Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника»





Скачать 293.7 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника»
страница1/4
Дата публикации02.10.2013
Размер293.7 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Математика > Методическое пособие
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

ГОУ СПО «САТКИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИИ ПРАКТИКИ

ПО БЛОКУ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА»

г .САТКА.

Методическое пособие для педагогических колледжей.

Составитель Нефедова Л.А.

Авторы. Боярчук Е.В., Нефёдова Л.А., Тимакова М.Н., Шаманаева Ю.А.
В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов занятий и других видов деятельности, анализу мероприятий, приведены образцы написания конспектов занятий. Пособие адресовано руководителям практики и студентам.
Сатка., 2007год.


Введение .

Настоящее пособие адресовано студентам средних учебных заведений для организации самостоятельной работы на пробной практике по блоку «Познавательное развитие».

Основное содержание данного пособия составляют программа работы по данному блоку , организация работы и методические рекомендации по организации работы студентов по экологическому, речевому, математическому, ознакомлению с окружающим миром.
Программа блока «Познавательное развитие дошкольников».
Цель : формировать у студентов систему профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых воспитателю для решения задач познавательного развития ребенка.
Задачи:

  • формировать у студентов систему профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для реализации задач экологического воспитания дошкольника, речевого развития, формированию математических способностей дошкольников;

  • совершенствовать экологическую культуру будущих воспитателей,

  • формировать у студентов установку на индивидуальный стиль педагогической деятельности,

  • стимулировать у студентов потребность в самосовершенствовании;

  • овладение средствами элементарной диагностики: изучить некоторые особенности речевого развития детей, математического развития дошкольников.

  • развивать у студентов способность выбирать педагогические технологии, адекватные задачам познавательного развития дошкольников;

  • овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающим установление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Требование к умениям и навыкам:


  • уметь наблюдать и анализировать педагогический процесс , направленный на познавательное развитие дошкольника;

  • уметь устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;

  • уметь организовывать деятельность в группах детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию , по развитию речи и математических представлений у детей в повседневной жизни;

  • уметь самостоятельно проводить занятия по экологическому воспитанию детей, развитию речи и развитию элементарных математических представлений;

  • проявлять умения и навыки изготовления наглядно - предметного оборудования для организации познавательной деятельности детей,

  • владеть элементарными средствами диагностики речевого и математического развития детей.



Содержание работы.

Особенности работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах на занятиях и в повседневной жизни. Условия созданные в дошкольном учреждении для экологического воспитания: «уголок природы»,микроэкосистемы (уголок леса,поля ,луга, сада, экологическая тропа), экологическая комната ( ее обитатели и оборудование).

Формы работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений: занятия, дидактическая игра, математическое развлечение, индивидуальная работа. Обследование уровня развития математических представлений дошкольников. Система планирования работы по формированию элементарных математических представлений: планирование индивидуальной работы с детьми, закрепление математических знаний в различных видах деятельности, планирование занятий по математике, математических развлечений.

Создание условий для речевого развития дошкольника : культурно-речевая и предметно-развивающая среда (речь окружающих взрослых ,«уголок книги»,наличие наглядных пособий дидактических игр, подборка картинок по разных темам, наличие разных видов театра итд), организация общения со взрослыми и сверстниками, соблюдение принципов деятельного подхода в развитии речи – решение задач развития речи через разные виды деятельности в течении дня, организация занятий; использование художественной литературы.
Примерные виды работ.

1. Наблюдение и анализ содержания и организации природоохранительной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста в уголке природы в утренний отрезок времени.

2.Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ , созданной для экологического воспитания , математического и речевого развития дошкольников.

3. Наблюдение и анализ занятий по экологическому воспитанию по одному из разделов: «Человек и окружающая природа», «Животное- живое существо», «Растение- живое существо», «Мы не одни живем на земле»; математическому развитию, развитию речи в разных возрастных группах.

4.Наблюдение и анализ различных форм работы в течение первой половины дня по развитию элементарных математических представлений дошкольников.

5.Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по развитию речи детей в утренний отрезок времени и на специально организованных занятиях ; реализация принципов : деятельного подхода в развитии речи , связи работы по развитию речи с ознакомлением с окружающим миром, учет возрастных и индивидуальных особенностей в подборе и использовании содержания материала, приемов и наглядных средств.

6.Самостоятельное проведение студентами индивидуальной или подгрупповой работы с детьми в повседневной жизни по развитию речи, элементарных математических представлений, формированию природоохранительных знаний и умений в форме дидактических игр, упражнений, использования трудовых процессов и.т.д на выбор студента.

7.Самостоятельное проведение с детьми занятий по экологическому воспитанию, развития математических представлений, развитию речи.

8.Обследование уровня математических представлений у детей, имеющих склонность к математике.

9.Работа с документацией воспитателя по планированию познавательной деятельности детей. Составление индивидуальной программы для детей , имеющих склонность в математике и имеющих отклонения в речевом развитии.
Организация работы студентов на практике.

Содержание практики заключается в проведении психолого-педагогической диагностики и освоении студентами всех форм познавательной деятельности и развития речи дошкольников, выполнению функциональных обязанностей воспитателя.
Особое значение для студентов имеет выполнение экспериментальной части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план воспитательно-образовательной работы.

В первые дни практики необходимо понаблюдать за детьми, побеседовать с воспитателем, с целью отобрать группу детей для эксперимента и составить на них характеристику.

В следующие посещения, в дни практики , в дни наблюдений за работай своего напарника студента, необходимо спланировать и провести констатирующий эксперимент. Студенты работают на группах дошкольного возраста по два человека. Занятия рекомендуется проводить по подгруппам.

В данном блоке практики выделяется 4 вида работ .

1 этап- Экологическое воспитание дошкольников.

2 этап- Речевое развитие дошкольников.

3 этап- Математическое развитие дошкольников.

4 этап- Социальное развитие дошкольника.


Рекомендации студентам, воспитателям ДОУ, руководителям практики по познавательному развитию дошкольников .
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ И РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
В разнообразных учебно-методических пособиях для вос­питателей дошкольных учреждений представлены конспекты занятий. В них раскрывается система работы по развитию представлений у дошкольников, отражаются авторская позиция и определенные подходы к решению про­блемы развития ребенка. Одни из них стро­ятся на традиционной методической основе, другие в боль­шей мере насыщены современными дидактическими идеями. Воспитатель детского сада, пользуясь готовыми конспектами занятий, имеет возможность выбора, в процессе которого по­лезно руководствоваться следующими критериями:

1) наличие прочного научно-теоретического фундамента, лежащего в основе методической разработки;

2) соответствие современным научным концепциям развития и технологиям обучения ребенка;

3) соответствие дидактической системе: цели, задачам, со­держанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;

4) отражение передового педагогического опыта, лучших достижений массовой практики;

5) простота, практичность, конкретность.

В конспектах обычно последовательно раскрываются основ­ные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи развития ребенка. Содержание кон­спектов составляют: игровые, учебно-игровые, учебно-познава­тельные, познавательно-игровые ситуации; разнообразные уп­ражнения и дидактические игры.

Наличие конспектов не означает прямого следования го­товому материалу; они оставляют возможность для творче­ства в использовании разнообразных методов и приемов, ди­дактических средств, форм организации работы детей и т.д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные вари­анты из нескольких, создавать новое по аналогии с имею­щимся.

Самостоятельное составление конспекта занятия или игры требует от педагога специальных профессиональных умений и навыков:

1) отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные (трудовые, речевые) задачи в соответствии с возрастом и уровнем экологического развития;

2) определить дозировку и сочетание разных задач;

3) подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;

4) выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное занятие.); выбрать организацию детей (сидя или стоя за столами кругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое собственное место и все возможные перемещения в процессе занятия;

5) определить дидактические средства: их размещение, последовательность использования;

6) продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность;

7) продумать начало занятия, его ход и окончание;

8) сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия;

9) предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;

10) продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников;

11) предусмотреть индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др. Конспекты занятий бывают двух видов:

1) полный, развернутый;

2) краткий, свернутый, так называемый план-конспект.

Примерная схема составления полного конспекта занятия в детском саду

А. Название занятия.

Б. Цель занятия (перечисляются в определенной педагогом последовательности, четко сформулированные образовательные, развивающие, воспитательные (речевые, трудовые задачи).

В. Оборудование (наглядный материал, учебные посо­бия).

Г. Ход занятия: начало, основные части (или часть), окончание.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconОткрытые занятия
В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconКонспект занятия по развитию речи
В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconВаськова Наталья Юрьевна (1 квалификационная категория) «в гости к нам весна пришла»
В методических рекомендациях раскрывается содержание блока «Познавательное развитие», даны рекомендации по составлению конспектов...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconПедагогическая практика
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconII. Организация профессиональной практики
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconУчебное пособие по дисциплине «правоохранительные органы»
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconПоложение об организации практики студентов
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодические рекомендации по организации, проведению и содержанию...
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconН. В. Зарытовская, Ю. А. Филимонов
Учебно-методическое пособие для руководителей производственной практики академических и академически-производственных комплексов
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconИнформационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах...
Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие»
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconУчебно-методическое пособие для студентов биологических и экологических специальностей Балашов
П49 Полевые практики по биологии и экологии : учеб методич пособие для студентов фак-та экологии и биологии / М. А. Занина, С. В....
Методическое пособие по организациии практики по блоку «познавательное развитие дошкольника» iconМетодическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100
Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск