способах противостояния манипулятору, формирования ценностных ориентиров физического и психического здоровья подростков.

Развивающие: создать условия для развития навыков общения в группах , парах, классом.

Воспитательные цели: создать условия для воспитания творчески грамотного человека, учить формулировать свой ответ, анализировать свои поступки.

Задачи: Учиться сопротивляться давлению группы и принимать на себя ответственность за собственные решения, за собственную жизнь.

Структура урока:

организационный момент
актуализация личного опыта и знаний учащихся
целеполагание
создание проблемной ситуации и обсуждение ее пути решения ее
самоконтроль и самооценка результатов работы
подведение итогов и рефлексия.

Тип занятия: проблемно-поисковый.

Формы активизации: классная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, деятельностный, творческий

Система контроля: самоконтроль, контроль учителя.

Ход занятия

Ребята! Сегодня у нас на классном часу присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
Тема нашего сегодняшнего классного часа "Манипуляция. Учимся говорить "нет!"

Для того, чтобы наш разговор состоялся, запомним несколько правил:

С места не выкрикивать, если этого не требует задание
Внимательно слушать и при желании высказываться поднять руку.


Вероятно, каждый из вас, в дни неудач задумывался, что у кого-то все на тот момент нормально. И с учебой ладится, и с родителями повезло, они понимают друг друга. И учителя к его мнению прислушиваются. А тебе не все удается. Скорее всего, они более организованны и общительны. Но ведь общение способно стать не только победой, но и источником проблем.

Находясь в обществе, мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда кто-то пытается нами манипулировать, убеждать в чем-либо, чего мы не хотим и мы не можем отказать этому человеку.

Что же такое манипуляция? (ответы учеников)
Это прием общения, при котором один из партнеров использует другого, стараясь достичь свою собственную цель, житейский или психологический выигрыш.

Посмотрим видео ролик и обсудим его. Есть ли здесь манипуляция и чем манипулируют?
(просмотр фильма (приложение1)) обсуждение:

Ребята таких ситуаций в жизни бывает много и от того, как вы себя поведете в той или иной ситуации, зависит порой ваша судьба или даже жизнь. Сегодня мы попытаемся на примерах различных ситуаций научиться сопротивляться давлению окружающих, правильно отказывать убеждающему вас человеку.

Давайте поговорим о том, какие способы бывают манипулирования:

  • Шантаж «если ты не…, то я…».; сделай мне это, тогда я сделаю то.

  • Давление- наиболее распространен между подрастающими детьми и их родителями.
    «Сделай так. Сделай, так будет лучше. Сделай. Нет, сделай. Сделай, я тебе говорю!..» и т.д.

  • Манипуляции чувствами.

«Да как же тебе не стыдно?». «Я в тебя так верила»

  • Сомнение в возможностях другого.

«Слушай, а ты точно уверен, что сможешь сделать эту задачу? Хотя у тебя, конечно, светлая голова, но все же…»

  • Показное безразличие и невнимательность

Когда один человек пытается доказать свою правоту, убедить в чем то другого тот показывает свое безразличие и к собеседнику и к тому, что он говорит.

  • Цитирование слов оппонента

В данном случае манипулятор цитирует, причем неожиданно, слова оппонента. В большинстве случаев слова частично искажаются.

Защищаясь можно ответить тем же, выдумать фразу и выдать ее за слова манипулятора, некогда им сказанные.

  • Мнимая ущербность

Манипулятор показывает свою слабость, добиваясь снисходительного к себе отношения. «У меня это точно не получится»

  • Ложная влюбленность

Очень распространенный прием манипулирования. За счет признания в любви, в почтении и уважении, можно добиться куда большего, нежели просто попросить.

  • Неистовый гнев и яростный напор. Лучшая защита это нападение!

Немотивированным гневом манипулятор вызывает у человека желание успокоить своего собеседника и рассчитывает, что тот пойдет на определенные уступки.

  • Ложная спешка и быстрый темп

Манипуляция возможна за счет навязывания очень быстрого темпа речи и проталкивания своих идей. Манипулятор, прикрываясь спешкой и отсутствием времени забалтывает своего собеседника, который, не успевая не то чтобы ответить,

  • Ложная усталость

Манипулятор дает понять, что сильно устал и не в состоянии, что-либо доказывать и выслушивать возражения.

  • Сбить с мысли

Манипулятор, что бы направить разговор в нужное ему русло, постоянно перебивает мысли собеседника.

К какому способу манипулирования можно отнести (или чем манипулируют)?

Давайте рассмотрим варианты: Помоги мне, сделай это, потому что…

Я раньше тебе помогал! (эксплуатация чувства благодарности)
Я несчастный, мне так плохо. (Ловля на сострадание).
Ты мне раньше делал зло (Ловушка на чувстве вины).
У тебя все и так хорошо. (Воззвание к справедливости).
Ты же такой хороший! (Давление на желание быть хорошим).
Ты же мне всегда помогал! (Чувство ответственности за тех, кого приручили).
Ты же не трус! (Расчет на чувство чести).
Нельзя подводить друзей. (Давление на ложное чувство долга).
Я ведь тебя люблю! (на чувстве любви).

Считают что лучшие психологи- это дети. Но ведь дети- это великие манипуляторы! К каким только уловкам не прибегнут они, чтобы достичь, чего хотят! (С самого раннего возраста даже 3- х летний малыш знает как ему всего добиться)

Основные фразы, которые используют дети:

и сравнение (У всех уже давно есть, а у меня нет.)
и угроза (Если вы не разрешите, то…)
и любовь (Если ты меня любишь, то…)
и настраивание одного родителя на другого (Папа, почему мама мне не разрешает? Ты-то разрешил…)
и шантаж (Я скажу маме, что ты…)


Ну, а родители? Разве они не манипулируют Вами

Основные фразы, которые используют родители:

приманками (Закончишь год хорошо,..)
неискренними обещаниями (Давай не будем покупать новую шубку, зато летом…)
шантаж (Вот скажу отцу, он…)
любовь (Если бы ты хоть капельку любил и думал о нас!)
болезнь как средство манипуляции (Если ты не перестанешь шуметь, у меня голова разболится)

Ребята, как вы думаете, когда труднее отказать, когда вас убеждает один или несколько человек?

Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей. Почему? (ответы детей) Мы довольно часто не можем противостоять и уступаем, хотя вовсе не желаем этого.
Учёные определили причины, влияющие на подростков при принятии важного решения, когда их вынуждают говорить "Да".
Список этих критериев перед вами (на мультимедиа).

Критерии: Говорю "да", потому, что:

Не хватает смелости
За компанию с другом
Соглашаюсь из-за симпатии к убеждающему человеку
Соглашаюсь назло кому-то
Хочу доказать, что я взрослый
Для получения адреналина


Приведите ситуации из жизни, когда стоит сказать НЕТ.
Приведите свои примеры для того что бы правильно отказаться.

Психологи рекомендуют использовать следующие приемы отказа:

Приемы отказа:

Привести веские контраргументы (назови причину, почему не можешь этого сделать)
Быть уверенным в себе (спасибо, нет!)
Уйти из ситуации (уйти)
Смените тему: придумайте что-нибудь, что тоже интересно (пойти в спортзал, на танцы и т.д.)
Упереться: отвечать "НЕТ" не смотря ни на что.


А теперь давайте с закрепим, попробуем с Вами отказаться в предложенных ситуациях.

Ситуация 1. Одноклассник просит пойти с ним на групповую драку, которая состоится по его вине. Как отказать ему?

Ситуация 2. Ваш одноклассник постоянно просит у вас какие-либо вещи, диски, но отдавать не спешит. Как сформулировать отказ?

Ситуация 3. Подруга один раз попросила вас помочь сделать упражнение по английскому. Вам было некогда долго ей объяснять правило – и вы просто выполнили за нее упражнение. Теперь она ежедневно приходит к вам с такой просьбой. Как в очередной раз отказать ей?

Ситуация 4. Классный руководитель часто просит вас продежурить по классу после уроков, так как недобросовестные одноклассники постоянно убегают. Как вы сформулируете свой отказ?

- Давай сбежим с урока?
- Нет, я не могу.

- Хочешь выпить?

- Спасибо, нет!

- У меня есть сигареты. Хочешь одну?

- Скажи "нет" и уходи прочь.

- Давай покурим.

- Мне нужно срочно позвонить!

- Хочешь затянуться?

- Нет!

- Да, ладно, затянись!

- Нет!

- Давай, попробуй!

- Нет!

Проведем тест по манипуляции и определим склонны ли вы к манипулированию.

Тест «Манипулятор»

В зависимости от степени вашего согласия с каждым из 10 имеющихся в тесте утверждений выберите один из пяти вариантов (+) ответов:

а) не согласен полностью;
б) не согласен частично;
в) отношусь нейтрально;
г) согласен частично;
д) согласен полностью.

Бланк для ответов

Вариант ответа

Номер утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А































Б































В































Г































Д































Баллы за каждое утверждение































Общая сумма баллов































Проценты

О.С.Б./50x100




Утверждения

1. Большинство людей в основном добрые и хорошие.
2. Человеку необходимо предпринимать какие-то действия только в случае его полной уверенности в моральном праве на эти действия.
3. Не может быть никаких аргументов в оправдание того, чтобы говорить кому-то неправду.
4. Когда вы просите кого-нибудь сделать что-то для вас, е лучше ли сказать ему о реальных причинах вашей потребности, нежели выдумывать более весомые?
5. Самый лучший способ управлять людьми – это говорить им то, что они желают слышать
6. Каждый человек, который доверяет кому-то, кроме себя, навлекает на себя опасность, проблемы или неприятности.
7. Продвигаться вперёд трудно без «срезания углов».
8. Нужно считать, что все люди имеют склонность к пороку, который всё равно когда-нибудь проявится.
9. Многие люди с большей лёгкостью забывают о смерти родителей, чем о потери своей собственности.
10. Вообще говоря, люди не будут упорно работать, если их не заставить.

Обработка результатов

Сравните выбранные вами варианты ответов с «ключом» и суммируйте полученные баллы. Полученную сумму разделите на 50 и результат умножьте на 100%.

«Ключ»

Вариант ответа

Номер утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

5

5

5

5

1

1

1

1

1

1

Б

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

В

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Г

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

Д

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

Интерпретация результатов

50 – 100%. Чем ближе полученный результат к 100%, тем выше степень «макиавеллизма». Люди с высокой степенью «макиавеллизма» оценивают ситуацию и действуют хладнокровно, рационально, решительно, спокойно и уверенно манипулируют людьми.

25 – 50%. Нормальная степень «макиавеллизма». Такие люди умеют получать необходимый результат, используя свои деловые качества, и душевно общаться с окружающими.

0 – 25%. Чем ближе полученный результат к 0, тем ниже у вас степень «макиавеллизма». Люди с низкой степенью «макиавеллизма» - это «хорошие парни», которым доброта не даёт манипулировать другими.

Ребята, делайте выводы сами, один тест это не показатель, но есть над чем задуматься.

Ребята, ответьте на вопрос: "Надо ли уметь говорить "нет", когда вами пытаются манипулировать?" (ответы)

Я надеюсь, что после сегодняшнего разговора каждый из вас попадая в ситуацию, когда вами будут пытаться манипулировать, убеждать в чём - либо, сможет найти нужные и убедительные слова и ответить отказом. А теперь я попрошу вас закончить следующее предложение " Сегодня я узнал о :" «Я думаю, что защититься от манипуляций можно, если…»

Запомните:

Не бойся выглядеть недостаточно умным!
Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!
Бойся стать жертвой манипуляторов и превратиться в марионетку)

Итак, надеюсь, что на сегодняшнем занятии вы убедились, что коротенькое слово "нет" может решить важные для вас проблемы, поэтому эпиграфом к классному часу мы взяли слова Плутарха " Начало победы -смелость"

Ребята, я благодарю вас всех за активную работу и вашу откровенность при ответах. Вы хорошо потрудились сегодня.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час Манипуляция iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Классный час Манипуляция iconКлассный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение...
Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена
Классный час Манипуляция iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час Манипуляция iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час Манипуляция iconКлассный час «Юморина» Кл
И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,...
Классный час Манипуляция iconКлассный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель...
Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда...
Классный час Манипуляция iconКлассный час «Судьба и Родина едины!» для учащихся 5-х классов
Классный час, посвященный обсуждению проблем, которые позволят учащимся осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины,...
Классный час Манипуляция iconКлассный час «Мир зож»
Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием...
Классный час Манипуляция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической...
Классный час Манипуляция iconКлассный час нет Классный час прошёл в виде занимательной викторины....
«Здоровые дети – в здоровой семье», посвященные открытию в городе Сочи XXII зимних Олимпийских игр
Классный час Манипуляция iconСценарий классного часа «Международный день охраны озонового слоя»
Используя творческие домашние задания, мы составили классный час. Сюда вошли: конкурс рисунков по теме, кроссворд, собирание двух...
Классный час Манипуляция iconКлассный час Классный руководитель 6 в класса Дроженко Л. Н
Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения
Классный час Манипуляция iconКлассный час-диагностика «Кем быть?»
Разрывина Наталия Анатольевна – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», учитель истории...
Классный час Манипуляция iconКлассный час: «Я и моя семья» 7 «В» класс Классный Путырская Марина Бруселевна
Цель: знакомство класса с семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки
Классный час Манипуляция iconКлассный час в 7 классе: "Я успешный ученик" Классный руководитель...
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Классный час Манипуляция iconКлассный час в 4 классе моу востряковской средней общеобразовательной...
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск