Скачать 50.53 Kb.
|
Забенкова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 58» Оригами как средство развития пространственных представлений младших школьников Геометрия как наука изучает пространственные отношения и формы их обобщения. Курс геометрии характеризуется сочетанием высокого уровня абстрактности и геометрической наглядности. Опыт учителей математики показывает, что существует только небольшой процент учащихся, которые могут решать геометрические задачи на абстрактном уровне. Тестирование последних лет показывает, что при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ, а выпускники школ на ЕГЭ по математике либо решают только планиметрические задачи, либо не выполняют геометрические задания вообще [4]. Основной причиной существующего положения является недостаточно развитое пространственное мышление и небольшой опыт геометрической деятельности учащихся. Проблема формирования пространственного мышления школьников не нова для методики обучения математике, а об актуальности её говорится и пишется уже не одно столетие. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времен Ф. Клейна (1849-1925 гг.) мало что изменилось в решении этой проблемы. Исследования, проведённые И.С. Якиманской в 1954-1955-х гг. и в 1974-1975-е гг., тестирование Каплуновича И.Я. в 1994-1995-х учебных годах не обнаружили значимых изменений в развитии пространственного мышления у нынешних школьников и учащихся, обучавшихся двадцать и сорок лет назад в соответствующих классах средних школ [4]. По-прежнему учащиеся испытывают трудности в оперировании пространственными образами при решении задач данного типа. При всей значимости пространственного мышления в различных областях человеческой деятельности его развитие в рамках общеобразовательной школы осуществляется явно недостаточно. Для решения этих проблем необходимо в начальной школе большое внимание уделять развитию пространственных представлений и моделированию реальных геометрических объектов. По данным психологов, у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление. Чтобы сформировать у них пространственное понятие, необходима практическая деятельность. Оригами позволяет преодолеть эти трудности и помогает «войти в пространство». Раннее развитие пространственного мышления методом оригами способствует преодолению трудностей при изучении геометрии. «Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своём роде уникально: ни один предмет первоклассники так не готовы воспринимать как практическую геометрию. В то же время ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к благоприятному моменту), как геометрию», - отмечал И.Ф. Шарыгин в 1990-е г. [6]. Для развития пространственных представлений необходимо сформировать умение анализировать образ геометрической конфигурации, сопоставлять различные его изображения, передавать в образе форму и размеры, а также способствовать развитию устойчивости пространственных представлений. В своей педагогической практике стараюсь оптимально сочетать мыслительную и ручную работу для связи плоскостных и пространственных форм, использую чудо превращения листа бумаги в фигурки животных, птиц, цветов для введения многих геометрических понятий. Для решения поставленных задач разработана программа кружка «Бумажный кораблик». Кроме занятий кружка, оригами использую на уроках математики и трудового обучения. За четыре года обучения дети проходят три этапа. На первом этапе учащиеся в процессе складывания простейших фигурок знакомятся с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник), понятиями (точка, прямая, отрезок, угол, диагональ, вертикальная линия, горизонтальная линия), их свойствами и учатся основам техники оригами. На этом этапе в игровой форме дети делают плоские фигурки. Это создает предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления. Наглядно и просто с помощью сгибов выполняются геометрические построения: «Сделайте произвольный сгиб, разверните листок и вы увидите прямую линию. Пересечение двух таких линий дает точку». Абстрактное понятие «биссектриса» для ребенка становится понятным после выполнения нескольких сгибов, в дальнейшем он пользуется им постоянно для конструирования других моделей оригами. На этом этапе ребенок учится складывать фигурки по образцу. На втором этапе особое место уделяется работе по схемам складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. Неправильное их прочтение не позволит достичь результата. Эта первоначальная работа по схемам направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которая связана с развитием пространственного мышления. Любая схема оригами дает ребенку опыт работы с геометрическим чертежом. Набор знакомых алгоритмов позволяет изобрести новое изделие. На третьем этапе ведется целенаправленная работа по развитию пространственных представлений. Этому способствуют задания на отгадывание этапов складывания при «разворачивании» готовой модели в отсутствии схемы (эта идея используется на олимпиадах). Большое значение имеет изготовление объемных конструкций, в которых прослеживается определенная закономерность расположения модулей (по схеме и без нее). Сюда входит конструирование кубов, додекаэдра, икосаэдра, тетраэдра и т.д. Это способствует успешному усвоению стереометрии в старших классах. Ребенку интересен результат своей работы, ведь оригами похоже на фокус. Появляется потребность быть исследователем: «А как это сделано?» Часто ученик сталкивается во время складывания с проблемами. Ему необходимо вспомнить, как он действовал, пока не возникла трудность. Затем, отыскав ошибку, преодолеть затруднение и спрогнозировать будущую деятельность. Таким образом, при складывании ребенок проходит 2 этапа: рефлексию и продуктивную деятельность. Критерием результативности педагогического опыта служит качество знаний учащихся по математике (геометрии), показателем являются оценки учащихся. Для сравнения были взяты два класса (по 29 человек в каждом). В одном (экспериментальном) классе было введено преподавание оригами с 1-го класса (продолжалось до 6-го класса), а в другом (контрольном) дети не занимались оригами. Диагностика проводилась с 1-й по 11-й класс. В экспериментальном классе наблюдается повышение качества знаний в 7-м классе до 93% (начало изучения геометрии). В контрольном классе наблюдается снижение качества знаний в 7-м классе. Степень обученности учащихся по геометрии в 11-м классе (экспериментальном) 77 %, в 11-м классе (контрольном) 53%. Эффективность раннего развития пространственного мышления через оригами для успешного усвоения геометрии подтвердилась. Литература
|
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников | Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Исследование усвоения геометрического материала и развития пространственных... Приложение. Исследование усвоения геометрического материала и развития пространственных представлений у учащихся школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | 6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П.... Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной... | ||
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | Использование современных образовательных технологий в процессе обучения... ... | ||
Г. Шадринск Канунников Р. И Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также... | Ведение дневника читательских удивлений как средство повышения интереса... | ||
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» В результате социально-политических и экономических преобразований в обществе, иностранный язык стал осознаваться как средство общения,... | Программа элективного курса по немецкому языку Деловой немецкий Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, важное средство... |