Скачать 66.79 Kb.
|
Опорный конспект: Арены. Бензол. Тест по теме «Арены. Бензол». Решение расчетных и качественных задач по теме. АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ) БЕНЗОЛ План:
а) реакции замещения (галогенирование, нитрование, сульфирование, алкилирование); б) реакции присоединения (гидрирование, хлорирование); в) реакции окисления (горение)
Арены – это углеводороды, молекулы которых содержат одно или несколько бензольных колец. Под бензольным кольцом подразумевается кольцевая система атомов углерода с делокализованными -электронами. В 1931г Э.Хюккель сформулировал правило, гласящее, что соединение должно проявлять ароматические свойства, если в его молекуле содержится плоское кольцо с (4n + 2) обобщенными электронами, где n может проявлять значения целых чисел от 1 и далее – правило Хюккеля. Согласно этому правилу системы, содержащие 6,10,14 и т.д. обобщенных электронов, являются ароматическими. Различают Моноциклические арены Изобразите структурные формулы бензола, толуола, о-ксилола, кумола. Назовите эти вещества по систематической номенклатуре: Полициклические арены с изолированными ядрами Изобразите структурные формулы бифенила, дифенилметана, стильбена: Полициклические арены с конденсированными ядрами Изобразите структурные формулы нафталина, антрацена: Общая формула моноциклических аренов ряда бензола С6Н2n-6, где n6. Простейший представитель – бензол (С6Н6). Предложенная в 1865 г немецким химиком Кекуле циклическая формула бензола с сопряженными связями (циклогексатриен – 1,3,5) не объясняла многие свойства бензола, а именно:
Современная теория строения молекулы бензола базируется на представлении о гибридизации орбиталей атома углерода. Согласно этой теории, атомы углерода в бензоле находятся в состоянии sp2-гибридизации. Каждый атом углерода образует три -связи (две с атомами углерода и одну – с атомом водорода). Все -связи находятся в одной плоскости. У каждого атома углерода остается еще по одному р-электрону, не участвующему в гибридизации. Негибридизированные р-орбитали атомов углерода находятся в плоскости, перпендикулярной плоскости -связей. Каждое р-облако перекрывается с двумя соседними р-облаками, в результате чего образуется единая сопряженная -система. Единое -электронное облако расположено над и под бензольным кольцом, причем р-электроны не связаны с каким-либо атомом углерода и могут перемещаться относительно них в том или ином направлении. Такая полная симметричность бензольного ядра, обусловленная сопряжением, придает ему особую устойчивость. Таким образом, наряду с формулой Кекуле используется формула бензола, где обобщенное электронное облако изображают линией внутри кольца. Изобразите формулу Кекуле и формулу, показывающую сопряженную -систему: Радикал, образованный от бензола, имеет тривиальное название фенил. Изобразите его структурную формулу: Физ. свойства: При обычных условиях бензол представляет собой бесцветную жидкость с температурой плавления 5,5С, температурой кипения 80С; имеет характерный запах; легче воды и с ней не смешивается, хороший органический растворитель, токсичен. Химические свойства бензола и его гомологов определяются спецификой ароматической связи. Наиболее характерными для аренов являются Реакции замещения: (для бензола протекают тяжелее, чем для его гомологов) Галогенирование. Напишите реакцию хлорирования бензола: Нитрование. Напишите реакцию взаимодействия бензола с азотной кислотой: Сульфирование. Напишите реакцию взаимодействия бензола с серной кислотой: Алкилирование (реакция Фриделя-Крафтса). Напишите реакции получения этилбензола при взаимодействии бензола с хлорэтаном и с этиленом: 6-электронная система является более устойчивой, чем 2-электронная, поэтому реакции присоединения менее характерны для аренов, чем для алкенов; они возможны, но при более жестких условиях, например Гидрирование. Напишите реакцию гидрирования бензола до циклогексана: Присоединение хлора. Напишите реакцию хлорирования бензола до гексахлорана: Реакции окисления: для бензола возможна только реакция горения, т.к. к действию окислителей бензольное кольцо устойчиво. Напишите реакцию горения бензола. Объясните, почему ароматические углеводороды горят коптящим пламенем: В промышленности бензол получают следующими способами:
В лаборатории бензол можно получить: Сплавлением солей бензойной кислоты с щелочами. Напишите реакцию получения бензола взаимодействием бензоата натрия и гидроксида натрия: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ НА АРЕНЫ (БЕНЗОЛ И ЕГО ГОМОЛОГИ) Цепочки превращений:
ТЕСТ НА ТЕМУ «АРЕНЫ. БЕНЗОЛ» 1. Из перечисленных углеводородов наиболее коптящее пламя при горении дает
2. Раствор марганцовки не обесцвечивает
3. Бензол вступает в реакции:
4. Впервые структурную формулу бензола предложил
5. В качестве растворителей используют
6. Массовые доли углерода и водорода в бензоле равны соответственно:
7. Реакция Фриделя-Крафтса проходит в присутствии катализатора
8. К промышленным методам получения бензола относится:
9. При горении бензола количеством 3 моль выделяется углекислый газ объемом (н.у.)
10. Бензол имеет … изомера
КЛЮЧ К ТЕСТУ
|
Проект «Книга на уроке» Урок физики в 7 классе «Решение задач на... Обучающие: сформировать умение применять формулы расчета механической работы и мощности для решения расчетных и качественных задач... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ньютона; закрепить знания, полученные по теме; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать... | ||
Контрольная работа по физике для 11 класса Тема: «Электрический ток в различных средах» Цель: проверить усвоение учащимися изученного материала; выяснить теоретические знания по теме и умение применять их при решении... | План открытого урока «Простые механизмы. Момент силы.» Закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных, экспериментальных | ||
Урок-игра законы ньютона учитель: Долгих Ю. П В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в... | Урок игра Тема: «Электрические явления» Развивать навыки решения экспериментальных, расчетных, качественных задач; развивать устную речь обучающихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить материал, закрепить знания, полученные по теме третий закон Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить материал, закрепить знания, полученные по теме третий закон Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить материал, закрепить знания, полученные по теме третий закон Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Структура органических веществ. Решение расчётных задач», в 11 классах –«Вода в жизнедеятельности человека. Решение нестандартных... | ||
Решение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции» Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» | Урок №17 тема :«Молярный объем газов. Решение расчетных задач.» | ||
Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач по курсу... Одним из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач по курсу общей и неорганической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Расширение представления о давлении, как о величине характеризующей результат действия силы. Отработка практических навыков... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных... |