Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся»





Скачать 127.43 Kb.
НазваниеИз опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся»
Дата публикации21.09.2013
Размер127.43 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Математика > Самостоятельная работа
МБОУ Кондрашовская СОШ, Иловлинского района, Волгоградской области.

Из опыта работы:

«Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации

познавательной деятельности учащихся»

Подготовила: учитель математики

МБОУ Кондрашовской СОШ

Сафронова Т.Н.

2012год.

Содержание:

1.Введение.

2. Самостоятельная работа по образцу.

3.Работа с книгой.

4.Самостоятельное изучение новых тем.

5.Повторение по учебнику вопросов, изложенных преподавателем.

6.Домашняя работа.

7. Сообщения учащимися на уроке.

8.Практические работы.

9. Математический диктант.

10.Тесты.

11.Контрольные работы.

12 Презентации.

13.Заключение.

Важнейшим путем воспитания активной жизненной позиции у наших ребят в процессе обучения является активизация познавательной деятельности. Очень важно научить учащихся проявлять самостоятельность в усвоении знаний, преподносимых преподавателем на занятиях, потому, что самые прочные знания это те, которые получены самостоятельно. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» В этих словах Л.Н.Толстого отражается смысл нашей работы. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем самим пользоваться справочным материалом, отыскивать правильные решения. Поэтому самостоятельной работе на уроках я уделяю большое внимание.

Эффективность формирования навыков самостоятельной работы учащихся зависит от организации преподавания и здесь нужно помнить, что

а) в организации самостоятельной работы должна быть система, то есть они не должны быть случайными;

б) уровень предлагаемых самостоятельных работ должен соответствовать учебным возможностям учащихся;

в) за каждую самостоятельную работу учащийся должен получить оценку: либо это отметка в журнал, либо устные комментарии, но работа не должна оставаться незамеченной;

г) самостоятельные работы не должны быть однообразными.

Организация самостоятельной работы на уроках требует большой подготовки от преподавателя. Нужно подумать, какой вид самостоятельной работы использовать: обучающую или тренировочную, или провести контроль знаний, где учащемуся дается возможность проверить уровень своих умений и навыков по пройденной теме.

Из своего опыта работы с учащимися по математике сделала вывод, что наилучшие результаты достигаются, если самостоятельная работа содержит большое число вариантов и разную степень сложности. Слабым учащимся даю более легкие задания, но они за них могут получить и хорошую оценку, если выполнят всю работу верно. Это будет для них хорошим стимулом в учебе. Интересно наблюдать за учащимися на первых уроках математики. Когда даю самостоятельную работу и объясняю, что ее надо решить самому и ни в коем случае не списывать, но можно пользоваться своими конспектами урока, формулами, справочными таблицами. Хорошо видно, что многие учащиеся не могут приступить к работе, хотя задания очень простые. Из этого можно сделать вывод, что у них полностью отсутствует уверенность в своих силах, они боятся сделать что-либо самостоятельно. Они уже внушили себе, что в математике ничего не смыслят и не понимают. Поэтому ставлю перед собой задачу: постепенно убирать у них эту черту, на уроках вырабатывать уверенность в том, что они могут справиться с заданием самостоятельно, без помощи друга. На самостоятельных работах разрешаю учащимся пользоваться справочной литературой, конспектами уроков. Никогда не преследую цель заучивать формулы, главное уметь найти нужную и правильно использовать ее в решении.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ

Я считаю, что форма работы, когда один учащийся работает у доски, а остальные воспроизводят записи в тетради, не всегда эффективна, потому что большинство списывает с доски бездумно. Такую работу провожу при закреплении изученного материала, при разборе новых типов задач, при решении упражнений повышенной сложности. А, чтобы получить достаточную информацию в том, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, каких успехов они добились, какие у них возникли трудности, какие пробелы в знаниях следует устранить, где им надо помочь, провожу самостоятельную работу. Много внимания уделяю тренировочным самостоятельным работам обучающего характера. Цель этих работ – привить практические навыки использования изученных средств и формул при решении задач, обучение «технике» их решения, развитие памяти. Обычно такие работы провожу после объяснения нового материала, даю карточки с заданиями подобных примеров. Пусть учащийся сам попробует решить пример по образцу, и, если у них получается, они чувствуют удовлетворенность. Получив следующий раз подобный пример, они его решают уже более уверенно. Преподаватель же в это время может оказать индивидуальную помощь. Работы собираются и на следующем уроке анализируются.

При прохождении темы «Вычисление производной по формулам», сразу после объяснения нового материала, даю карточки – задания, где надо вычислить производную различных функций. Варианты у всех учащихся разные.

Такую работу должны научиться выполнять все учащиеся. У кого получилось с первого раза, тот приступает к решению более сложных примеров. А кто не справился, продолжает тренироваться по такой же карточке.

РАБОТА С КНИГОЙ.

Чтобы научить учащихся проявлять самостоятельность в приобретении знаний, нужно научить их работать с книгой, которая является одним из основных источников знаний. Большинство же учащихся не могут пользоваться учебником математики, как будто он не для них написан. Поэтому учу приемам работы с книгой.

Дидактические условия организации работы с учебником таковы:

а) работу с учебником надо тщательно планировать, включать ее в один из видов деятельности, подбирать удачные темы для самостоятельной работы по учебнику.

б) действия учащихся надо направлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы отвечать, какие выполнять упражнения, после чтения параграфа и т.д.

в) работа с учебником не должна занимать весь урок. Она разумно должна сочетаться с другими видами учебной деятельности;

г) нецелесообразно заучивать прочитанное наизусть. При чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца, по возможности ее конспектировать или составлять план прочитанного;

д) широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: чтение и анализ графика;

е) следует целенаправленно работать с теми вопросами, которые имеются в конце параграфа.

К основным приемам работы с учебником можно отнести следующие:

чтение текста учебника, ответы на вопросы учебника, проведение необходимых доказательств, составление плана.

Начинаю работу с того, что знакомлю учащихся с учебниками, которые будем использовать на уроках математики. Даю краткую характеристику и справку об авторах. Нужно воспитывать уважение к учебнику, так как в него вложены знания и опыт крупных ученых и педагогов, здесь же они смогут почерпнуть сведения о великих открытиях и о великих математиках. Далее знакомлю со структурой учебника: оглавление, ответы и указания к упражнениям, как выделено главное, есть ли справочный материал, формулы, исторические справки. Очень важно обратить внимание учащихся на особенности учебника. Так, в учебнике «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Н. Колмогорова помещены

а) оглавление и предметный указатель, которые помогут быстро найти нужный раздел, определение и теорему.

б) основные идеи решения предлагаемых задач, которые выделены особым значком,

в) учебник содержит обязательный уровень подготовки для получения удовлетворительной оценки и задачи чуть сложнее,

г) в конце каждой главы приведены вопросы и задачи на повторение основного материала, которые помогут при подготовке к контрольной работе.

д) раздел «Сведения об истории», который завершает каждую главу учебника, поможет узнать о происхождении изучаемых понятий, терминов и символов, о людях, создававших математический анализ,

е) в заключительной главе «Задачи на повторение» помещены практические упражнения для повторения курса

ж) в конце учебника помещены ответы и указания, которые помогут решить и проверить решенные упражнения.

Можно выделить несколько этапов работы с книгой:

Изучение новых тем по плану, составленному преподавателем

Такие планы помогут учащимся находить нужный материал в учебнике и определяют последовательность работы с книгой. Например, при изучении темы «Исследование функций» на доске пишу план самостоятельной работы с книгой

Построение графика функции.

а) можно ли построить график функции по точкам?

б)характерные особенности функции.

рассмотреть пример: исследовать функцию

Схема исследования функции (записать в тетрадь).

«Чтение графиков»

При прохождении темы «Цилиндр» для самостоятельного изучения можно взять пункт 181. Предлагаю учащимся письменно ответить на вопросы

Что называется цилиндром?

Дать определение а) образующей цилиндра, б) основанию цилиндра, в) боковой поверхности цилиндра.

Какой цилиндр называется прямым?

Что такое а) радиус цилиндра, б) высота цилиндра, в) ось цилиндра?

Изобразить цилиндр и показать все элементы цилиндра.

После выполнения учащимися этой работы обязательно нужно проверить, как они это сделали. Можно просмотреть тетради или провести устный опрос по данным вопросам, или взять тетради на проверку и посмотреть оформление и правильность ответов.

Самостоятельное изучение новых тем.

Для этой работы надо подобрать самые простые темы, потому что, если работа будет сложная, то учащиеся потеряют уверенность работы с книгой. Чтобы быть уверенной в том, что учащиеся действительно выполняют указания преподавателя, предлагаю составить краткий конспект, либо план изучаемого материала. Тему «Решение неравенств методом интервалов» учащиеся самостоятельно рассматривают по учебнику. Задание – составить алгоритм решения неравенств методом интервалов. Потом план обсуждается и за самый удачный ставится оценка.

Повторение по учебнику вопросов, изложенных преподавателем.

Для такой работы, наоборот, используются темы по сложнее, чтобы учащиеся несколько раз вернулись к новому материалу. Сначала учащиеся выслушивают объяснение преподавателя, далее делают записи в тетрадях, возвращаясь опять к этому материалу, потом, читая соответствующий материал по учебнику. Чтобы учащиеся читали, даю задание: указать, о чем не говорил преподаватель при объяснении или, наоборот, какой материал был упомянут преподавателем, но не включен в текст учебника. Это заставит учащихся быть повнимательнее при чтении и к своим конспектам. Так можно изучить тему «Площадь криволинейной трапеции»

Подтверждение догадок, выводов, сделанных самими учащимися

Эта самостоятельная работа формирует умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Учащиеся самостоятельно определяют пути решения задачи и находят его. В этом случае формируется творческая личность учащихся, вырабатываются умения, навыки и потребность в самообразовании. Это может происходить по-разному: самостоятельное объяснение, анализ, демонстрация. Так, изучая тему «Теорема о трех перпендикулярах» учащиеся делают модель к задаче: «Дан перпендикуляр и наклонная, проведенные из одной точки к плоскости. На плоскости через основание наклонной проведена прямая, перпендикулярная проекции. Найти угол между прямой и наклонной». После построения модели и измерения угла между прямой и наклонной, учащиеся делают вывод, что угол будет прямым. Формулируют теорему и ищут подтверждение своим мыслям.

Домашняя работа.

Эта также одна из форм самостоятельной работы учащихся. Знания учащихся будут твердыми, если они закрепляются многократным повторением в разных ситуациях. Домашняя работа резко отличается от работы в кабинете: то, что в школе казалось простым, дома вызывает трудности, поэтому надо обратиться к учебнику, конспекту, вспомнить объяснения преподавателя, но зато дома они работают самостоятельно, здесь можно не торопиться. Часто с домашней работой учащиеся не справляются, либо вообще не хотят ее делать. Причинами этого являются:

а) не умение работать с учебником, с записями в тетрадях;

б) не усвоение материала на уроках;

в) перегрузка домашнего задания;

г) привычка не выполнять домашние задания;

Чтобы приучить учащихся выполнять домашние задания можно использовать различные методы, но главное – проверка, которая может быть разной:

а) опрос с вызовом к доске;

б)просмотр тетрадей;

в) самостоятельная работа, которая содержит подобные задания;

г) оценка всех работ. Например, по теме «Исследование функций по графику» на дом задается каждому учащемуся индивидуальное задание: начертить график функции и исследовать его по плану. Это задание следует сделать на отдельном листе и сдать. Перед контрольной работой задаю на дом примерную контрольную работу. После контрольной работы, учащиеся получившие неудовлетворительные оценки, получают индивидуальные задания.

Сообщения учащихся на уроке.

Сообщения учащихся из истории и теории математики проводятся с целью привития навыков самостоятельной работы с учебником, словарем, энциклопедией, выработке умений и навыков последовательно излагать свои мысли, развития любознательности учащихся, их творческой активности, воспитания интереса к математике.

Каждое сообщение планируется на 5 – 7 минут. Требования к сообщению и выступлению учащихся следующие:

текст должен быть напечатан

содержания материала сообщения должно излагаться на память;

К сообщению должна быть подготовлена презентация;

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Такие уроки являются усилением практической направленности обучения. Они тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствуют прочному усвоению знаний. На практических учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных знаний и умений. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа выполняет свою работу.

Средством управления учебной деятельности учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая последовательно устанавливает действия учащихся. Можно предложить следующую структуру урока:

а) сообщение темы, цели, задач практикума;

б) актуализация опорных знаний и умений учащихся;

в) мотивация учебной деятельности учащихся;

Организация любых практических работ начинается с установления ее места в системе уроков по данной теме. Надо установить сроки: сразу или после изучения темы. Так, изучая тему «Тригонометрические функции и их графики» на этом же уроке провожу практическую работу на построение графика функции у = sin x и y = cos x, так как многие учащиеся с трудом понимают способ построения синусоиды и лучший вариант объяснения этого материала – обращение к практической работе. Для этого раздаю миллиметровую бумагу, и вместе начинаем строить графики функции у = sin x. Также, но уже самостоятельно учащиеся строят график функции. После построения учащиеся получают карточки с заданиями.

Чтобы провести практическую работу, готовлю учащихся: повторяем теоретический материал, знакомимся с оборудованием и планом. На уроке определяются основные цели, и выделяются главные умения и навыки, а также основные знания, которыми должен обладать учащийся, чтобы выполнить практическую работу. Перед выполнением работы, надо подумать, что учащиеся могут сделать самостоятельно, а что дать в готовом виде. Практические работы часто вызывают у учащихся затруднения. Они не могут применять полученные на уроке знания на практике, хотя нам кажется это очень легко: отыскал нужную формулу, посмотрел какие измерения нужно сделать, взял линейку, измерил, записал данные, подставил в формулу и получил результат. Чтобы учащиеся лучше овладели практическими навыками, подбираю различные примеры из жизни. Например, по теме «Объем цилиндра» рассказываю сказку. Работали в строительной бригаде два друга Знай и Незнай. Попросил их однажды бригадир определить сколько воды содержится в баке, чтобы добавить в него извести и развести раствор для побелки (вода : известка = 3 : 1). Большой цилиндрический бак был наполнен водой больше, чем наполовину. Первым к баку подошел Незнай и принялся вычерпывать воду и считать ведра.

- Постой,- прервал его Знай, - зачем напрасно тратить время и силы, да к тому же потом опять придется наливать воду в бак.

- А ты что предлагаешь? – спросил недоуменно Незнай. Знай тем временем, достал из кармана рулетку, приложил ее два раза к баку и сказал: «Вот и все: в баке 15 ведер» Незнай молча почесал затылок, забыв при этом закрыть рот. Далее идет обсуждение этой игровой ситуации и после этого учащиеся приступают к работе. Конечно, никто не хочет быть Незнаем и у всех все получается.

Если группа слабая, то практическую работу начинаем выполнять вместе. Конечно, этот метод лишает ребят самостоятельности, но он может быть полезен. Сразу же можно раздать другие модели и предложить выполнить то же самое задание, но уже самостоятельно по плану.

А вот карточка для урока – практикума по алгебре и началам анализа по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств:

Вычислите а) arcsin 0,7 + arctg 1,3 (2б)

б) arcsin (-0,5) + arcos (-1) (2б)

Решите уравнение а) cos 2x = 1 (2б)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Очень важно воспитывать у учащихся умение воспринимать звучащее слово, ведь будущему специалисту придется учиться, если не в вузе, то на курсах повышения квалификации, или воспринимать на слух указания начальника. Все это неминуемо связано со слушанием. Простейшим примером такого обучения является математический диктант. Проведение его способствует повышению общей грамотности учащихся, приучает к собранности, сосредоточенности. Обычно диктанты провожу в начале или в конце урока в двух вариантах. Никаких пауз между вопросами не надо делать, так как времени, когда читается вопрос другого варианта вполне достаточно для записи ответа. Верные ответы вывешиваются на доске, либо сообщаются устно. Учащиеся помечают верные ответы знаком «+», неверные знаком «-». Сообщаю, в каком случае надо поставить оценку «5», «4» или «3» и учащиеся сообщают, кто как выполнил работу. Проверка сданных решений позволяет сделать выводы о правильности поставленных оценок и посмотреть как учащиеся относятся к самим себе. Так, с помощью простой работы у учащихся вырабатывается способность оценивать себя.

ТЕСТЫ.

В настоящее время в учебном процессе все больше получает распространение новый прогрессивный способ контроля знаний учащихся – тестирование. Тест в современном понимании этого слова, связан в сознании с научно – обоснованной процедурой, позволяющей выявить реальные интересующие нас качества. Тест – это измерительный инструмент, который показывает учащимся, в какой степени ими усвоены различные разделы программы, дает возможность получить информацию об уровне подготовки.

Для проведения тестирования использую учебно-методические разработки. Также составляю тесты и сама. Например, по теме «Правила вычисления производной. Где каждому ответу соответствует буква. В конечном итоге учащиеся получают слово. Иногда учащиеся начинают составлять из букв слова, но все дело в том , что можно составить несколько слов. Какое же из них правильное? Объясняю, что слово = это проверка правильного решения. Если слово не получилось, то в решении есть ошибка.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные работы являются важным событием, как для учащихся, так и для преподавателя. Они являются подведением итогов работы. Учащиеся на контрольной работе проверяют свои знания, преподаватель подводит итог, как учащиеся поняли данную тему, какие испытывают трудности, на что обратить внимание. При составлении контрольных работ, тщательно продумываю, что надо проверить, какой уровень сложности дать. Все работы в разных вариантах Перед контрольной работой даю на дом подготовительный вариант, который с решением вывешиваю на стенде «Готовьтесь к контрольной работе». Учащиеся могут проверить правильность своего решения.

Презентации.

Презентации из истории математики, создаются учащимися с целью развития познавательного интереса, творческой активности, интеллекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преподаватель должен использовать малейшую возможность для побуждения учащихся к мыслительной деятельности. Самостоятельная работа является составной частью понятия «активизация учащихся» Она требует от учащихся более сильное напряжение мысли, чем при объяснении преподавателя. Этим объясняется тот факт, что теоретические знания, приобретенные самостоятельно, бывают более сознательно усвоенными и более прочными. В процессе самостоятельной работы развиваются такие качества как внимание, настойчивость, привычка к точности и аккуратности. Преодоление трудностей способствует подготовке деятельных и инициативных участников жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» icon«Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного...
Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия»
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconВеб-квест как одна из форм организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная учебная работа студентов – это род деятельности, который включает себя поиск источников познания, средства осуществления...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconРабота в малых группах как одна из форм организации познавательной...

Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconДипломная работа
Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» icon«Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconМоу «Виндрейская основная общеобразовательная школа»
В настоящее время большое внимание в школе уделяется активизации познавательной деятельности учащихся. Многие учителя используют...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconУроках математики в начальных классах
Увлеченный этой игрой ребенок становится собраннее, привыкает самостоятельно думать. Совершенствуются такие качества у детей, как...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconСамостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной...
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconКак средство активизации познавательной деятельности учащихся в контексте...
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К. Д. Ушинский писал, что...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение различных форм и приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса к предмету,...
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по оо «Познание»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск