Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач»





Скачать 105.1 Kb.
НазваниеКонспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач»
Дата публикации24.09.2013
Размер105.1 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Математика > Конспект
Конспект урока. 9класс

Тема: « Разные методы решения логических задач».
Цель: Повторение и закрепление понятий и логических операций алгебры логики, умение решать логические задачи, используя математический аппарат алгебры логики.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, изучение нового материала.

Наглядные пособия:

  • плакат «Логические операции в Алгебре логики»;

  • карточки задания с логическими задачами;

  • задания на кодоскопе;

  • раздаточный материал «Тексты задач»,

«Алгоритмы решения логических задач».

Ход урока:

Повторение:

1) Запишите на языке алгебры логики выражение:

« Я приду домой и если успею сделать уроки, то пойду с друзьями на каток».

2) Даны два высказывания:

А= «Это утро ясное»

В = «Это утро тёплое»

Выразите следующие формулы на обычном языке:

А*В А+В ⌐А*(⌐В)

⌐А*В ⌐А+(⌐В ) А→ В

А*(⌐В) ⌐(А+В)

3)Постройте булево выражение по логической схеме:



4) Постройте таблицу истинности логическую схему

__

высказывания, которое описывается формулой F= (A+B)*C

5) Вычислить значение логической функции

f(x1 , x2 , x3 )=not x1(x2 or x3 and not x1 ) при заданных значениях
аргументов: х1 =0, х2 =1, х3=0.
Not x1= not 0=1

X3 and not x1 = 0 and 1= 0

X2 or 0 = 1 or 0 = 1

1 and 1 = 1
9) Изобразить с помощью кругов Эйлера-Венна функцию

(А*В)*(⌐С)



Объяснение нового материала.

Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие четыре способа решения задач:

  • средствами алгебры логики;

  • табличный;

  • с помощью кругов Эйлера-Венна;

  • с помощью рассуждений.

Познакомимся с ними поочерёдно.
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ.
Обычно используется следующий

алгоритм решения логических задач:


  1. внимательно изучить условие;

  2. выделить простые высказывания и обозначить их латинскими буквами;

  3. записать условие задачи на языке алгебры логики;

  4. составить конечную формулу, для этого объединить логическим умножением формулы каждого утверждения, приравнять произведение единице;

  5. упростить формулу, проанализировать полученный результат или составить таблицу истинности, найти по таблице значение переменных, для которых F=1, проанализировать результаты.


Виктор, Леонид, Роман и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они ответили так:

А) Сергей - первый, Роман - второй;

Б) Сергей – второй, Виктор – третий;

В) Леонид – второй, Виктор – четвёртый.

Известно, что в каждом только одно утверждение верно. Как распределились места?

1)Внимательно изучим условие.

2)Выделим и введём обозначения для простых высказываний:

С1 - Сергей первый Р2 –Роман второй

С2 – Сергей второй В3 – Виктор третий

Л2 – Леонид второй В4 – Виктор четвёртый

3)Запишем условие на языке алгебры логики:

С1*(⌐Р2)+(⌐С1)*Р2=1

С2*(⌐В3)+(⌐С2)*В3=1

Л2*(⌐В4)+(⌐Л2)*В4=1

Также неявно присутствует условия:

С1*С2=0

Р2*С2=0

⌐С1= С2+С3+С4

4)Составим конечную формулу, для этого объединим логическим умножением формулы каждого утверждения и приравняем произведение единице:

( С1*(⌐Р2)+(⌐С1)*Р2)* (С2*(⌐В3)+(⌐С2)*В3)*(Л2*(⌐В4)+(⌐Л2)*В4)=1

Упростим формулу:

(С1*(⌐Р2)*С2*(⌐В3)+С1*(⌐Р2)*(⌐С2)*В3+С1*Р2*С2*(⌐В3)+С1*Р2*(⌐С2)*В3)*
(Л2*(⌐В4)+(⌐Л2)*В4)= ( С1*Р4*В3+С4*Р2*В3)*(Л2*(⌐В4)+(⌐Л2)*В4)=
С1*Р4*В3*Л2*(⌐В4)+ С1*Р4*В3*(⌐Л2)*В4+ С4*Р2*В3*Л2*(⌐В4)+С4*Р2*В3*(⌐Л2)*В4=
С1*Р4*В3*Л2*(⌐В4)=1
С1*Р4*В3*Л2=1, логическое произведение равно 1 если все множители равны 1 .

Таким образом: Сергей – первый;

Леонид – второй;

Виктор - третий;

Роман – четвёртый.


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ТАБЛИЧНЫМ СПОСОБОМ.
При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.

Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

  2. парижанка не снимается в кино;

  3. та, кто живет в Риме, певица;

  4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

Составим таблицу и отразим в ней условия 1 и 4, заполнив клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание:

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Кино

0

 

 

Джуди

 

 

 

 

 

 

Айрис

 

 

 

 

0

 

Линда

 

0

 

Далее рассуждаем следующим образом. Так как Линда живет не в Риме, то, согласно условию 3, она не певица. В клетку, соответствующую строке "Линда" и столбцу "Пение", ставим 0.

Из таблицы сразу видно, что Линда киноактриса, а Джуди и Айрис не снимаются в кино.

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Кино

0

 

 

Джуди

 

 

0

 

 

 

Айрис

 

 

0

 

0

 

Линда

0

0

1

Согласно условию 2, парижанка не снимается в кино, следовательно, Линда живет не в Париже. Но она живет и не в Риме. Следовательно, Линда живет в Чикаго. Так как Линда и Джуди живут не в Париже, там живет Айрис. Джуди живет в Риме и, согласно условию 3, является певицей. А так как Линда киноактриса, то Айрис балерина.

В результате постепенного заполнения получаем следующую таблицу:

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Кино

0

0

1

Джуди

1

0

0

1

0

0

Айрис

0

1

0

0

0

1

Линда

0

0

1

Ответ. Айрис балерина. Она живет в Париже.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА.

В классе 36 человек. Учащиеся посещают математический, физический и химический кружки, причём математический кружок посещают 18 человек, физический – 14 человек, химический – 10 человек. Кроме того, известно, что все три кружка посещают 2 человека, математический и физический- 8 человек, математический и химический – 5, химический и физический -3.

Сколько учеников класса не посещают кружков?

Для решения такого рода задач очень удобным и наглядным является использование кругов Эйлера, названных так в честь знаменитого математика Леонарда Эйлера.

На рисунке большой круг изображает множество всех учеников класса. Внутри этого круга расположены три пересекающихся круга меньшего диаметра: эти круги изображают соответственно множества членов математического, физического и химического кружков. Для ясности эти круги обозначены буквами М, Х, Ф.

Общей части всех трёх кругов соответствует множество ребят, посещающих все три кружка, поэтому она обозначена МФХ.



Таким образом, 8 человек не посещают ни одного кружка.
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ МЕТОДОМ РАССУЖДЕНИЯ.

Этим способом обычно решают несложные логические задачи.

Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Решение. Имеется три утверждения:

  1. Вадим изучает китайский;

  2. Сергей не изучает китайский;

  3. Михаил не изучает арабский.

Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно.

Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.

Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.

Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский, Вадим — арабский.
Закрепление материала: Решение логических задач по карточкам.

Выставление оценок.

Подведение итогов.

Домашнее задание: в рабочей тетради №43,45,49,55.

Раздаточный материал:
1 Тексты задач.
1. Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они ответили так:

А) Сергей - первый, а Роман - второй;

Б) Сергей – второй, а Виктор – третий;

В) Леонид – второй, а Виктор – четвёртый.

Известно, что в каждом ответе только одно утверждение верно. Как распределились места?


2. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

Парижанка не снимается в кино;

Та, кто живет в Риме, певица;

Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

3. В классе 36 человек. Учащиеся посещают математический, физический и химический кружки, причём математический кружок посещают 18 человек, физический – 14 человек, химический – 10 человек. Кроме того, известно, что все три кружка посещают 2 человека, математический и физический- 8 человек, математический и химический – 5, химический и физический -3.

Сколько учеников класса не посещают кружков?

4. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

2 Алгоритмы.

Построение таблиц истинности по булеву выражению:

1) определить число переменных;

2) определить число строк в таблице истинности;

3) записать все возможные значения переменных;

4) определить количество логических операций и их порядка;

5) записать логически операции в таблицу истинности и определить для каждой значение;

6) подчеркнуть значение переменных, для которых F=1.
Построение логических схем по булеву выражению:

  1. определить число переменных;

  2. определить количество логических операций и их порядок;

  3. построить для каждой логической операции свою схему ( если это возможно);

  4. объединить в логическую схему в порядке выполнения логических операций.


Получение булева выражения по таблице истинности:

  1. выбрать значения переменных, для которых значение функции равно 1;

  2. записать логическое умножение всех переменных для каждой строки, где F=1 (если значение переменной равно 0, то берётся её отрицание);

  3. логически сложить полученные выражения;

  4. упростить полученное выражение.


Алгоритм решения логических задач:

1) внимательно изучить условие;

2)выделить простые высказывания и обозначить их латинскими буквами;

3)записать условие задачи на языке алгебры логики;

4)составить конечную формулу, для этого объединить логическим умножением формулы каждого утверждения, приравнять произведение единице;

5)упростить формулу, проанализировать полученный результат или составить таблицу истинности, найти по таблице значение переменных, для которых F=1, проанализировать результаты.
Результативность: В ходе урока учащиеся повторили основные понятия и операции алгебры логики, научились решать логические задачи, используя математический аппарат алгебры логики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconУрока: повторить материал по теме «Решение логических задач»
Цель урока: продолжить знакомство с основными способами решения логических задач
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКонспект урока решение задач по теме «Сила Ампера» (Тема урока) фио...
Цель урока: формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconДанного реферата «Основы логики и решение логических задач». Выбор...
При решении различных олимпиадных задач, даже в 5-6 классе, можно часто встретиться с логическими задачами. Существует много способов...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconПлан-конспект урока информатики 13. 01. 10 Урок проводился на протяжении...
Цель урока: отработка навыков решения тестовых заданий части а и задач повышенной сложности части в при подготовке к егэ (демо-2009...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconДиплом «Исследование и сравнение способов решения логических задач»
Если обнаруживается несоответствие теоретических данных фактам, гипотеза отвергается и заменяется новой, после чего проверятся так...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКонспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история...
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКонспект урока по дисциплине: «Психология человека» Тема: «Воображение»
Цель урока: Обеспечить усвоение темы «Воображение» на уровне решения практических задач
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconТема урока: «Составление линейных программ для решения задач на применение...
Повторить и обобщить знания о свойствах, типах, способах построения алгоритмов, этапах решения задач, о работе операторов input,...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconБ. 3 Методы решения научно-технических задач в строительстве
Магистерская программа «Методы решения научно-технических задач в строительстве» предусматривает следующие виды деятельности: инновационную,...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКалендарно-тематическое планирование по элективному курсу «методы решения физических задач»
Вступительный экзамен по физике в вуз проводится в письменной форме и состоит в решении достаточно большого количества задач различной...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКонспект урока по физике в 9 классе тема «Звук». Цели урока
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconТема: Старые методы для решения новых систем уравнений Тип урока
Изучить методы решения систем уравнений, одно из которых является уравнение i-ой степени, а другое ii-ой степени
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconУрок № Тема: Введение в комбинаторику. Танграм. Методы решения комбинаторных задач
Цель занятия: Познакомить учащихся со структурой курса. Требования к учащимся. Дать понятие комбинаторных задач. Научить строить...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКонспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий...
Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Конспект урока. 9класс Тема : «Разные методы решения логических задач» iconКонспект урока Тема: Алгебра логики. Решение задач с элементами алгебры логики
Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск