Скачать 192.59 Kb.
|
ВЕЧЕР «МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС» (для учащихся 8 классов) Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику-мыслящий». Программа вечера: 1. Вступительное слово учителя «Математика вокруг нас». (Выступает учитель.) 2. Игра «Юный математик» 1) Домашнее задание ( Выступления учащихся с рефератами по темам: Математика и экономика. Математика в сельском хозяйстве. Задачи с природоохранным содержанием. Математика и оборона страны. Задачи оптимизации производства и др. Математика и биология. Математика и медицина. И др. 2) «Разминка». 3) «Сбалансированный набор». 4) «Ты мне, я тебе…» 5) «Домашнее лото». 6) «Гонка за лидером». 3. Подведение итогов. Награждение победителей. Оформление зала: • Высказывания учёных о математике.
Ход вечера 1. Вступительное слово «Математика вокруг нас». А для чего, ребята, мы сегодня собрались? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математика» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума». Я хочу, чтобы вы убедились, что математика - чудесная, не сухая наука и что заниматься ею очень увлекательно. Итак, мы начинаем . Ребята, в жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет строить геометрические фигуры. С этими фигурами мы часто встречаемся в окружающей жизни. Кто-то из вас, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах учёных математиков. Однако это не так. Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната. Все её стены, пол и потолок являются прямоугольниками, а сама комната - параллелепипед. Посмотрите на паркетный пол. Плитки паркета - квадраты, прямоугольники или правильные шестиугольники. Мебель в комнате - тоже комбинация геометрических тел. Стол -плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах - тумбочках, в которых есть ящики. Лампа с абажуром в форме усечённого конуса или в форме полусферы и т.д.. Ведро либо цилиндрической формы, либо - усечённый конус, либо - клнус. Гранёный стакан, он имеет форму многогранной усечённой пирамиды. Воронка состоит из конуса и цилиндра. Нальём в стакан воду, поверхность воды имеет форму круга. Наклоним стакан, чтобы вода не вылилась. Тогда край водной поверхности станет эллипсом. Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом - призма, а его стены - плоскости. Колонны у дома - это цилиндры. В Москве - Кремль. Прекрасны его башни и стены! Сколько геометрических фигур положено в их основу! По улице движутся автомобили. Их колёса - круги. Сядем в поезд. Станция далеко позади. Но и здесь геометрия не покидает нас. Вдоль дороги на столбах натянуты провода - это прямые линии, а столбы - это перпендикуляры к земле. Вот линия высоковольтной передачи, провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой же они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается. Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи на большие расстояния занимается математика. Очень часто мы встречаемся с шаровой поверхностью: шариковые подшипники, резервуары для хранения газа, - их делают шаровой или цилиндрической формы, так как при этом расходуется меньше металла. Мы живём на земном шаре, хотя в действительности форма земли не шар, а более сложное тело - «эллипсоид вращения». У полюсов оно сплюснутое, отношение малой оси к большой составляет 299/300. Это не много, но эту величину приходится учитывать при составлении географических карт. Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Н. Е. Жуковский (отец русской авиации) и С. А. Чаплыгин (один из основоположников аэродинамики) исследовали полёт птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы крыла самолёта и условий его полёта. Мы идём в магазин. Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость. Мы едем в путешествие и решаем для себя задачу с данными: скорость, время, расстояние. Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время. Инженер или техник на производстве решает задачи на «Сопротивления материалов». Например:
Благодаря математике появились вычислительные счетные машины (компьютеры). Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы. Чтобы производить такие машины или пользоваться ими, нужно изучать высшую математику, а для её изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной математики. Учить математику надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые. Нельзя оставлять неразобранной ни одной задачи и примера. Если не разобрался сам, спроси товарища или учителя. Знай, что если сегодня ты не понял немножко, то завтра не поймёшь многое.
Учитель: Дорогие гости и участники игры! Мы начинаем игру для того чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой. В игре участвуют две команды из учеников восьмого класса. Игра состоит из пяти геймов и начинается с представления команд. ( Название, девиз, представление капитана). Например: Команда «Радиус» (радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые) и команда «Фигура» (физкультурные, инициативные, грамотные, умелые, развеселые, азартные). 1 гейм «Домашнее задание» Выступления учащихся с рефератами по несколько человек от каждой команды занимают по времени 4-5 минут на каждый. Тексты готовят сами учащиеся (можно использовать материалы журналов «Математика в школе», «Квант», «Наука и жизнь», книги, Интернет). Учитель является ведущим на вечере. Он объявляет и организует все этапы программы. Специальное жюри, куда могут входить учителя, учащиеся, актив школы, ведет подсчёт баллов, проверяет правильность ответов и решений, выделяет победителей, подписывает им тут же книги и грамоты (вручает их учитель). 2 гейм «Разминка…». Каждой команде предлагается по «чертовой» дюжине вопросов, на которые надо быстро ответить. Если команды не могут дать ответ, то они говорят «дальше. дальше...». Каждый правильный ответ оценивается в одно очко. Начинает команда, которая первой решит следующую задачу: «Три ученика 8 класса -Тройкин, Четверкин и Пятеркин - написали контрольную работу по математике и получили различные оценки: «3»,«4» и «5». Счастливчик, получивший оценку «5» сказал Тройкину: «Любопытно, что ни у кого оценка не соответствует его фамилии».Назовите, какую оценку получил каждый ученик.» Вопросы первой команде:
Вопросы второй команде:
3 гейм. «Сбалансированный набор» 1) Используя таблицы, команды составляют задачи. В конце члены жюри зачитывают их, оценивают и присуждают баллы. Задача . Составить меню для семьи из трёх человек (мать - служащая, отец - токарь на заводе, сын - ученик 8 класса) на один день, то есть завтрак, обед и ужин. Цены на продукты взять из собственного опыта. Составить калькуляцию (смету) и определить, сколько надо этой семье тратить денег на питание в месяц. Таблица 1 Норма продуктов питания на одного человека в 1 день
Люди умственного труда тратят в сутки в среднем 3000 калорий. Люди физического труда - 3500-4000 калорий. Таблица 2 Средняя калорийность продуктов питания (на 100 г)
Разбор этой задачи вызывает большой интерес, так как непосредственно затрагивает каждого. Побеждает тот, кто составил сбалансированный набор продуктов по массе и калориям и правильно назвал цены каждого продукта на данный момент времени, а также уложился в меньшую месячную сумму денег. Математические игры. Пока команды решают задачу, все остальные смотрят и разгадывают математические фокусы и софизмы. І..«Отгадай задуманное число». Один из подготовленных учеников проводит эту игру, могут участвовать все желающие (или 2-3 ученика решают на доске).
ІІ.. «Отгадать число».
- Прибавьте ещё число единиц задуманного числа. Ведущий из ответа вычитает число 35 (в уме) и называет задуманное число. Решение: ab = 10а + b (а-2 + 5)-5 + 10 + b-35=10а + 25+10+b-35=10а + b. ІІІ.. Следующий ученик предлагает средствами математики отгадать число и месяц рождения любому ученику. Участники игры проделывают в уме такие операции (или на доске, чтобы не видел ведущий, но зрители видят).
- К произведению прибавить номер месяца своего рождения. Окончательный результат сообщают ведущему. Ведущий (про себя) вычитает из этой суммы 365, и две цифры справа дают номер месяца рождения, а оставшиеся цифры слева -дату дня рождения. 19——38—----380—------453--------------2265------------ (2265 + 9 = 2274)-—------(2274 -365 = 19.09)— 19 сентября - дата и месяц рождения. Игры можно продолжать и дальше. 4 гейм. «Ты мне, я тебе...» Команды обмениваются заранее приготовленными вопросами. 5 гейм. «Домашнее лото» В ларце 10 бочонков с числами от 1 до 10. Игроки команд по очереди достают бочонки. Ведущий зачитывает вопрос или дает задание, команды совещаются 20 секунд, потом один из членов команды или капитан дает ответ. Если команда не может дать ответа, то на вопрос отвечают болельщики. Вопросы и задания :
( Решение: х+2=3х 1*6=1+5 2х=2 х=1 ответ 5.)
(а) 10·0.001·100 (б) 100:0.01 (в) 10000·100:10 (г) 0.1·0.01·10000 (д) 0.01:100 (Ответ: (в))
Решение: 9-7 = 2;150:2 = 75. 4. Среди всех таких трехзначных чисел, что в их записи все цифры различны , выбрали наибольшее и наименьшее .Чему равна разность этих чисел? (Ответ: 987-123=864.) 5. Червяк ползёт по стволу липы, Ночью он поднимается на 4 м вверх, а днём спускается на 2 м вниз. На восьмую ночь он достиг вершины дерева. Как высока липа? (18 м.) 6. Если дома на улице пронумерованы от 1 до 50, сколько раз встречается цифра 4? (15 раз.) 7.Маша рисует цветных кенгуру: сначала голубого, потом зелёного, потом красного, потом черного, снова голубого, зеленого ,красного, черного и так далее...Какого цвета будет двадцать шестой -кенгуру? (Ответ: зелёного.) 8.Возьмем самое маленькое число, которое делится на 2 и 3, и самое маленькое число, которое делится на 2 , 3 и 4. Чему равна их сумма? (Ответ: 12+6=18.) 9. 2008+2008+2008+2008+2008 = ? 2008+2008 (ответ: 2,5) 10. Из набора чисел 1,2,..., 17 вычеркнуты все четные числа, и все такие числа (х), что (19-х) делится на 3. Сколько чисел осталось? (Ответ: 6 (3,5,9,11,15,17) 6 гейм. «Гонка за лидером» Команды должны за 2 минуты ответить на максимальное число вопросов ведущего. Вопросы первой команде
10. Как называется натуральное число, которое делится на 2 без остатка? (чётное) Вопросы второй команде
10.Часть плоскости, ограниченная окружностью. (Круг) Если в какой то момент затянется пауза, или игроки в командах устанут, то можно провести игру со зрителями. Игра со зрителями 1. Назовите имена : а) трех поросят в сказке «Три поросенка»; б) трех толстяков в сказке «Три толстяка»; в) трех мушкетеров в романе А.Дюма «Три мушкетера»; г) трех былинных героев на картине «Три богатыря» художника Васнецова; д) трех медведей из сказки Толстого «Три медведя». 2. «Кто назовет больше...»: а) пословиц с цифрой 7 ; б) Стихотворений, сказок, произведений, в названии которых используется цифра 3; в) песен, в которых используются цифры, числа, геометрические фигуры (сообщается счет). 5. Подведение итогов. Награждение победителей. Всю игру оценивает жюри и подводит итоги. Учитель: В конце сегодняшнего вечера расскажу вам притчу о Шартском соборе. « Путник спросил трех его строителей, кативших по дороге тачки с камнями: « Что вы делаете? » Один сказал: «Везу тачку, пропади она пропадом!» Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб. Семья ». Третий сказал: «Я строю Шартрский собор!» Вы (обращаясь к ученикам) должны знать и понимать, что «математика» - это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет окружающий его мир. Дополнительные вопросы к гонке за лидером 1. Сколько граней у неочинённого карандаша? (8.) 2. Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую за сутки? (22 раза, в начале и в конце суток стрелки только сближаются.) 3. Как называется дробь, числитель и знаменатель которой взаимно простые числа. ( несократимая дробь) 4. Какое число обращается в бесконечность без всяких математических действий? (8 →∞.) 5. Может ли число диагоналей многоугольника равняться числу его сторон? (В 5-угольнике.) 6. В доме 10 этажей. Во сколько раз лестница на десятый этаж - длиннее, чем на второй? (В 9 раз, так как на 1-м этаже нет лестницы.) 7. Как называется натуральное число, имеющее больше двух делителей? (составное.) 8. Как разделить 18 на 2 половины, чтобы в каждой половине получилось 10? (18.) 9. В 6 часов стенные часы пробили 6 ударов. По карманным часам заметили, что время, прошедшее от первого удара до шестого, равнялось 30 секундам. Сколько времени будет продолжаться бой часов, когда часы бьют 12 раз? (66 с, так как 1 промежуток между ударами равен 30:5 = 6 с, а здесь 11 промежутков, т. е. 6 • 11 = 66 секунд.) 10. Может ли быть, чтобы в одно и то же время Иван стоял позади Ильи, а Илья - позади Ивана? (Да, если они станут спиной друг к другу.) 11. Магазин увеличил цену товара на 25%. На сколько процентов надо уменьшить полученную стоимость, чтобы получить первоначальную цену, так как по новой цене товар не покупали? (На 20%, так как а - старая цена -х%, 1,25а - новая -100 %.) Решение: х = ^^ = 80%; 100% - 80% = 20% . 1,25а 12. Часть секущей, заключенная внутри окружности. (Хорда.) 13. Многоугольник с наименьшим числом сторон. (Треугольник.) 14. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр.) 15. Равнобедренный треугольник, у которого основание равно боковой стороне. (Правильный треугольник.) 16. Две окружности неравных радиусов, имеющих общий центр. (Концентрические.) 17. Высота равнобедренного треугольника , проведённая к основанию так же яыляется… (Медиана, биссектриса.) 18. Прямые, которые никогда не пересекаются, хотя и лежат в одной плоскости. (Параллельные.) 19. Сумма всех сторон шестиугольника. (Периметр.) 20. Часть пути, пройденная автомобилем за 1 час? (Скорость Vkm/ч.) Часть огорода, которую прополола Таня за 1 час? (Производительность труда.) Сотая часть выпускаемой продукции. (Процент.) Отрезок, образующий с прямой угол в 90°. (Перпендикуляр.) Множество точек плоскости, равноудалённых от данной точки той же плоскости. (Окружность, но не круг.) Множество точек пространства, находящихся от данной точки на расстоянии не более данного. (Шар, но не сфера.) |
О проведении районного заочного конкурса обучающихся «Математика вокруг нас» Провести районный заочный конкурс обучающихся «Математика вокруг нас» в сроки с 10. 01. 2014 г по 03. 2014 г | Рабочая учебная программа (адаптированная) по... Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Учитель! Слово – то какое!» лирично писал А. Фадеев. Каждый из нас при упоминании слова «учитель», мысленно возвращается в свое... | Урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам «Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому... | ||
Урок по теме "Математическая культура". 7-й класс Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение) | Программа семинара 30 00 Встреча и регистрация гостей школ области,... Е. Л. Киселёва, директор маоу «Гимназия «Квант», администратор высшей категории, учитель литературы высшей категории | ||
Ход урока I. Вступительное слово учителя Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г | Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”. Слайд 1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вступительное слово учителя: «Мы продолжаем изучать развитие географических знаний о Земле» | Математический вечер «Математика вокруг нас» Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии | ||
План урока: Вступительное слово учителя Представление о свободе как физическом состоянии человека и состоянии сознания (слайд 2-3) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вступительное слово учителя об особенностях письменного пересказа. Сообщение темы и целей урока | ||
Урок по теме «Культура питания столовый этикет» Вступительное слово учителя о необходимости знаний по культуре питания и столовому этикету | Тема: Удивительный мир растений Вступительное слово – рассказ учителя, с элементами беседы, о разнообразии растительного мира, значении растений, красоте | ||
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А Называют последнее слово в стихотворении, выделяя первый звук в словах-ответах (сверчок, светлячок, слон) | Конспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,... Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать |