Методическая разработка урока биологии в 7 классе
**********************************
Тема: «Характеристика класса Однодольные. Изучение растений семейства Лилейные. Лекарственные декоративные растения»
Цель:
повторить понятие о таксономических категориях; дать характеристику класса Однодольные; познакомить с основными признаками растений семейства Лилейные; рассказать о хозяйственном значении представителей данного семейства;
развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, формировать культуру общения и работы в коллективе.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, раздаточный материал.
Базовые понятия и термины: систематика, таксон, класс, семейство, однодольные, лилейные, луковичные, фитонциды, актиноморфный (правильный), зигоморфный (неправильный).
Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.
Ход урока:
І. Организационный этап
- Добрый день, ребята, добрый день, гости! Поприветствуйте присутствующих, присаживайтесь. А теперь сосредоточьтесь на своих знаниях и настройтесь на работу!
ІІ. Проверка домашнего задания
- Сегодня мы проведем урок-игру и начнем наш урок с проверки домашнего задания. Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Какую группу растений (отдел) мы начали изучать? (Ответы учащихся)
Вопросы:
Какие семейства покрытосеменных относятся к классу Двудольные?
Какое строение имеет растения семейства Пасленовые? Записать формулу цветка (*Ч(5)Л(5)Т5П1)
Какое строение имеет цветок семейства Крестоцветные? Записать формулу цветка (*Ч4Л4Т2+4П1)
Какое строение имеет цветок семейства Розоцветные? Записать формулу цветка (*Ч5Л5Т∞П1) или (Ч5Л∞Т∞П1)
Какое строение имеет цветок семейства Бобовые? Записать формулу цветка (٤Ч(5)Л1+2+(2)Т6+4П1)
Какое строение имеет цветок семейства Астровые? Записать формулу цветка (٤*Л(5)Т(5)П1) (Чашелистики есть у соцветия).
Какие представители семейств Астровые, Бобовые, Розовые, Пасленовые, Крестоцветные являются культурными растениями? Перечислите представителей.
Блиц-опрос (повторение пройденного материала)
Самые характерные признаки отдела Покрытосеменные (цветок, плод)
Ученый, который открыл двойное оплодотворение у растений (Сергей Гавриилович Навашин)
Перечислите генеративные (репродуктивные) органы растений (цветок, семя, плод)
Наивысшая систематическая единица (царство)
Основная наименьшая систематическая единица (вид)
Корневая система у семейства Розоцветных (стержневая)
Жилкование листьев у яблони, вишни, персика (сетчатое)
Из семенного зачатка после оплодотворения формируется плод (семя)
Органелла растительной клетки, которая отвечает за фотосинтез (хлоропласт)
Семейство, у которого больше всего ядовитых растений (семейство Пасленовые)
Люпин, акация, фасоль – это представители семейства (Бобовые)
Вегетативный орган растения, на котором не развиваются листья (корень)
Количество лепестков в цветке растений семейства Розовые (пять)
Большинство растений по способу питания являются (автотрофами)
Подсолнечник – представитель семейства (Астровые или Сложноцветные)
Название видоизмененного корня картофеля (клубни)
Корнеплод – это видоизмененный корень представителей семейства (Крестоцветные или Капустные)
Наука, которая изучает классификацию живых организмов (систематика)
ІІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Игра «Найди ошибку»
- Какие систематические единицы вы знаете? (ответы учащихся)
Перед вами систематическая таблица, которая содержит ошибки. Ваше задание исправить их и записать в тетрадь правильно.
І вариант
| ІІ вариант
| Царство Растения
| Царство Однодольные
| Отдел Семя
| Отдел Покрытосеменные
| Класс Астровые
| Класс Двудольные
| Семейство Бобовые, Пасленовые
| Семейство Бобы, Паслен
| Род Клевер, Паслен
| Род Клеверные, пасленовые
| Вид Клевер, Паслен
| Вид Паслен черный, Клевер луговой
| (Проверка задания)
- Мы с вами знаем, что цветковые растения делятся на два класса – Двудольные, которые мы уже изучили и Однодольные в зависимости от количества семядолей в зародыше семени. Двудольные включают 5 семейств, давайте еще раз вспомним и перечислим их. (Ответы учеников) Однодольные объединяют тоже несколько классов.
IV. Сообщение темы, изучение нового материала
- И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Общая характеристика класса Однодольные. Семейство Лилейные» (тему записываем в тетрадь).
- Однодольные и двудольные растения имеют много общего, но отличаются они целым рядом отличий. Характеристику класса Двудольных мы уже знаем. А с признаками однодольных познакомимся сегодня. Внимание на экран, перед вами таблица «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные», левую часть, т.е. характеристику класса Двудольные вы заполните сами (3-5 мин.), а правую, т.е. характеристику класса Однодольные вы заполните в процессе моего рассказа.
Признаки класса Двудольные
| Признаки класса Однодольные
| Зародыш семени имеет… (две) семядоли
| Зародыш семени имеет одну семядолю
| Корневая система… (стержневая)
| Корневая система мочковатая
| Жизненная форма… (деревья, кустарники, травянистые растения)
| Травянистые растения, очень редко встречаются древесные формы
| В стеблях есть… (камбий), за счет которого они растут в толщину
| В стеблях, как правило, нет камбия, и они не растут в толщину
| Листья… (простые и сложные, черешковые, часто с изрезанным краем листовой пластинки)
| Листья простые, чаще сидячие, с цельными краями.
| Жилкование… (сетчатое)
| Жилкование дуговое или параллельное.
| Цветки… (чаще четырехчленные и пятичленные). Околоцветник… (чаще двойной)
| Цветки главным образом трехчленные. Околоцветник чаще простой
| Опыление… (чаще насекомыми)
| Опыление чаще ветром
| - Немного позже мы вернемся к этой таблице и проверим ее.
- Чтобы точно определить к какому классу принадлежит растение одного признака недостаточно, нужна совокупность признаков. Встречаются нетипичные случаи, например, растение Вороний глаз принадлежит по всем признакам к однодольным растениям, но жилкование у него сетчатое.
- Давайте рассмотрим общую характеристику класса Однодольные.
Из названия нам понятно, что семядоля в зародыше всего одна. Корневая система, как правило, мочковатая. Жизненная форма представлена травянистыми видами, крайне редко встречаются древесные формы среди представителей семейств этого отдела. Поэтому стебель не растет в толщину, а только в длину. Этот рост называется вставочный, т.е. удлиняется междоузлие стебля. Это говорит нам о том, что в стебле нет камбия. Листья у однодольных простые, чаще сидячие (нет черешка), а край листовой пластины цельный. Листья длинные, потому что растут некоторое время за счет образовательной ткани, которая расположена у основания листа. Жилкование листьев дуговое или параллельное, за исключением некоторых представителей, таких как Вороний глаз и др. Цветки чаще трехчленные, околоцветник чаще простой, т.е. нет чашелистиков. Опыление в отличие от класса Двудольные в основном с помощью ветра иногда насекомыми. Мы рассмотрели с вами общую характеристику класс Однодольные. Давайте проверим данные таблицы и сравним, что общего и чем отличаются однодольные и двудольные растения (проверочная работа).
- А сейчас приступим к изучению семейства Лилейные. К этому семейству относятся многолетние травянистые растения, которые имеют луковицы или корневища. Цветки лилейных обоеполые, одиночные или собранные в соцветие – кисть, метелку, зонтик, колос. Околоцветник у них простой, венчиковидный, шестилепестковый. Тычинок в цветке шесть, а пестик один. Плод – коробочка или ягода. Зная описание цветка представителей семейства Лилейные, можно составить формулу цветка.
Давайте попробуем: *О(3+3)Т(3+3)П1 (записываем в тетрадь).
Значение представителей лилейных в природе и жизни человека
- Изучая каждое семейство, нужно обязательно знать представителей этих семейств. К семейству Лилейные относятся лилии, тюльпаны, гиацинты, пролески, ландыш, купена, крокусы и многие другие растения. Многие из них имеют очень важное хозяйственное значение. Из некоторых видов лилий получают лекарственные препараты и ароматные вещества. Тюльпаны – прекрасные декоративные цветы, которые украшают и наши клумбы. Такое растение, как купена, растет в смешанных лесах и также используется как лекарственное растение. Среди представителей каждого семейства есть растения, которые подлежат охране. И такие представители, как Гиацинт Палласа, Пролеска сибирская, Шафран сетчатый, Тюльпан дубравный и другие многие лилейные нашего леса занесены в Красную книгу Украины, находятся под охраной регионального и всеукраинского уровня. Особенно весной мы не должны с вами забывать об этом.
Нельзя не сказать несколько слов о луке и чесноке. Люди еще в давние времена заметили, что если разрезать луковицу и положить в комнате, то человек не заражается микроорганизмами и у него не поражаются носоглотка и дыхательные пути. И только в ХХ веке после открытия таких веществ, как фитонциды, ученые смогли раскрыть причину исчезновения микробов в комнате. Фитонциды – это летучие вещества, обладающие антимикробным действием, повышающие иммунитет организма. Например, фитонциды чеснока убивают возбудителей тифа, дизентерии, холеры. А фитонциды лука дезинфицируют помещением. Действительно, лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Чеснок отлично повышает иммунитет, предотвращая инфекционные заболевания и отлично борется с вирусом гриппа и стафилококками. Лук и чеснок – это эффективное средство для лечения многих заболеваний. Поэтому, когда возникает угроза эпидемии гриппа, врачи рекомендуют включать в рацион питания лук и чеснок.
V. Обобщение, систематизация, контроль знаний
Игра «Вставь пропущенное слово»
У растений класса Однодольные корневая система ____________________. У однодольных зародыш имеет _________ семядолю. У представителей этого класса жилкование листьев чаще _________ или __________. Но есть исключение, это растение _________. Листья у однодольных _______, сидячие с цельным краем. Семейство Лилейные относится к классу _______. Растения лилейных имеют плод ______ или __________. Цветок у них, как правило, без __________. Венчик состоит из _________ лепестков, тычинок __________ и один ______. Жизненная форма представлена ____________ растениями, крайне редко встречаются ___________ формы. Летучие вещества растений, которые уничтожают бактерии, называются ____________.
Игра «Что лишнее?»
Лилия, рябчик, георгина, ландыш, пролеска.
Тюльпан, шафран, нарцисс, астра, гиацинт.
Прострел, роза, крокус, купена, ландыш.
Игра «Да» или «нет»
Лилейные имеют в цветке 4 лепестка (нет).
К лилейным относится дурман обыкновенный (нет).
Растения большинства лилейных, являются охраняемыми (да).
У лилейных плод ягода или коробочка (да).
Корневая система представителей лилейных стержневая (нет).
На корнях лилейных находятся клубеньковые азотфиксирующие бактерии (нет).
К лилейным относится шафран (да).
Цветок лилейных имеет двойной околоцветник (нет).
У цветков лилии пять тычинок и пять пестиков (нет).
Тюльпан имеет шесть лепестков венчика (да).
Игра «Узнай по описанию»
Это растение имеет цветки белого цвета, собранные в соцветие кисть. Листья ланцетовидные, имеют дуговое жилкование. Растение любит тенистые места. Находится под охраной международного уровня. Относится оно к семейству Лилейные. Цвете весной, обычно в мае. Говорят, что оно лечит сердце… (Ландыш)
Растение принадлежит к семейству Лилейные. Корень видоизменен в луковицу. Цветет ранней весной, цветки имеют белую или желтую окраску. Используется оно как декоративное растение, украшающее наши клумбы. Об этом растении существует много легенд, а еще его называют влюбленным… (Нарцисс)
Растение культурное, принадлежит к семейству Лилейные, можно встретить в любом огороде. Его употребляют в пищу, а еще оно ценится за уникальные лекарственные свойства. А многие на него обижаются за то, что оно заставляет плакать. (Лук)
Растение имеет цветы самой различной окраски. Считается декоративным растением многих стран. Имеет название семейства, к которому оно принадлежит. У этого растения женское имя. (Лилия)
Это растение ценят за декоративные свойства, его цветы имеют разнообразную форму и окраску лепестков. Они бывают пионовидные, бахромчатые, лилиевидные, попугайчатые, ранние, поздние, многоцветковые, полные и карликовые. Любимый цветок многих женщин. (Тюльпан)
Работа с карточками
VI. Подведение итогов урока Подумаем вместе …
- Что бы произошло, если бы с нашего стола вдруг исчезли все продукты, которые получены из цветковых растений? (ответы учащихся)
- Растения играют в природе и жизни человека огромную роль. Они обеспечивают существование жизни на Земле, выделяя кислород для дыхания всех живых организмов. Высшие цветковые растения укрепляют грунт, склоны оврагов, принимают участие в создании плодородия почвы, обогащая её азотом, а также составляют большую часть нашей пищи (сахар, масло, овощи, фрукты, пряности, напитки и др.) Большое количество цветковых растений используется как лекарственные. А еще они балую нас разнообразием ароматов, и просто вносят в нашу жизнь радость и красоту!
Рефлексия
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о…
Я понял(а), что…
Теперь я смогу…
Дома я попробую…
Меня удивило то, что…
Урок дал мне знания о …
В жизни мне пригодится…
- Прежде чем вы получите домашнее задание, хочу вам рассказать вот о чём. В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привёз их в Вену, так они попали в Венский сад. Вскоре эти растения появятся при королевских дворах. Очень прижился этот цветок в Голландии, где за одну луковицу вице-король заплатил 4/4 пшеницы, 48/4 ржи, 4 быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 2 бочки масла, связку платьев и серебряный кубок. Что это за цветок?
VII. Оценивание работы учащихся. Домашнее задание:
Выучить § 41, составить паспорт семейства Лилейные.
На выбор
Подготовить дополнительный материал (сказки, легенды, стихи, загадки) о представителях семейства Лилейные или нарисовать листовку в защиту лилейных, занесенных в Красную книгу Украины.
Использованная литература:
Біологія №3 (411) січень 2014р. Х.: Вид. гр.. «Основа», стор. 31.
Задорожный К.Н. «Биология. Планы-конспекты уроков 6 класс». – Харьков: Веста Изд. «Ранок», 2001.
Задорожний К.М. «Дидактичні картки з біології 7 клас». – Х.: Вид. гр.. «Основа», 2012
Таглина О.В. «Биология. Разработки уроков 7 класс» (Мастер-класс). – Харьков: Веста Изд. «Ранок», 2007.
Тагліна О.В. Біологічні диктанти 7-8 класи». – Харків: Вид. «Ранок», 2009.
Упатова И.П. «Биология. Авторские уроки». – Харьков: Веста Изд. «Ранок», 2005.
| |