Образовательные





Скачать 70.85 Kb.
НазваниеОбразовательные
Дата публикации17.09.2013
Размер70.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: « Фразеология. Фразеологизмы»

Цель урока: сформировать у суворовцев представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

Задачи урока:

Образовательные: дать научное определение понятию «фразеологизм»; формировать умение объяснять значения слов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи.

Развивающие: развивать речь суворовцев, вводя в словарный запас фразеологизмы; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление cуворовцев.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, дисциплину и собранность; формировать культуру общения на уроке; воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.) – М.:Просвещение, 2009;

аудиовизуальная информация в виде слайдов, анимации;

демонстрационно-компьютерный комплекс, документ-камера.
План-конспект урока


  1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.



  1. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока


Преподаватель подводит обучающихся к формулированию темы и постановке целей урока. Суворовцы анализируют иллюстрации, отвечают на вопросы, формулируют цели.
- На стенде представлен ряд рисунков, которые вы выполнили в 5 классе. При изучении какой темы они были нарисованы? – Тема «Прямое и переносное значение слов» в разделе «Лексикология».

- Почему рисунки получились смешными? – Переносное значение слов нельзя воспринимать буквально.

Работа по слайду.

Сравнить предложения.

  • Мальчик бежал очень быстро. Мальчик бежал сломя голову.

  • Ученик повторил правило точно. Ученик повторил правило слово в слово

  • Приятели на уроках постоянно болтали. Приятели на уроках постоянно точили лясы.

- Какие сочетания нельзя воспринимать буквально?

- Различаются ли смыслом выделенные сочетания в 1 и 2 столбиках?

- Какое значение имеют выделенные сочетания из 2 столбика?

- Можно ли слова в этих сочетаниях заменить другими или убрать?

- Во втором столбике представлены фразеологизмы. Какие цели мы поставим перед собой на уроке?


  1. Изучение нового материала

1. Работа по слайду

Фразеология
Слово фразеология произошло путем

сложения двух греческих слов

phrasis (фрасис) + logos (логос)=

выражение, оборот речи, слово + учение,

то есть наука, изучающая фразеологические обороты.
Фразеологический оборот

или фразеологизмы –

устойчивые сочетания слов,

близкие по лексическому значению одному слову.
2. Работа по слайду


Особенности строения фразеологизмов

1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию.

2. Цельность значения фразеологизма (смысл имеют не отдельные слова, а всё выражение в целом).

3. Используются готовыми, требуют запоминания.


3. Знакомство с фразеологическим словарём и структурой словарной статьи
бить баклуши. Разг. Неодобр. Употр. при подлеж. со значением лица. Бездельничать, заниматься пустяками. Ср.: валять дурака, плевать в потолок, считать ворон. Хватит баклуши бить, пошли работать. Н.Дементьев. Иду в жизнь.

Осиновый чурбан разбивали на чурки – баклуши – для изготовления ложек и других мелких изделий. Дело это считалось очень несложным.

4. Работа с фразеологическим словарём.

Выбрать из словаря фразеологизм, составить с ним предложение

5. Знакомство с источниками происхождения фразеологизмов.

Суворовцы слушают сообщения товарищей, записывают в тетради фразеологизмы, представленные на слайдах.
Источники происхождения фразеологизмов

  1. Из народной жизни





  1. Из античной мифологии

Дамоклов меч. Из сочинения «Тускуланские беседы» римского государственного деятеля, оратора и писателя Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106 — 43 до н.э.). В этом труде он сообщает древнегреческое устное предание о сира - кузском тиране (то есть правителе) Дионисии Старшем (432—367 до н. э.) и его царедворце по имени Дамокл. Всем было известно, что Дамокл страстно завидует тирану, говорил о нем, как о счастливейшем человеке, добившемся всего, что только можно желать. Знал об этом и сам Дионисий. И, желая проучить завистника, устроил пышный пир, пригласил на него Дамокла и усадил его даже на свое место. В разгар пиршества Дамокл увидел, что прямо над его головой висит тяжелый меч, который держится в воздухе на одном лишь конском волоске... Тогда Дионисий Старший сказал всем собравшимся, что сейчас его завистник Дамокл ощутил то, что он, Дионисий, как правитель города, испытывает постоянно — чувство постоянного страха за свою жизнь. Так что Дамоклу не стоит ему завидовать. Отсюда выражение «дамоклов меч», которое, предположительно, дало рождение другим аналогичным образам — «висеть на волоске», «быть на волосок от смерти» и т. п. Иносказательно: постоянная угроза, которая в любой момент может стать реальной бедой.

Гордиев узел. По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел избрать царём того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царём. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса и к её дышлу прикрепил ярмо, завязав очень сложный узел. По предсказанию оракула, тот, кто сумеет распутать этот узел, будет властителем всей Азии. Полководец Александр Македонский не стал узел распутывать – он просто рассёк его мечом. Иносказательно: некое чрезвычайно запутанное дело, сплетение обстоятельств, сложная проблема. Отсюда же и другое, производное от этого, крылатое выражение «разрубить гордиев узел», то есть разрешить какое-либо сложное, запутанное дело очень просто, волевым решением, без долгих размышлений.

Танталовы муки. По древнегреческому мифу Тантал, фригийский царь, за оскорбление богов был жестоко наказан; он вечно был обречён испытывать муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды были рядом с ним. Иносказательно: страдания от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть.

  1. Фразеологизмы библейского происхождения

Волк в овечьей шкуре. Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 15) сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Иносказательно: о лицемере, о коварном человеке, который притворяется добрым, благодушным.

Выпить чашу до дна. Из Библии. В Ветхом Завете (Книга пророка Исайи, гл. 51, ст. 17) сказано: «Воспрять, воспрянъ, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил», что означает: сполна принял наказание, уготованное городу Господом. Иногда это выражение встречается в форме «испить чашу до дна». Иносказательно: достойно перенести всё, что предстоит испытать в сложной жизненной ситуации.

  1. Книжные (из художественной литературы). Викторина по басням И.А.Крылова

Угадай из какой басни?

    1. Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

2. У сильного всегда бессильный виноват

3. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

4. Избави Бог и нас от этаких судей!


  1. Закрепление




  1. Синонимия и антонимия фразеологизмов. Работа по слайдам

Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?

Повесить нос– падать духом.

Ни зги не видно – тьма кромешная, хоть глаз коли.

Жить своим умом – жить чужим умом.

Кот наплакал – куры не клюют.

Какие фразеологизмы являются синонимами?

  1. На краю света – рукой подать.

  2. Витать в облаках – строить воздушные замки.

  3. Ломать голову – сломя голову

  4. Бок о бок – плечом к плечу

Составьте из фразеологизмов антонимические пары.

  • Душа в душу

  • Коломенская верста

  • Заячья душа

  • Как кошка с собакой

  • Не робкого десятка

  • От горшка два вершка




  1. Заменить в предложениях выделенные слова фразеологизмами

1 вариант

1.Работа шла легко.

2.Он всё умеет делать.

2 вариант

1.Эта песня всегда волнует меня.

2.Они жили дружно.
Для справок: берёт за душу, мастер на все руки, как по маслу, душа в душу


  1. Выборочный диктант. Из сценки, которую показывают суворовцы, выписать фразеологизмы.


Сценка

Это было на самоподготовке.

- Саша, хватит баклуши бить, через два дня контрольная работа, а ты ничего не знаешь!

- Отстань, я эту тему как свои пять пальцев знаю. Я в этом деле собаку съел.

- Ой, Саша, хватит мне лапшу на уши вешать.

- Спорим?

- Спорим!
А на контрольной работе произошло следующее…

- Саша, почему ты опять ворон считаешь?

- А что писать, я не знаю.

- Так ты опять сел в лужу?

- Да, теперь я понял, что нельзя относиться к учёбе спустя рукава
Проверь себя!
Баклуши бить, как свои пять пальцев знаю, собаку съел, лапшу на уши вешать, ворон считаешь, сел в лужу, спустя рукава.


  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Выводы:

  • Что такое фразеологизм?

  • В чём особенность его строения?

  • Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

  • Какова роль фразеологизмов в языке?




  1. Инструктаж по выполнению самоподготовки


Задание на самоподготовку. Выполнить один из вариантов задания.


  1. Составить 3-4 предложения с фразеологизмами.

  2. Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму.

  3. Упражнение 100.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения
Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе
Образовательные iconЦифровые образовательные ресурсы Физика
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение...
Образовательные iconОбразовательные ресурсы Электронные образовательные ресурсы
Содержит актуальную информацию по конкурсам, олимпиадам, стипендиям, грантам, репетиторам, курсам и др
Образовательные iconТема Октябрь
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы. Коллекции электронного образовательного контента
Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды
Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные. Обобщить понятия геометрических тел, их названия, их свойства и где они применяются, применение полученных навыков...
Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,...
Образовательные iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Образовательные iconСовременные образовательные технологии в воспитательной работе
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии...
Образовательные iconИнновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных...
Образовательные iconТема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня
Образовательные iconРеализуемые образовательные программы (основные и дополнительные)...
Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы. М.,«Просвещение», 2011
Образовательные iconКомпания стади-центр
Стади-центр, Москва: образовательные туры, языковые стажировки, языковые лагеря StudyCamp и образовательные программы в России и...
Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания...
Образовательные iconСтандартные образовательные программы под Windows (нормативный срок...
По результатам итоговой аттестации выдаётся сертификат «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиатехнологии», который удостоверяет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск