Тема урока: « Фразеология. Фразеологизмы»
Цель урока: сформировать у суворовцев представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи
Задачи урока:
Образовательные: дать научное определение понятию «фразеологизм»; формировать умение объяснять значения слов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи.
Развивающие: развивать речь суворовцев, вводя в словарный запас фразеологизмы; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление cуворовцев.
Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, дисциплину и собранность; формировать культуру общения на уроке; воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный.
Материальное обеспечение:
Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.) – М.:Просвещение, 2009;
аудиовизуальная информация в виде слайдов, анимации;
демонстрационно-компьютерный комплекс, документ-камера. План-конспект урока
Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока
Преподаватель подводит обучающихся к формулированию темы и постановке целей урока. Суворовцы анализируют иллюстрации, отвечают на вопросы, формулируют цели. - На стенде представлен ряд рисунков, которые вы выполнили в 5 классе. При изучении какой темы они были нарисованы? – Тема «Прямое и переносное значение слов» в разделе «Лексикология».
- Почему рисунки получились смешными? – Переносное значение слов нельзя воспринимать буквально.
Работа по слайду.
Сравнить предложения.
Мальчик бежал очень быстро. Мальчик бежал сломя голову.
Ученик повторил правило точно. Ученик повторил правило слово в слово
Приятели на уроках постоянно болтали. Приятели на уроках постоянно точили лясы.
- Какие сочетания нельзя воспринимать буквально?
- Различаются ли смыслом выделенные сочетания в 1 и 2 столбиках?
- Какое значение имеют выделенные сочетания из 2 столбика?
- Можно ли слова в этих сочетаниях заменить другими или убрать?
- Во втором столбике представлены фразеологизмы. Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
Изучение нового материала
1. Работа по слайду
Фразеология Слово фразеология произошло путем
сложения двух греческих слов
phrasis (фрасис) + logos (логос)=
выражение, оборот речи, слово + учение,
то есть наука, изучающая фразеологические обороты. Фразеологический оборот
или фразеологизмы –
устойчивые сочетания слов,
близкие по лексическому значению одному слову. 2. Работа по слайду
Особенности строения фразеологизмов
| 1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию.
| 2. Цельность значения фразеологизма (смысл имеют не отдельные слова, а всё выражение в целом).
| 3. Используются готовыми, требуют запоминания.
|
3. Знакомство с фразеологическим словарём и структурой словарной статьи бить баклуши. Разг. Неодобр. Употр. при подлеж. со значением лица. Бездельничать, заниматься пустяками. Ср.: валять дурака, плевать в потолок, считать ворон. Хватит баклуши бить, пошли работать. Н.Дементьев. Иду в жизнь.
Осиновый чурбан разбивали на чурки – баклуши – для изготовления ложек и других мелких изделий. Дело это считалось очень несложным.
4. Работа с фразеологическим словарём.
Выбрать из словаря фразеологизм, составить с ним предложение
5. Знакомство с источниками происхождения фразеологизмов.
Суворовцы слушают сообщения товарищей, записывают в тетради фразеологизмы, представленные на слайдах. Источники происхождения фразеологизмов
Из народной жизни
Из античной мифологии
Дамоклов меч. Из сочинения «Тускуланские беседы» римского государственного деятеля, оратора и писателя Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106 — 43 до н.э.). В этом труде он сообщает древнегреческое устное предание о сира - кузском тиране (то есть правителе) Дионисии Старшем (432—367 до н. э.) и его царедворце по имени Дамокл. Всем было известно, что Дамокл страстно завидует тирану, говорил о нем, как о счастливейшем человеке, добившемся всего, что только можно желать. Знал об этом и сам Дионисий. И, желая проучить завистника, устроил пышный пир, пригласил на него Дамокла и усадил его даже на свое место. В разгар пиршества Дамокл увидел, что прямо над его головой висит тяжелый меч, который держится в воздухе на одном лишь конском волоске... Тогда Дионисий Старший сказал всем собравшимся, что сейчас его завистник Дамокл ощутил то, что он, Дионисий, как правитель города, испытывает постоянно — чувство постоянного страха за свою жизнь. Так что Дамоклу не стоит ему завидовать. Отсюда выражение «дамоклов меч», которое, предположительно, дало рождение другим аналогичным образам — «висеть на волоске», «быть на волосок от смерти» и т. п. Иносказательно: постоянная угроза, которая в любой момент может стать реальной бедой.
Гордиев узел. По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел избрать царём того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царём. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса и к её дышлу прикрепил ярмо, завязав очень сложный узел. По предсказанию оракула, тот, кто сумеет распутать этот узел, будет властителем всей Азии. Полководец Александр Македонский не стал узел распутывать – он просто рассёк его мечом. Иносказательно: некое чрезвычайно запутанное дело, сплетение обстоятельств, сложная проблема. Отсюда же и другое, производное от этого, крылатое выражение «разрубить гордиев узел», то есть разрешить какое-либо сложное, запутанное дело очень просто, волевым решением, без долгих размышлений.
Танталовы муки. По древнегреческому мифу Тантал, фригийский царь, за оскорбление богов был жестоко наказан; он вечно был обречён испытывать муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды были рядом с ним. Иносказательно: страдания от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть.
Фразеологизмы библейского происхождения
Волк в овечьей шкуре. Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 15) сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Иносказательно: о лицемере, о коварном человеке, который притворяется добрым, благодушным.
Выпить чашу до дна. Из Библии. В Ветхом Завете (Книга пророка Исайи, гл. 51, ст. 17) сказано: «Воспрять, воспрянъ, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил», что означает: сполна принял наказание, уготованное городу Господом. Иногда это выражение встречается в форме «испить чашу до дна». Иносказательно: достойно перенести всё, что предстоит испытать в сложной жизненной ситуации.
Книжные (из художественной литературы). Викторина по басням И.А.Крылова
Угадай из какой басни?
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.
2. У сильного всегда бессильный виноват
3. А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь.
4. Избави Бог и нас от этаких судей!
Закрепление
Синонимия и антонимия фразеологизмов. Работа по слайдам
Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?
Повесить нос– падать духом.
Ни зги не видно – тьма кромешная, хоть глаз коли.
Жить своим умом – жить чужим умом.
Кот наплакал – куры не клюют.
Какие фразеологизмы являются синонимами?
На краю света – рукой подать.
Витать в облаках – строить воздушные замки.
Ломать голову – сломя голову
Бок о бок – плечом к плечу
Составьте из фразеологизмов антонимические пары.
Душа в душу
Коломенская верста
Заячья душа
Как кошка с собакой
Не робкого десятка
От горшка два вершка
Заменить в предложениях выделенные слова фразеологизмами
1 вариант
1.Работа шла легко.
2.Он всё умеет делать.
2 вариант
1.Эта песня всегда волнует меня.
2.Они жили дружно. Для справок: берёт за душу, мастер на все руки, как по маслу, душа в душу
Выборочный диктант. Из сценки, которую показывают суворовцы, выписать фразеологизмы.
Сценка
Это было на самоподготовке.
- Саша, хватит баклуши бить, через два дня контрольная работа, а ты ничего не знаешь!
- Отстань, я эту тему как свои пять пальцев знаю. Я в этом деле собаку съел.
- Ой, Саша, хватит мне лапшу на уши вешать.
- Спорим?
- Спорим! А на контрольной работе произошло следующее…
- Саша, почему ты опять ворон считаешь?
- А что писать, я не знаю.
- Так ты опять сел в лужу?
- Да, теперь я понял, что нельзя относиться к учёбе спустя рукава… Проверь себя! Баклуши бить, как свои пять пальцев знаю, собаку съел, лапшу на уши вешать, ворон считаешь, сел в лужу, спустя рукава.
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Выводы:
Что такое фразеологизм?
В чём особенность его строения?
Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?
Какова роль фразеологизмов в языке?
Инструктаж по выполнению самоподготовки
Задание на самоподготовку. Выполнить один из вариантов задания.
Составить 3-4 предложения с фразеологизмами.
Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму.
Упражнение 100.
|