Скачать 293.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. ГОУ СПО «САТКИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИИ ПРАКТИКИ ПО БЛОКУ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА» г .САТКА. Методическое пособие для педагогических колледжей. Составитель Нефедова Л.А. Авторы. Боярчук Е.В., Нефёдова Л.А., Тимакова М.Н., Шаманаева Ю.А. В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов занятий и других видов деятельности, анализу мероприятий, приведены образцы написания конспектов занятий. Пособие адресовано руководителям практики и студентам. Сатка., 2007год. Введение . Настоящее пособие адресовано студентам средних учебных заведений для организации самостоятельной работы на пробной практике по блоку «Познавательное развитие». Основное содержание данного пособия составляют программа работы по данному блоку , организация работы и методические рекомендации по организации работы студентов по экологическому, речевому, математическому, ознакомлению с окружающим миром. Программа блока «Познавательное развитие дошкольников». Цель : формировать у студентов систему профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых воспитателю для решения задач познавательного развития ребенка. Задачи:
Требование к умениям и навыкам:
Содержание работы. Особенности работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах на занятиях и в повседневной жизни. Условия созданные в дошкольном учреждении для экологического воспитания: «уголок природы»,микроэкосистемы (уголок леса,поля ,луга, сада, экологическая тропа), экологическая комната ( ее обитатели и оборудование). Формы работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений: занятия, дидактическая игра, математическое развлечение, индивидуальная работа. Обследование уровня развития математических представлений дошкольников. Система планирования работы по формированию элементарных математических представлений: планирование индивидуальной работы с детьми, закрепление математических знаний в различных видах деятельности, планирование занятий по математике, математических развлечений. Создание условий для речевого развития дошкольника : культурно-речевая и предметно-развивающая среда (речь окружающих взрослых ,«уголок книги»,наличие наглядных пособий дидактических игр, подборка картинок по разных темам, наличие разных видов театра итд), организация общения со взрослыми и сверстниками, соблюдение принципов деятельного подхода в развитии речи – решение задач развития речи через разные виды деятельности в течении дня, организация занятий; использование художественной литературы. Примерные виды работ. 1. Наблюдение и анализ содержания и организации природоохранительной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста в уголке природы в утренний отрезок времени. 2.Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ , созданной для экологического воспитания , математического и речевого развития дошкольников. 3. Наблюдение и анализ занятий по экологическому воспитанию по одному из разделов: «Человек и окружающая природа», «Животное- живое существо», «Растение- живое существо», «Мы не одни живем на земле»; математическому развитию, развитию речи в разных возрастных группах. 4.Наблюдение и анализ различных форм работы в течение первой половины дня по развитию элементарных математических представлений дошкольников. 5.Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по развитию речи детей в утренний отрезок времени и на специально организованных занятиях ; реализация принципов : деятельного подхода в развитии речи , связи работы по развитию речи с ознакомлением с окружающим миром, учет возрастных и индивидуальных особенностей в подборе и использовании содержания материала, приемов и наглядных средств. 6.Самостоятельное проведение студентами индивидуальной или подгрупповой работы с детьми в повседневной жизни по развитию речи, элементарных математических представлений, формированию природоохранительных знаний и умений в форме дидактических игр, упражнений, использования трудовых процессов и.т.д на выбор студента. 7.Самостоятельное проведение с детьми занятий по экологическому воспитанию, развития математических представлений, развитию речи. 8.Обследование уровня математических представлений у детей, имеющих склонность к математике. 9.Работа с документацией воспитателя по планированию познавательной деятельности детей. Составление индивидуальной программы для детей , имеющих склонность в математике и имеющих отклонения в речевом развитии. Организация работы студентов на практике. Содержание практики заключается в проведении психолого-педагогической диагностики и освоении студентами всех форм познавательной деятельности и развития речи дошкольников, выполнению функциональных обязанностей воспитателя. Особое значение для студентов имеет выполнение экспериментальной части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план воспитательно-образовательной работы. В первые дни практики необходимо понаблюдать за детьми, побеседовать с воспитателем, с целью отобрать группу детей для эксперимента и составить на них характеристику. В следующие посещения, в дни практики , в дни наблюдений за работай своего напарника студента, необходимо спланировать и провести констатирующий эксперимент. Студенты работают на группах дошкольного возраста по два человека. Занятия рекомендуется проводить по подгруппам. В данном блоке практики выделяется 4 вида работ . 1 этап- Экологическое воспитание дошкольников. 2 этап- Речевое развитие дошкольников. 3 этап- Математическое развитие дошкольников. 4 этап- Социальное развитие дошкольника. Рекомендации студентам, воспитателям ДОУ, руководителям практики по познавательному развитию дошкольников . ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ И РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. В разнообразных учебно-методических пособиях для воспитателей дошкольных учреждений представлены конспекты занятий. В них раскрывается система работы по развитию представлений у дошкольников, отражаются авторская позиция и определенные подходы к решению проблемы развития ребенка. Одни из них строятся на традиционной методической основе, другие в большей мере насыщены современными дидактическими идеями. Воспитатель детского сада, пользуясь готовыми конспектами занятий, имеет возможность выбора, в процессе которого полезно руководствоваться следующими критериями: 1) наличие прочного научно-теоретического фундамента, лежащего в основе методической разработки; 2) соответствие современным научным концепциям развития и технологиям обучения ребенка; 3) соответствие дидактической системе: цели, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду; 4) отражение передового педагогического опыта, лучших достижений массовой практики; 5) простота, практичность, конкретность. В конспектах обычно последовательно раскрываются основные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи развития ребенка. Содержание конспектов составляют: игровые, учебно-игровые, учебно-познавательные, познавательно-игровые ситуации; разнообразные упражнения и дидактические игры. Наличие конспектов не означает прямого следования готовому материалу; они оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы детей и т.д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся. Самостоятельное составление конспекта занятия или игры требует от педагога специальных профессиональных умений и навыков: 1) отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные (трудовые, речевые) задачи в соответствии с возрастом и уровнем экологического развития; 2) определить дозировку и сочетание разных задач; 3) подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач; 4) выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное занятие.); выбрать организацию детей (сидя или стоя за столами кругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое собственное место и все возможные перемещения в процессе занятия; 5) определить дидактические средства: их размещение, последовательность использования; 6) продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность; 7) продумать начало занятия, его ход и окончание; 8) сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия; 9) предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность; 10) продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников; 11) предусмотреть индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др. Конспекты занятий бывают двух видов: 1) полный, развернутый; 2) краткий, свернутый, так называемый план-конспект. Примерная схема составления полного конспекта занятия в детском саду А. Название занятия. Б. Цель занятия (перечисляются в определенной педагогом последовательности, четко сформулированные образовательные, развивающие, воспитательные (речевые, трудовые задачи). В. Оборудование (наглядный материал, учебные пособия). Г. Ход занятия: начало, основные части (или часть), окончание. |
Открытые занятия В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов... | Конспект занятия по развитию речи В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов... | ||
Васькова Наталья Юрьевна (1 квалификационная категория) «в гости к нам весна пришла» В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов... | Педагогическая практика Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие... | ||
II. Организация профессиональной практики Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | Учебное пособие по дисциплине «правоохранительные органы» Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011.... | ||
Положение об организации практики студентов Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | Методическое пособие для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | ||
Методические рекомендации по организации, проведению и содержанию... Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011.... | Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности... Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | ||
Н. В. Зарытовская, Ю. А. Филимонов Учебно-методическое пособие для руководителей производственной практики академических и академически-производственных комплексов | Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета | ||
Информационные технологии в музее (методическое пособие) Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений | Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах... Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие» | ||
Учебно-методическое пособие для студентов биологических и экологических специальностей Балашов П49 Полевые практики по биологии и экологии : учеб методич пособие для студентов фак-та экологии и биологии / М. А. Занина, С. В.... | Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный... |