Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А





Скачать 113.21 Kb.
НазваниеПрограмма «Мир вокруг нас» Плешаков А. А
Дата публикации14.10.2013
Размер113.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок по ознакомлению с окружающим миром

Фролова О.А., учитель гимназии № 42
Тема: «Что у нас под ногами?» (программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А.)
Цель: - Сформировать первоначальное представление о камнях как природных объектах;

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез;

  • способствовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру.


Задачи: 1. Познакомить учащихся с часто встречающимися камнями: гранит, кремень, известняк.

  1. Формировать умение распознавать природные объекты по характерным признакам: цвет, форма, размер.

  2. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру через умение ставить познавательные вопросы.


Планируемые достижения: научить различать изученные на уроке виды камней (гранит, известняк, кремень).
Оборудование: 1) для учителя:

а) образцы гранита, известняка, кремния, мрамора;

б) демонстративный материал в виде цветных геометрических фигур;

в) иллюстрации работ колыванских мастеров из поделочных камней;

г) яблоко.

2) для учащихся:

а) коллекция минералов;

б) собранные на прогулке камни;

в) картон, пластилин;

г) рабочая тетрадь, учебник, энциклопедии, принесенные детьми.
Подготовительная работа:

Перед ленным уроком была проведена прогулка, во время которой детям было предложено рассмотреть, что у них находиться под ногами. В ходе перечисления природных объектов, которые наблюдали дети, особое внимание было обращено на камни. Учитель предложил собрать разные интересные камешки.

В процессе рассматривания собранных камней, детям было предложено поставить познавательные вопросы, на которые они хотели бы ответить, чтобы узнать о камнях. (Какие это камни? Откуда появились? Зачем они нужны? Почему они разные?) На основе поставленных вопросов дети получили домашнее задание: поискать, с помощью родителе, интересную информацию о камнях.




Ход урока:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент

Задача: подготовить учащихся к работе в группах.


  1. Постановка учебной задачи.

Задача: формулирование учебной задачи и осуществление планирования ее реализации


  1. Решение УЗ

Задачи: формирование первоначальных знаний о камнях: свойствах (цвет, форма, твердость); происхождение; значение в жизни человека.

4.Проверка результатов достижения цели.

Задача: подвести итог по реализации поставленной УЗ.


Распределение учащихся по трем группам, на основе расстановки парт.

Учитель формулирует тему урока и просит учащихся вспомнить те познавательные вопросы, которые они ставили на прогулке.
Зачем?

Почему?

Как появились?

Учитель фиксирует познавательные вопросы в виде лестницы достижений.

После этой работы учитель дает пояснение, что данные вопросы являются планом исследовательской работы на уроке.
Вводное слово учителя:

«Много веков назад люди смотрели вокруг себя и ничего не знали ни о камнях, ни о мире вообще, придумывали о них разные истории. Постепенно они стали задавать вопросы, как мы сегодня с вами. Со временем находили ответы.

Какой первый вопрос мы поставили? (Как появились?) Я предлагаю вам вспомнить тему «Что у нас над головой?». Мы с вами говорили о том, что очень давно, в самом начале появления нашей планеты, Земля была раскаленным шаром, который постепенно остывал. Что потом происходило?…


Учитель фиксирует на доске информацию о данном способе происхождения камней в виде схемы.

Как появились?
Магма

(вулканы)

гранит

Далее учитель ставит вопрос: «Есть ли еще способ, которым могли образовываться камни?»

Информация, которую предоставляют дети, дополняется и корректируется в ходе беседы.

Учитель приводит в качестве примера такого способа образования камней – известняк.

Показывает образец и обращает внимание детей на отпечатки на камне раковин морских животных.

После этого на схеме фиксируется второй способ образования камней.

Как появились?


Магма осадочные

(вулканы) (в воде)

гранит известняк
Когда схема достроена, учитель предлагает обобщить те знания, которые в ней зафиксированы.

«Какие два способа образования камней мы выделили?»

Для закрепления детям предлагаются следующие задания:

  1. найти в коллекции гранит и известняк;

  2. рассмотреть их;

  3. выполнить задание в учебнике на странице 9.


Учитель помогает детям правильно пользоваться коллекцией, используя описание на коробке.


  • Какой камень еще изображен в учебнике, и о котором мы не говорили?


Учитель просит найти данный камень в коллекции и раскрасить данный кружок.

После этого детям предлагается отложить гранит и известняк и сравнить их по разным признакам.
Учитель фиксирует данные признаки в схеме.

Почему разные?



Ц Ф

Учитель демонстрирует свойство, которое дети не назвали – твердость, что затем фиксируется в схеме.

Почему разные?




Ц Тв.

Ф

Для того, чтобы ответить на вопрос, почему одни камни твердые, а другие – нет, организуется ролевая игра «Молекулы».


Учитель демонстрирует прочность связей, стараясь разъединить детей.

Подводиться итог: «На какой вопрос ответили?»

«По какому признаку еще различаются камни?»

Учитель объясняет, с помощью иллюстрационного материала механизм цветового разнообразия

камней.



-Каким кажется все пятно?

-Если присмотреться, есть там другие цвета?

Учитель подводит итог: «Так же и в камнях – какого цвета вещества больше, такого цвета и будет камень. Например: кальций белого цвета. Где он содержится?

Если в камне много кальция, то какого цвета он будет? Какой из рассматриваемых камней имел белый цвет?»
Учитель разрезает яблоко и демонстрирует детям пожелтевшую корочку на мякоти, объясняя, что это происходит из-за того, что в яблоках много железа. Т.о. какого цвета будет камень, если в нем много железа?

Учитель дополняет ответы учащихся, сообщая о том, что железо может придавать камням красновато- оранжевую или коричневатую окраску.
Затем внимание детей снова привлекается к схеме.

«Кто знает, почему одни камни с острыми краями, а другие гладкие?


Внимание детей снова обращается к плану работы.

«Какой вопрос у нас остался без ответа?

Детям прелагается рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр.9 и рассказать, как люди на ней используют камни. Учитель фиксирует ответы детей на доске в виде схемы.
Зачем?

  • дома

  • оружие

  • огонь

«С помощью какого камня можно разжечь огонь?»

В качестве дополнительной информации учитель рассказывает об использовании поделочных камней Алтайского края, которые добываются на Колывани, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий с работами колыванских мастеров резьбы по камню.
Т.о. подводится итог, что поделочные камни используются для изготовления различных художественных произведений.
Внимание детей вновь обращается к плану работы.

«На все ли вопросы мы ответили?

Можно ли сказать, что мы достигли поставленной цели?



Зачем? Почему разные? Как появились? - огонь

-магма

-украшения

-дома

-оружие

-осадочные породы

Учитель дает домашнее задание и поясняет, как его выполнять.
Для того чтобы закончить урок на положительно - эмоциональной ноте, детям предлагается почувствовать себя мастерами художниками и выложить на пластилиновой основе рисунок из собранных на прогулке камней. Далее организуется выставка работ.

Подготовка рабочего места.

Учащиеся ставят познавательные вопросы к теме, дополняют и вырабатывают общую формулировку с помощью учителя. Дети формулируют УЗ «Исследуем камни».

Дети продолжают рассказ учителя, с опорой на ту информацию, что они нашли с помощью родителей.

«Раскаленные вещества остывали, затвердевали и превращались в камни»

Учащиеся приводят примеры из телепрограмм, энциклопедий об извержении вулканов и образовании камней таким способом (гранит, мрамор).


Дети рассказывают об образовании осадочных пород.

«В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в камни.

Учащиеся работают со схемой по вопросам учителя, рассказывая о тех способах образования, которые были выделены в процессе обсуждения.


Работают с коллекцией минералов.


Рассматривают камни, устанавливают соответствие между изображениями и натуральными объектами. После установления соответствия, учащиеся раскрашивают соответствующий кружок.

Дети называют кремень.

Учащиеся сравнивают гранит и известняк, по цвету, форме.


Учащиеся выполняют действия, демонстрирующие характер связей в кристаллической решетке веществ.

1 группа. Дети берутся за руки и выстраиваются в цепочку.



2 группа. Дети берутся одновременно за две руки и крест-накрест, выстраиваясь в круг.



3 группа. Учащиеся берут друг друга под локти, плотно прижимаясь.



Учащиеся приходят к выводу: чем прочнее связаны между собою молекулы (маленькие частицы), тем камень тверже.
Дети снова обращаются к плану-схеме урока.
Учащиеся выделяют в качестве признака – цвет.
Дети определяют общий цвет фигуры при рассматривании издалека. Затем подходят ближе и отмечают и другие цвета.

Опираясь на личный опыт, дети отвечают, что кальций содержится в зубах.
Учащиеся приходят к выводу, что в известняке много содержится кальция.

Дети называют цветовую окраску камней содержащих железо.

Учащиеся выделяют остальные признаки, по которым различаются камни.

Дети рассказывают о видоизменении камней под воздействием ветра, солнца и воды.
Учащиеся рефлексируют собственную деятельность по плану работы и выделяют следующий вопрос : «Зачем нужны камни?»

Дети отвечают по иллюстрации:

  • строить жилище;

  • раньше изготавливали оружие;

  • разжигали огонь.

Дети отвечают на вопрос, используя информацию в учебнике.
Учащиеся, рассматривая фотографии, вспоминают, где в городе встречаются изделия колыванских мастеров.

Учащиеся кратко отвечают на вопросы, зафиксированные в плане- схеме и делают вывод о том, что в ходе урока ответили на все поставленные вопросы.

Творческая работа детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб для 3 кл нач шк. В 2 частях. Ч. 1/А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПрограмма по окружающему миру курс «Мир вокруг нас»
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного...
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас. Часть 1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 223...
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПлешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной...
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПлешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 3 класс
Рабочая программа рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconКалендарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год. Предмет: Окружающий мир 4 класс
Программа Плешаков А. А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач шк.: кн. Для учителя / А. А. Плешаков. 2-е...
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconСамостоятельной работы
Мир вокруг нас. Плешаков А. А. 3 класс, в 2-х частях, 2-е изд. М. Просвещение, 2003 год
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику: Плешаков А. А. Окружающий...
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconЩедриной Ольги Викторовны. Предмет: окружающий мир программа: Школа...
У учителя: мультимедийная доска, проектор, ноутбук с презентацией №1 (Приложение1), аудиозаписи «Moonwater», «Прогулка по лесу»,...
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мир вокруг нас: учебник для 4 класса начальной школы. В 4 ч. Ч 2 / А. А. Плешаков
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconРабочая программа «Окружающий мир»
А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») (Концепция и программы для начальных школ. Школа России. Рук проекта А. А. Плешаков....
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас»
Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия...
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«От Земли до неба» А. А. Плешаков, учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова, рабочая тетрадь
Программа «Мир вокруг нас» Плешаков А. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мир вокруг нас» 4 класс (1,11 часть.) А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Москва «Просвещение» 2005г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск