Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа





Скачать 385.62 Kb.
НазваниеБоу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа
страница1/2
Дата публикации06.03.2016
Размер385.62 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Математика > Курсовая
  1   2
Министерство образования и молодежной политики Чувашской

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования

Минобразования Чувашии.

Кафедра математики и информационных технологий.

КУРСОВАЯ РАБОТА

« Задачи на смеси и сплавы»

Выполнила: учитель математики

МБОУ «Раскильдинская СОШ»

Аликовского района

Чувашской Республики

Семенова Эльвира Глебовна.

Чебоксары, 2014 год.


Содержание.


  1. Введение.

  2. Глава 1. Теоретическая часть

  • История процента.

  • Виды различных задач на смеси и сплавы.

    1. Глава 2. Практическая часть.

    • Различные способы решения задач.

    • Задачи на понижение концентрации.

    • Задачи на «высушивание».

    • Задачи на смешивание растворов различных концентраций.

    • Задачи на переливание.

    • Задачи на повышение концентрации.

    • Приложение.


Введение.
Введение новых образовательных стандартов требует не только знаний у учащихся, но и умение их применять. Это нашло отражение в новой демоверсии КИМ и ЕГЭ – 2013 г. по математике, в которой заметно увеличилось количество задач практической направленности. В связи с этим появилась необходимость в усилении практической направленности обучения, включая в работу с учащимися соответствующие задания на проценты, пропорции, графики реальных зависимостей, текстовые задачи с построением математических моделей реальных ситуаций/

В процессе подготовки приходится искать различные пути решения таких типов задач, как задачи «на движение», «на работу», «процентное содержание», «смеси и сплавы», так как и в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по математике есть темы: «Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Текстовые задачи на движение, работу, стоимость, смеси и сплавы». В школьной программе выделено совсем немного времени для разбора заданий на «проценты». С самого начала ее изучения надо уделять достаточного внимания, чтобы обучающиеся имели навык решения самых разнообразных задач на применение процентов, т. к. подобные задачи есть в каждом варианте ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Актуальность этой тематики в современных условиях очевидна. Буквально на каждом шагу встречается с такой терминологией, как процент. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.


Цель : Научить решать задачи на смеси и сплавы табличным универсальным способом, подробнее раскрыть эту тему и полностью её освятить и показать практическую направленность задач на проценты.

Развивающие задачи :

    • развивать способности решения текстовых задач на проценты;

    • развивать сообразительность, смекалку, культуру устного счета, познавательную активность;

Воспитательные задачи:

    • воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля, формировать интерес к изучению математики.

Личностные результаты:

  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач по теме «Задачи на смеси и сплавы»;

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания на проценты в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);

  • способность характеризовать собственные знания по теме «Задачи на смеси и сплавы», устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены;

  • критичность мышления.

Метапредметные результаты:

  • способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях) при изучении этой темы;

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах на тему «Задачи смеси и сплавы»;

  • умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи с применением математической терминологии и символики на проценты;

  • способность работать в команде, умение публично предъявлять свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией..

Предметные результаты:

  • способность выявлять отношения между величинами в предметных ситуациях и в ситуациях, описанных в текстах; представлять выделенные отношения в виде различных моделей (знаковых, графических, табличных); решать задачи на различные отношения между величинами на проценты.;

  • владение алгоритмами математических действий с текстовыми задачами по теме «Задачи на проценты». Умение выполнять вычисления процента, используя правила. Умение находить рациональные способы решений задач на проценты.;

  • умение выбирать форму записи решения, умение записывать ход решения в свободной форме, осознавать необходимость аргументации при решении задач на проценты.

Коммуникативные :

  • умение задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

  • уважительно вести диалог с товарищами;

  • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками;

  • определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

  • понимать и принимать элементарные правила работы в группе;

  • проявлять доброжелательное отношение к сверстникам;

  • стремиться прислушиваться к мнению одноклассников ;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Прогнозируемые результаты:
Курс по теме «Задачи на смеси и сплавы» предполагает отработать целый блок текстовых задач, предлагаемых в рамках итоговой аттестации учащихся 9-х классов и сдачи ЕГЭ в 11-м классе.

Развитие умения учащихся самостоятельно решать текстовые задачи на смеси и сплавы простейшим табличным способом.

Глава 1.

Основные понятия в задачах на смеси, растворы и сплавы.
История процентов.

Слово «процент» происходит от латинского procentum, что буквально означает «на сотню». В литературе возникновение этого термина связывается с внедрением в Европе десятичной системы счисления в XV в. Однако уже в «Дигестах Юстиниана» ( так называется первая дошедшая до нас кодификация римского права), датируемых V в., мы находим вполне современное употребление процентов. Разрыв во времени заставляет вспомнить современные теории о лишних веках в общепринятых хронологии. Употребление термина «процент» в качестве нормы русского языка начинается, вероятно, с конца XVIII в. Об этом свидетельствует сравнительный анализ текстов двух фундаментальных учебников по математике Ефима Войтяховского ( первое издание 1795 г.) и Т.Ф.Осиповского(первое издание 1802 г.). В обоих учебниках имеется по нескольку задач «на проценты по вкладу», но Е. Войтяховский оперирует исключительно сотыми долями, тогда как Т.Ф.Осиповский уже употребляет термин «процент». Привычка к употреблению процентов в сфере денежных отношений благоприятствовала быстрому их внедрению в развивающиеся технологии XIX в. Так, в словаре Броктауза и Ефрона есть следующие предложения: «По предварительным данным переписи 1897 г., население Петербурга оказалось возросшим за 6 лет на 178 тысяч, из которых 150 тысяч приходится на прилив извне; из всего прироста 85% падает на крестьян, составляющих теперь до 59% всего Петербургского населения» Как видно из этого отрывка, уже на рубеже XIX и XX вв. русскоязычное контекстное понимание процентов максимально лаконизируется. Водном предложении фигурирует две различные стопроцентные базы. Для удовлетворения возрастающих требований к точности исчисления малых долей вместо кванта 1% вводится квант 1/1000 — так называемое ПРОМИЛЛЕ. Промилле можно часто встретить на страницах книг по медицине и фармакологии.

В операциях с ценными металлами используется другое название кванта 1/1000 — проба. Так, золото 750-й пробы — это сплав с 75% содержанием золота.

В числе текстовых задач особое внимание занимают задачи на смеси, растворы и сплавы, называемые еще задачами но процентное содержание или концентрацию, наличие в которых простых и процентных отношений зачастую побуждает относить их к разряду чисто арифметических и к задачам на составление уравнений. Вместе с тем такие задачи можно решать составлением уравнений или их систем по схеме, очень к той, что применяется в задачам на движение, работу и другие.

Как известно, в основе методики решения этих задач лежит связь между тремя величинами в виде прямой или обратной зависимостей:
s = v t, t = s/v, v = s/tдля пути s, времени t, скорости v;

А = vt, t = A/v, v = A/t - для количества работы А, времени t и

производительности v.

В аналогичных соотношениях находятся стоимость, цена и количество.

Мы рассмотрим методику решения задач на смеси, растворы и сплавы, опирающийся на такие же зависимости и правила.

Но первым делом необходимо повторить такие понятия, как:

1. Концентрация (доля чистого вещества в смеси (сплаве));

2. Масса смеси (сплава);

3. Масса чистого вещества в смеси (сплаве).

А также то, что процентом называется его сотая часть и три основные задачи на проценты:

1. Найти 15% от числа 60.

Решение:60•0,15=9.

2. Найти число, 12% которого равны 30 .

Решение: 30:0,12=250.

3. Сколько процентов составляет число 120 от 600?

Решение: 120:600•100%=20%.

Имеются различные типы задач на смеси и сплавы. Эти:

  • Задачи на понижение концентрации;

  • Задачи на «высушивание;

  • Задачи на смешивание растворов разных концентраций.

  • Задачи на переливание.

  • Задачи разного характера.

  1. Задачи на понижение концентрации.

  2. Задачи на «высушивание» . При решении этих задач надо объяснить, что все тела, вещества, продукты содержат в себе волу, которая частично испаряется. Поэтому при решении этих задач каждый раз разделяем данное нам вещество на воду и «сухой остаток», масса которого не меняется в условиях задачи.

  3. Задачи на смешивание растворов разных концентраций.

  4. Задачи на переливание. При решении этих задач еще раз следует напомнить, что выполняются следующие допущения: «закон сохранения масс» и «закон сохранения объемов», как для всей семьи, так и для каждого из ее компонентов. При этом следует считать, что плотности растворов изменяются незначительно и примерно равны плотности воды, то есть растворы сильно разбавлены, или наоборот, имеем дело с сильно концентрированными растворами и разбавляем их незначительно, но тогда плотность раствора близка к плотности основного вещества..


Основные понятия в задачах на смеси, растворы и сплавы.

Прежде всего введем основные понятия. Говоря о смесях, растворах и сплавах, будем употреблять термин «смесь» независимо от ее вида ( твердая, жидкая, газообразная, сыпучая и т. д.). Смесь состоит из «чистого вещества» и «примеси». Что есть «чистое вещество», определяется в каждой задаче отдельно, однако при этом все остальные вещества, составляющие смесь, относят к примеси.

Долей ( β) чистого вещества в смеси называется отношение количества чистого вещества (m) в смеси к общему количеству (M) смеси при условии, что они измерены одной и той же единицей массы или объема:

β = m

M

Отсюда получаем m = β ·M, M = m

M

Отметим, что 0≤ β ≤ 1, ввиду того, что 0≤ m ≤ M. Случай β = 0 соответствует отсутствию выбранного чистого вещества в рассматриваемой смеси(m = 0), случай β = 1 соответствует тому, что рассматриваемая смесь состоит только из чистого вещества (m = M). Понятие доли чистого вещества в смеси можно вводить следующей условной записью:
Количество чистого вещества в смеси

Доля чистого вещества в смеси =

Общее количество смеси

Процентным содержанием чистого вещества в смеси (с) называют его долю. Выраженную процентным отношением:

с = β· 100%, β =c/100%;

При решении задач следует руководствоваться тем, что при соединении (разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общее количества смесей складываются (вычитаются).
Основные этапы решения задач.

1. Выбор неизвестной (или неизвестных). В качестве неизвестных величин выбирают те. Которые требуется найти. Но иногда целесообразно обозначать неизвестными некоторые промежуточные величины, через которые легко выражаются искомые.

2. Выбор чистого вещества. Из веществ, фигурирующих в условии задачи, выбирается одно в качестве чистого вещества. Чаще всего выбирают вещество, о котором идет речь в требовании задачи, или вещество, о доле которого в условии содержится больше всего информации. При этом, если β - доля чистого вещества, то

(1 - β ) - доля примеси.

3. Переход к долям. Если в задаче имеются процентные содержания. Их следует перевести в доли и в дальнейшем работать только с долями.

4. Отслеживание состояния смеси. На каждом этапе изменения смеси (добавление, изъятие) необходимо описывать состояние смеси с помощью трех основных величин m, M, β .

5. Составление уравнения. В результате преобразований смеси. Описанных в задаче, мы приходим к ее итоговому состоянию. Оно характеризуется величинами m,M,β , содержащими неизвестные. Уравнением, связывающим эти неизвестные, будет уравнение

m = β M.

В ходе осуществления этих этапов строим таблицу.

Состояние смеси

Доля (β )

Общее кол-во смеси (M)

Кол-во чистого вещества(m)

1 …...

2....

3......










Итоговое











6.Решение уравнения ( или их системы) и нахождение требуемых величин.

7. Формирование ответа. Если в задаче требовалось найти то или иное процентное содержание, то следует полученные доли перевести в процентные содержания.

В старших классах можно показать, как выводится правило «креста». Пусть смешали два раствора: первый — массой m1 г и концентрацией β1

второй — массой m2 г и концентрацией β2 получили раствор массой (m1 + m2) г и концентрацией β3 причем β1< β3<β2.

Найдем зависимость масс исходных растворов от их концентраций.

Масса основного вещества в первом растворе равна β1m1 г, во втором растворе — β2m2 г, а в смеси β3 (m1+m2 ) г.

Составим равенство β1m1 + β2m2 = β3 (m1+m2 ) и из него

β1m1 - β3m1= β3 m2 - β2m2

следует пропорция m1 = β2 - β3

m2 β3- β1

β1 β2 - β3

β3

β2 β3- β1

Глава 2. Примеры решения задач.(практическая часть)

Задача 1. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды,чтобы концентрация соли составляла 1.5%

Решение.

1. Пусть требуется добавить x кг пресной воды.

2. За чистое вещество примем соль. Тогда морская вода — это смесь с

5% - ным содержанием чистого вещества. Пресная вода — с 0%-ным содержанием чистого вещества.

3. Переходя к долям, получаем, что

- доля соли в морской воде составляет 0,05,

-доля соли в пресной воде равна 0,

-доля соли в смеси, которую нужно получить — 0,015.

4. Происходит соединение смесей.



Состояние смеси

Доля - β

Общее кол-во- M(кг)

Кол-во чистого вещества - m(кг)

1-й раствор

0,05

30

0,05 • 30

2-раствор

0

x

0 • x

3-раствор

0,015

30 + x

0,05 • 30


5.Исходя из третьей строки таблицы, составим уравнение m = β M :

0,05• 30 = 0,015(30 + x);

1,5 = 0,45 + 0,015x;

0,015 x = 1,5 — 0,45;

0,015x = 1,05;

x = 70. Ответ: 70кг.

  1. В данной задаче не содержалось требования найти процентное содержание какого — либо вещества, поэтому нет необходимости переводить доли в процентные содержания.


Задача 2. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40% -го раствора кислоты.

а) Смешали 200 г раствора кислоты из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и ее долю в полученном растворе.

б) Из первой склянки взяли 300 г раствора кислоты. Сколько граммов раствора кислоты надо долить из второй склянки. Чтобы получить 32%-й раствор кислоты?

в) Верно ли. Что если из второй склянки берут на 50% больше раствора кислоты, чем из первой, то полученная смесь является 32% - ым раствором кислоты?

Решение: а) Заполним таблицу по условию задачи:


Состояние смеси

Доля - β

Общее кол-во- M (г)

Кол-во чистого вещества — m )

1-й раствор

20% или 0,2

20

0,2 • 200

2-й раствор

40% или 0,4

300

0,4 • 300

Смесь

?

200 + 300

?


Масса кислоты в смеси: 0,2 • 200 + 0,4 • 300 = 40 +120 = 160 г.

Процентное содержание кислоты в смеси рассчитаем по формуле

m 160

β = ----- = ------ 100% = 32%/

M 500
Ответ: 160 г, 32%.

б)Пусть из второй склянки взяли x г раствора кислоты. Заполним таблицу:

Состояние смеси

Доля - β

Общее кол-во- M (г)

Кол-во чистого вещества — m )

1-й раствор

20% или 0.2

0.2• 300

300

2-й раствор

40% или 0,4

0,4x

x

Смесь

32% или 0.32

60 + 0,4x

300 + x



Составим и решим уравнение: 600 + 0,4х = 0,32(300 + х),

0,08х = 36, откуда х=450.

Ответ: 450 г.

в)Пусть из первой склянки берут х г раствора. Заполним таблицу по условию задачи.


Состояние смеси

Доля - β

Общее кол-во- M (г)

Кол-во чистого вещества — m )

1-й раствор

20% или 0.2

х

0,2х

2-й раствор

40% или 0,4

1,5x

0,4• 1,5x

Смесь

32% или 0.32

х + 1,5x

0,32• 2,5 x



Рассчитаем содержание кислоты в смеси по формуле

m 0,32• 2,5 x
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconКафедра управления и профессионального образования
Краткая аннотация образовательных программ, реализуемых в боу дпо (ПК)С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconРезультаты деятельности учителя
Боу дпо "ПК" с "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии по теме "Организация социального творчества...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconТематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса
Боу дпо (ПК) с «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования Чувашии
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Государственное образовательное учреждение «Чувашский республиканский...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconМетодическая разработка для учащихся 10 классов на тему: «Учимся...
Рекомендовано кафедрой иностранных языков гоу "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии в качестве...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconЧувашский республиканский институт образования Кафедра естественнонаучных дисциплин
«Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!»
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconПриходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный...
Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconОмф ноу «мфпу «Синергия» Кафедра информационных технологий и математики
Значение, проблемы и перспективы химии в решении энергетических, информационных и бытовых проблем
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconСборник статей посвящен актуальной проблеме реализации современных...
Боу дпо (повышения квалификации) специалистов Удмуртской Республики "Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconКурсовая работа Исследование проектно-исследовательского метода работы...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа icon“Преподавание математики и физики в условиях профильной школы”, “...
Аоу рс(Я) дпо “Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-ii”
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Боу дпо (ПК) с чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии. Кафедра математики и информационных технологий. Курсовая работа iconКурсовая работа на тему: Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
Тема курсовой работы: «Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск