Скачать 84.44 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА 1. Дата:__________ Класс:_________ К-во уч-ся:________ 2. Учитель: ________________________________ Предмет:____________ 3. Уровень предъявления ________________________ 4. Тема урока:__________________________ 5. Место данного урока (среда уроков изучаемой темы) 5. Форма проведения урока 6. Тип урока_______ 7. Триединая цель урока (ТЦУ): - дидактическая - воспитательная - развивающая 8. Как обеспечивается восприятие целей урока учащимися_____________ 9. Степень осознания целей учащимися________________________ 10.Оптимально ли сочетание образовательного, воспитательного и развивающего аспекта ТЦУ?_________________________________________ 11. Степень реализации триединой цели урока____________________ Ноtа bеnе: Цель - это модель результата. 12. Учебно-воспитательные задачи урока_________________________ 13. Образовательный стандарт 14. Используемые элементы образовательных технологий на уроке 15. Динамика урока: - взаимодействие "учитель-ученик": - взаимодействие "ученик-класс": - взаимодействие "ученик-ученик": - взаимодействие "учитель-класс": - взаимодействие "ученик-учебник": - другие формы взаимодействия - формы мотивации познавательной деятельности учащихся - приёмы работы с классом: в группах, индивидуальная, коллективная, иная форма: - формы работы: устные ответы, сообщения рефераты, диспуты, нечто иное: 16. Ориентация по уровням усвоения и предъявления знаний учащимися: - репродуктивный - функциональный - частично творческий - творческий -использование проблемных творческих заданий (каких) АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащегося на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный — отдельных элементов урока. Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения. 1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. 2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. 3. Организационное начало урока; • готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.; • подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.; • подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д. 4. организационная структура урока: • мобилизующее начало урока; • насыщенность урока и темп его проведения и т.д. 5. Анализ содержания учебного материала урока: • обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке; • соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету; • соотношение практического и теоретического материала; • связь с жизнью и практикой и т.д. 6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку: • цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели; • обоснование выбора методов обучения; • пути реализации дидактических принципов обучения; • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока. 7. Деятельность учителя: • научность и доступность изложения новых знаний; • использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки; • организация закрепления учебного материала; • организация самостоятельной работы учащихся; • проверка и оценка знаний и умений учащихся; • вопросы учителя и требования к ответам учащихся; • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; • задание на дом и проявление учителем внимание к нему; • пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся; • эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения; • контакт учителя с классом и т.д. 8. Деятельность учащихся: • подготовка рабочего места; • поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.; • интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся; • состояние их устной и письменной речи; • знание учащимися теории, умение применять полученные знания; • отношение учащихся к учителю; • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д. 9. Выводы: • выполнение плана урока; • достижение целей урока; • особенно интересное и поучительное на уроке; • что произвело на уроке наибольшее впечатление; • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему. • оценка урока; С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях уроков, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы урока. Приведем один из ее возможных вариантов: 1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? " 2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? 3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? 4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока? 5. на каком материале или этапе урока делается главный акцент? 6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7. Как отбирались для урока формы обучения? 8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? 9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся? 10.За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течении всего урока? 11.Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? 12.Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока? Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа — способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и проведения. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ Урок математики, являясь целостной развивающей системой, в свою очередь входит составным элементом в совокупность уроков по учебной теме и учебному предмету в целом. По этой причине в процессе разработки уроков математики можно выделить два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительный этап связан с подготовкой учителя к новому учебному году и построением системы уроков по изучаемой теме, а непосредственный - с разработкой очередного урока. На первом этапе изучаются и анализируются стандарт среднего математического образования, учебные планы, программы и учебники по математике для общеобразовательных учреждений, уточняется перечень необходимой учебно-методической литературы и учебного оборудования, конкретизируется календарный план, проводится логико-дидактический анализ учебных тем, продумывается система повторения изученного материала, выявляются пути реализации внутрипредметных и межпредметных связей, намечаются системы уроков по каждой теме. Соотнося получаемые результаты с возможностями обучающихся и состоянием их знаний и умений, учитель завершает предварительный этап планированием процесса обучения. При организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, среди которых выделяют годовое, тематическое, поурочное. Годовое планирование является наиболее общим видом, с опорой на него разрабатываются тематическое и поурочное. Структура урока. 1. Предъявление учебного материала. 2. 0бъясненне. 3. Практика. 4. Контроль усвоения. 5. Домашнее задание. 6. Повторение 7. Проверка домашнего задания. Обеспечение урока (план, папка, учебное пособие) - информация по теме (источники) - структуры речевые (вопросы, цитаты, ситуации, клише) - грамматика (повторение и новое) - лексика выражения (по теме) - ТСО (аудиотека, видеотека, компьютерные программы) Памятка самоанализа урока - знать психолого-педагогическую характеристику класса - тема урока - план урока - место урока в теме - соответствие программе - образовательная задача (ЗУН) - воспитательная задача - развивающая роль урока (через что реализуется) - мотивация учащихся - содержание урока - источники - соответствие уровню предъявления (углубленный) сложность, научность - форма урока - тип урока (подача учебного материала, комбинированный, репродуктивный, творческо-репродуктивный, контроль) - прогноз (результаты) - структура урока (оргмомент, речевая разминка, охват всех видов деятельности) - педагогические приёмы (снятие трудностей, похвала) - образовательные технологии - обеспечение (ТСО, дидактический материал)
дифференциация) - подведение итогов - оценки с комментарием (по ходу урока тоже) - домашнее задание с подготовительным этапом. |
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Урока. Продолжительность урока 40 минут Продолжительность урока в1классах – 35–мин, сентябрь–октябрь 3 урока, далее 4 урока | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | Конспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая... | ||
Конспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема... Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям | Урок. Тема урока Форма урока Место и роль урока в теме. Внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кой цели занятия место урока в системе занятий по целому разделу; связь урока с предыдущим: как она осуществлялась; структура урока:... | Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | ||
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | ||
Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | Урока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик ... | ||
Анализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:... Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Конспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях | ||
Структура урока основные звенья (этапы) современного урока Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая... | Конспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:... «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного... |