Скачать 78.29 Kb.
|
Внеклассная работа по математике. Лонкина Наталья Владимировна учитель математики МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района Оренбургской области lonkina@bk.ru Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: учащиеся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом. С учетом этих групп учащихся строится методика моего преподавания, вырабатываются формы как классной, так и внеклассной работы. Удельный вес каждой из трех групп, количественное соотношение между ними находится в прямой зависимости от качества всей учебно-воспитательной работы. Изменение этого соотношения в пользу первой группы является важной задачей каждого учителя математики, моей задачей в том числе. Из всех задач, которые призвана решать внеклассная работа. Выделяю три основные: 1) повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; 2) способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды «любителей» математики; 3) организовать досуг учащихся в свободное от учебы время. Обычно к систематической внеклассной работе по математике мы привлекаем сильных учеников, у которых уже проявился интерес к предмету. Конечно, мириться с таким положением нельзя. И решила внеклассную работу поставить так, чтобы математика была интересна и доступна всем учащимся. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период пытаюсь раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности, в том числе и особенности внеклассных занятий. Прелесть решения занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытия головоломок, софизмов и т.д. должен испытать каждый ученик. Даже развлекательность может быть частично использована для того, чтобы помочь понять своеобразие «сухой» науки. Поэтому забочусь о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно; использую это как отправную точку для возникновения и развития пытливости, любознательности, глубокого познавательного интереса. Исходя из вышеизложенного моя внеклассная работа проводиться по следующим направлениям: 1) работа в математическом кружке; 2) организация и проведение математических олимпиад; 3) организация и проведение массовых мероприятий; Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются математические кружки. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Занятия для детей разного возраста конечно же отличаются формами и методами проведения, но основа, план проведения приблизительно таков: 1. доклад одного из участников кружка на 5-10 мин. По истории математики; сообщение руководителя или участника кружка по теме занятия; 2. решение задач, в том числе повышенной трудности; 3. решение задач занимательного характера и задач на смекалку; 4. ознакомление участников кружка с задачами, предлагавшимися на приемных экзаменах в вузы (для 10-11 классов); 5. ответы на разные вопросы учащихся. I .Для учащихся 5-7 классов решение задач провожу в форме дидактических игр типа «Лото», «Математические следопыты», «Математические тяжеловесы», лабиринт «Смекалка», «Математическая рыбалка» или «охота» и др. Занятия учащихся 8 класса отличаются структурой и содержанием, они преследуют цель более глубокого усвоения математики. К темам, которые рассматриваем на занятиях математического кружка в 8 классе, относятся и традиционные факультативные «Круги Эйлера», «Грифы», «Симметрии и повороты; и новые – элементы теории вероятностей, композиции движений. Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическим рассуждениям, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат «правило крайнего», принцип Дирихле, круги Эйлера, графики движения и др. План работы кружка приводится ниже. II Одной из важных целей проведения олимпиад является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в математических кружках. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия в соревновании, необычность всей обстановки на олимпиаде. Для развития интереса учащихся к математике имеет значение и спортивный азарт участников олимпиады. Особенно это характерно для учащихся младших классов. Дух соревнования заложен во многих наших школьниках, поэтому они желают посоревноваться со своими товарищами и в умении решать олимпиадные задачи. Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей учащихся. Часто на уроках ученик получает, и вполне объективно, только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на школьную олимпиаду попробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг мы замечаем, что он неплохо решает задачи «на соображение», задачи «с изюминкой», при решении которых встают в тупик многие отличники. После олимпиады ученик наверняка более серьезно займется математикой. Для успешного проведения олимпиад необходимо выполнение следующих условий: 1) систематическое проведение всей внеклассной работы по математике; 2) обеспечение регулярности проведения олимпиад; 3) серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады; 4) хорошая организация проведения олимпиад; 5) интересное математическое содержание соревнований. III Большое значение во внеклассной работе имеют массовые мероприятия. Ежегодно в школе проводится неделя математики. Подготовка к неделе зависит от массовости и содержания мероприятий. Приведу пример плана математической недели.
Объявление о неделе математики вывешивается за неделю до начала, где указывается план, просьба присылать вопросы на игру «Что? Где? Когда?», а также объявляется конкурс рекламных плакатов. Часы занимательной математики для 1-3 классов подготавливают учащиеся 9-411 классов по одному - двум ведущим на один класс (это примерно 6-10 чел), обычно это кружковцы. Конечно, я как учитель, консультирую ведущих, помогаю в подборе литературы, материала, наглядного оформления. В команду знатоков игры «Что? Где? Когда?» попадают учащиеся, победившие в конкурсе кроссвордов, викторин, конкурсе стихов о математике, которые проводятся заранее в кружках. Конверты с вопросами должны быть готовы к началу недели; отредактировать вопрос и проверить ответ обязательно, кроме того подготовить дополнительные вопросы. Для развлечения готовим музыкальные паузы – это стихи, сценки, фокусы песни о математике и математиках. Вопросы для игры приведены ниже. Как проводится КВН по математике, думаю не требует описания. Это традиционная форма дидактической игры, детям доставляет удовольствие, т.к. здесь и музыка, и развлечение, и задачи на смекалку. Один из таких представляю вашему вниманию (см. приложение). Популярная телепередача «Звездный час» очень помогает для внеклассной работы. Это игра не требует от учителя большой и кропотливой работы, но очень интересна, занимательна, познавательна. Большое внимание привлекает игра «Математический поезд», она требует подготовки в течение 1-1,5 месяцев. Организуются курсы проводников, кассиров и работников справочного бюро (ученики старших классов). Проводники вагонов (2 человека в каждом) готовят занимательные задачи, ребусы, кроссворды и т.д. на 3 поездки по 15 мин каждая. Кассиры (по 1 человеку на каждый класс) готовят билеты и конверты на свой класс. В каждом конверте – 5 заданий и 15 жетонов. Задания обязательного уровня. Справочное бюро прорешивает каждое задание (по 1 человеку на класс). При получении билета (решение задач) делают подсказки и забирают за «услугу» жетоны. Если в результате у ученика остается, то он попадает:
Классы, справочное бюро и зал ожидания располагаются в одном помещении (актовый зал). Получив конверт с заданием и жетонами учащийся решает; по необходимости справляется у работников справочного бюро. Решив, получает билет в свой вагон. На эту работу даем 40-50 мин. После чего учащиеся расходятся по вагонам. Начальник вокзала (директор) произносит приветственную речь по радио или с помощью мегафона. Затем следующий план: - Поездка в вагонах (15 мин.) - Игровая станция(15 мин.) (физрук+математик) - Поездка в вагоне (15 мин.) - Концертная станция(15 мин.) (муз.работник+математик) - Поездка в вагоне (15 мин.) -Призовая станция (директор, проводники) Кроме того, очень удачно проходит игра «Поле чудес», не большая подготовка, привлекаются слабые учащиеся. Игра «Счастливый случай» тоже пользуется большим успехом в подготовке и проведении недели. Кроме того, я проводила вечер «Математика – царица всех наук», игру «Математическое семиборье», где дети соревнуются по семи видам – спортивный, художественный, театральный, концертный, поэтический, архитектурный и сатирический конкурсы (см. приложение). Устные журналы менее привлекательны, но зато являются частью вечера, иногда основной и познавательной. Во время своей работы я проводила игру «Биржа знаний», которая описана в журнале «Математика в школе». Она пользуется не меньшим успехом, чем «Математический поезд». IV. Особое место во внеклассной работе занимает работа с одаренными детьми в заочной математической школе при РОО и в очной математической школе при ГОО. При заочной форме обучения я занимаюсь с детьми через составление и решение контрольных работ, даю учащимся методические рекомендации при решении задач повышенной трудности. Являясь учителем РЗМШ, помогаю учащимся своей школы в решении трудных задач, консультирую при написании конкурсных рефератов. На зимних каникулах учителя РЗМШ проводили очное занятие с учащимися школ района, где занимались прорешиванием олимпиадных задач, заслушивали рефераты учащихся, которые победили в конкурсе, и я проводила с ними внеклассное занятие «Математическое кафе». Являясь учителем ГМШ, которая организована для учащихся 10-11 классов, я разработала программу по подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. Девиз мой и моих учеников «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то заполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность» (М.И. Калинин). |
Реферат «Внеурочные формы работы по математике» Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения | Vi тур. Внеклассная работа по информатике в школе Чернобабова К. В С развитием электронных коммуникаций неотъемлемой частью предмета информатика и информационные технологии является внеклассная работа:... | ||
Урок; внеклассная работа по предмету в однопредметной и интегрированной... В системе воспитательной работы можно выделить несколько направлений, способствующих реализации воспитательных задач: ключевые творческие... | “Преподавание математики и физики в условиях профильной школы”, “... Аоу рс(Я) дпо “Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-ii” | ||
Внеклассная работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе Внеклассная работа дает учителю полную свободу для творчества, а для учащихся создает возможность полнее проявить свои творческие... | Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» Внеклассная работа по математике – это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические «пристрастия» педагога и... | ||
Положение о расписании учебных занятий мбоу «Кватчинская сош» Цель расписания уроков На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки, деятельность... | Методическая разработка внеклассная работа как один из главных способов... Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена... | ||
Проектная работа на тему Внеклассная работа по географии В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству... | Общие требования к учебному кабинету Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами... | ||
Внеклассная работа по русскому языку Внеклассные мероприятия по русскому языку и строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения,... | Отчет о воспитательной работе за первую четверть Воспитательная работа в течение первой четверти велась в соответствии с планом работы на 2013-2014 учебный год. План воспитательной... | ||
Внеклассная работа игра «Слабое звено» Для учащихся 7- 8 классов Начинает игру тот участник, чье имя стоит в начале алфавита и т д. (по алфавиту) | Внеклассная работа по истории?! Актуальна, как никогда!!! ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Внеклассная работа | Классное руководство | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Внеклассная работа... Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А |