Скачать 200.58 Kb.
|
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» г. Оренбурга. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике школы II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). 5 класс. 2 отделение, I вариант. Составила учитель математики Семёнова Жанна Алексеевна. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: -федерального компонента государственного стандарта общего образования ( приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089), - Программы общеобразовательных учреждений по математике с использованием рекомендаций авторской программы «Математика, 5», авт. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова, и др. – М.: Просвещение, 2010), - Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288, в редакции Постановления правительства РФ от 10. 03. 2000 № 212), - Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 года №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов», -федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год -требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основополагающим принципом построения рабочей программы по математике является принцип коррекционной направленности обучения. В нем конкретизированы пути и средства исправления недостатков психического развития детей с нарушением слуха в процессе овладения ими математикой. Изложены специальные требования к процессу обучения, обусловленные особенностями развития детей со сниженным слухом в условиях слуховой депривации. Успешная реализация коррекционного подхода к обучению обеспечивает позитивные изменения в речевом, интеллектуальном, личностном развитии обучающихся, формирование практических речевых умений и навыков, развитие слухового восприятия у школьников с нарушением слуха. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем с учетом типа и вида образовательного учреждения, обеспечивая обучающимся общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Обучение математике детей с нарушением слуха тесно связано с развитием речи и словесно – логического мышления. Сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определённым уровнем речевого развития, умением кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. На уроках математики работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников. На уроках математики обучающиеся получают практику употребления в речи словаря и фразеологии, используемых в жизни и учебной деятельности. Место предмета в базисном учебном плане. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации (МО РФ, приказ № 29/2065–п от 10.04. 2002 г) рабочая программа в 5 классе рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю. Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей: • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры. Призвано решать следующие задачи:
Учебно-методический комплект. Учебная литература:
Методическая литература::
Цифровые ресурсы:
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся 5 класса по окончании учебного года.
Тематическое планирование учебного материала. При составлении тематического планирования учебного материала, количество часов скорректировано с учебных планом школы-интерната (приказ №1 от 28.08.12 г.)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основная цель - актуализировать знания учащихся, приобретенные в начальной школе. Повторить материал по темам, связанным с дальнейшим изучением математики – чтение многозначных чисел, арифметические действия и порядок действий, единицы длины, массы, времени, приёмы сравнения чисел, геометрический материал. Корректировать произношение математических терминов с целью формирования правильной речи. Установить уровень готовности пятиклассников к изучению нового материала, провести вводный контроль. 2. Линии - 11 часов. Линии на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность. Основная цель — изучить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений. Изучить и употреблять в речи на уроке математические термины: линия, замкнутая линия, незамкнутая линия, граница, бесконечная линия, внутренняя область. Уметь приводить примеры нахождения различных видов линий в природе и в жизни. В этой главе формируются некоторые общие представления о линии(замкнутость, самопересечение). Обучающиеся знакомятся с различными видами линий на плоскости. Особое внимание уделяется изучению прямой и окружности. Обучающиеся встречаются с конфигурациями, содержащими две прямые и более, две окружности и более, прямые и окружности. 3. Натуральные числа - 18 часов. Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Основная цель - систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, применять навыки чтения многозначных чисел в самостоятельной речи, в быту. Сравнивать и округлять числа, изображать их точками на координатной прямой, уметь читать координаты точки. Изучение материала начинается с сопоставления десятичной системы записи чисел и римской нумерации. Обучающиеся овладевают алгоритмами чтения и записи больших чисел, совершенствуют умение сравнивать числа, знакомятся со свойствами натурального ряда. Вводится понятие координатной прямой и дается геометрическое истолкование отношений «больше» и «меньше». Внутри числовой линии курса отчетливо выделяется направление, связанное с обучением приемам прикидки: оценки результатов вычисления. В связи с этим уже в данной главе рассматривается вопрос об округлении чисел. 4. Действия с натуральными числами - 36 часов. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение арифметических задач. Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом. Учить правильно читать числовые выражения с применением специальных терминов. Особенностью изложения материала в курсе является совместное рассмотрение прямых и обратных операций над числами: сложение и вычитание, умножение и деление, что позволяет лучше уяснить их взаимосвязь. Решение комплексных примеров на все действия с натуральными числами позволяет закрепить умение устанавливать правильный порядок действий. Вводится новое понятие «степень числа» и вычисляются значения выражений, содержащих степени. Формируются навыки правильного чтения выражений, содержащих степень. Продолжается развитие умения решать текстовые задачи арифметическим способом. Особое внимание уделяется решению задач на движение. 5. Использование свойств действий при вычислениях -- 18 часов. Свойства арифметических действий. Основная цель — расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений. Учить читать арифметические свойства с использованием терминов «сумма», «разность», «произведение», «частное», закрепить знание названий компонентов действий. Новым на этом этапе является введение обобщенных свойств, которые сформулированы в виде правил преобразования суммы и произведения. С распределительным свойством обучающиеся встречаются впервые. Показывается его применение для преобразования произведения в сумму и наоборот. Мотивировкой для преобразования выражений на основе свойств действий служит возможность рационализации вычислений. Рассматриваются новые типы текстовых задач (задачи на части и задачи на уравнивание). 6. Многоугольники - 12 часов. Угол. Острые, тупые и прямые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники. Основная цель — познакомить учащихся с новой геометрической фигурой — углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять углы; развить представление о многоугольнике. Научить правильно произносить название геометрических фигур, с использованием букв латинского алфавита. Обучающиеся учатся изображать углы, обозначать их, распознавать в различных положениях. Одним из важнейших умений, которым они должны овладеть на этой стадии обучения, является сравнение углов. Формируется это умение на основе практического действия — наложения углов друг на друга. Классификация углов проводится через сравнение с наиболее часто встречающимся в окружающем мире прямым углом. Содержание учебного материала, связанное с многоугольниками, частично знакомо учащимся из начальной школы. Теперь им предстоит расширить свои представления об уже знакомых фигурах, усвоить связанную с ними терминологию - вершина, сторона, угол многоугольника, диагональ, научиться «видеть» их в более сложных конфигурациях. Отрезок и угол здесь элементы многоугольника. Обучающиеся учатся изображать многоугольники с заданными свойствами на нелинованной и клетчатой бумаге, обозначать их, находить периметр, приводить примеры нахождения многоугольников в окружающем нас пространстве. |