ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Л.Н.Андреев «Кусака».
Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
| ФИО (полностью)
| Манушкина Елена Ивановна
|
| Место работы
| «МОУ Шалакушская средняя школа» структурное подразделение «Шожемская основная школа»
|
| Должность
| Учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| литература
|
| Класс
| 7
|
| Тема и номер урока в теме
| Л.Н.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Урок № 1 (в системе уроков по рассказу)
|
| Базовый учебник
| В.Я. Коровина «Литература». Учебник-хрестоматия в 2 частях для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение,2008.
|
Цель урока: проанализировать содержание рассказа Л.Андреева «Кусака» с точки зрения соответствия поведенческой модели героев рассказа критериям нравственности человека.
9. Задачи:
- обучающие: учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные категории добра и зла.
- развивающие: развивать умение соотносить личное впечатление и представленный художественный образ через работу с ЭОР.
- воспитательные: формировать на понятийном уровне отношение к добру и злу, состраданию и бессердечию как критериям нравственности человека.
Тип урока: урок изучения нового материала (анализ текста).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование – мультимедийное оборудование.
Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный момент
|
| Формулирует задание: «Напишите о своем понимании того, что такое добро и что такое зло».
| Выполняют задание.
Пишут ответ на сформулированный учителем вопрос (3 предложения)
| 1
| 2
| Формулирование темы, целей урока
|
| Читает тему урока и формулирует задание для учащихся. Прочитайте эпиграф к уроку: «Мир сотворен, но еще недосоздан, Задан маршрут: через тернии к звездам. Зло и добро в роковом поединке переплелись. Человек – посерединке. Т.Жермунская.»
Формулирует вопрос: «Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь?»
| Один ученик читает эпиграф, остальные слушают.
Предполагаемые ответы на вопрос:
1) О собаке;
2) О добре и зле;
3) О добром отношении к животным
| 4
| 3
| Формирование у учащихся представления о Л. Андрееве как о писателе
| №4
Биография
Л.Андреева
| 1) Демонстрация ЭОР №4 (в процессе сообщения ученика);
2) Формулирует задание перед слушанием: «Что послужило началом для литературной деятельности Л.Андреева? »
3) Слушает вместе с учениками.
| 1) Один ученик делает сообщение о жизни Л.Андреева;
2) Другие учащиеся слушают сообщение
3) после сообщения отвечают на предварительно поставленный вопрос: «Что послужило началом для литературной деятельности Л.Андреева?»;
Предполагаемые ответы:
1) учился в гимназии, занимался сочинительством; 2) работал репортером, писал статьи в «Московский вестник»;
3)Горький высоко оценил талант Андреева и ввел в книгоиздательское товарищество
| 7
| 4
| Анализ рассказа «Кусака»
| №2 – фото
№3-фото
№1-таблица
| Эвристическая беседа по вопросам:
1) Объясните, как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?
2) Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ?
3) Рассказ начинается с местоимения она. О ком речь?
Демонстрирует ЭОР№2
4) Как жила собака? Как складывались ее взаимоотношения с окружающим миром?
5) Нуждается ли она в людях? Ведь она живет на свободе, может быть, ей эта вольная жизнь по душе?
6) Один раз ее действительно приласкали. Кто это сделал?
7) Почему собака больше ни от кого не принимала ласки? Почему в ее душе поселилась злоба? Как она перешла грань между добром и злом? Какие качества можно отнести к добру, а какие к злу?
Предлагает заполнить таблицу.
Представляет информацию для фиксации в таблице:
С одной стороны, добро, любовь, жалость ,надежда, с другой- зло, скука, злоба, обида, недоверие
Представляет логическую связку.
Но все же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка бывала довольна собой и даже испытывала чувство гордости.
8) Как это получилось?
Цитирует текст:
«…но вот на дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали люди, дачники ».
Формулирует вопросы.
9) Хорошие это были люди? Как вы поняли?
10) Какова первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол платья Лели?
11) Как люди приручили собаку?
12) Какую кличку они ей дали?
13) Каким образом люди лишили собаку ее непримиримой злобы? Что сыграло свою роль?
| Отвечают на вопросы: 1) Добро – добрые, хорошие поступки, зло- наоборот
2) Жалость, обида,
3) О собаке.
4) Одиноко жила, опасалась людей.
5) Нуждается.
6) Пьяница пожалел ее, но, вспомнив свою горькую судьбу, напинал, излил на ней свою печальную долю.
7) Поверив один раз и обманувшись, она не хотела вновь это испытать. Добро- любовь, жалость, надежда, зло- скука, злоба, обида, недоверие.
Чертят и
заполняют
таблицу в тетради
8) Сама себе добывала еду.
9) Да. «…воздух, удаленность от города, зелень, голубое небо делали их еще добрее…»
10) Испугались, хотели отогнать
11) Кормили, гладили
12) Кусака
13) С помощью ласки
Продолжают заполнять таблицу
| 18
|
|
|
| Предлагает продолжить таблицу и формулирует вопросы.
14) Как вы понимаете фразу автора «душа ее расцвела»? ведь расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе?
15) Какие чувства борются в душе Кусаки?
16) Какие чувства направляют ее в сторону добра, а какие в сторону зла?
17) «Душу собаки переполняли чувства; чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинала прыгать, кувыркаться, вертеться». Какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия?
18) Какие эпитеты подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации?
19)Подумаем: чего не видят люди, не замечают?
20) «Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали».
Демонстрация ЭОР №3.
Почему появляется эта странная параллель: как прежде – так теперь? Каким одним словом характеризовать поведение людей?
Формулирует вопросы.
21)К чему привыкла Кусака за это лето?
22) Прошло звонкое, веселое лето. Настала осень. Л.Андреев рисует нам потрясающий образ осени. На что настраивает нас это описание?
23) Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки?
24) Леля трижды повторяет слово «жалко». Как она произносит это слово и как меняется ее внутреннее состояние с каждой фразой?
25) Какое чувство направляет девочку в сторону добра?
26) А что тянет в сторону зла?
Формулирует задание по заполнению таблицы.
27) И те и другие несут зло. Что породило это зло?
Организует работу с таблицей
Демонстрирует
ЭОР№1:
. А теперь поработаем с таблицей: соотнесите пейзажную зарисовку в рассказе с одним из моментов в жизни Кусаки
| Отвечают на вопросы.
14) Она привязалась к людям, начала им верить
15) Страх и благодарность
16) В сторону добра - восторг, благодарность, зла- страх
Заполняют таблицу.
17) Наречия: нелепо, неуклюже
18) Неповоротливое, смешное, жалкое тело
19) Странной мольбы в собачьих глазах
20) Заполняют таблицу.
21) Кусака привыкла, что не надо заботиться о пище, что у нее есть свое место в жизни, что ее приласкают, если попросит
22) От этой картины веет холодом, тоской, несчастьем, одиночеством, пустотой
23) Людям жалко Кусаку
24) Один раз
протянула, чтобы разжалобить мать; второй раз готова была заплакать третий раз после обещания матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала.
25) Жалость 26)эгоизм: будет вместо Кусаки другая, лучшая, породистая собака
Заполняют таблицу.
с применением ЭОР№1 на соотнесение
|
| 5
| Физкульминутка
| №5-музыка
| Выполнение упражнений
| Выполнение упражнений
| 1
| 6
| Обращение к личному опыту учащихся
|
| Формулирует задание.
Приведите примеры из нашей жизни, когда мы совершаем зло, а когда добро?
| Приводят примеры и делают вывод.
Когда обижаем слабых, животных, старых – мы совершаем зло. Помогаем слабым, защищаем животных, пожилых людей – мы совершаем добрые поступки.
| 4
| 7
| Подведение итогов.
|
| Задает вопросы и организует беседу:
1) Добрые или недобрые люди, приехавшие на дачу,- персонажи рассказа Л.Андреева?
2) Что же порождает зло и почему порой бессильно добро?
| Отвечают на вопросы:
1) В них, как и во многих других людях, живет и добро и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернется в сторону добра или подчинится злу
2) Зачитывают данные из таблицы.
| 5
| 8
| Объяснение домашнего задания
|
| Формулирует задание (на выбор обучающихся).
1)Напишите маленький рассказ-иллюстрацию понятий «добро» и «зло».
2)Напишите свое продолжение рассказа «Кусака»
| Делают осознанный выбор
| 5
|
Приложение к плану-конспекту урока
Л.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |