Скачать 339.66 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТР "ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ" ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 4 2. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПОВОГО РАСЧЕТА И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ 5 3. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 18 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 29 ВВЕДЕНИЕ Настоящие методические указания предназначены для студентов первого курса, изучающих тему "Интегральное исчисление" и выполняющих по данной теме типовой расчет. Указания состоят из трех разделов. В первом разделе приводятся общие рекомендации по оформлению, выполнению и порядку защиты типового расчета. Во втором разделе приводятся основные теоретические положения, правила и алгоритмы решения аналогичных задач по указанной теме. Третий раздел содержит список задач для самостоятельного выполнения 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К выполнению типового расчета следует приступать после изучения темы "Интегральное исчисление". Следует внимательно разобрать решение тех задач, которые приводятся в данном пособии. При этом следует руководствоваться следующими указаниями. 1. Типовой расчет выполняется студентом самостоятельно и сдается на проверку в установленный преподавателем срок. 2. Студент выполняет тот вариант, который соответствует его списочному номеру в журнале. В задаче дана двойная нумерация. Первая цифра соответствует номеру задачи, а вторая – номеру варианта. 3. Работу следует выполнять в отдельной тетради, на внешней обложке которой должны быть указаны специальность, номер группы, фамилия и инициалы студента, и вариант. 4. Решения всех задач должны быть подробными, т.е. все вычисления необходимо делать полностью. Графики должны быть выполнены аккуратно и четко с указанием единиц масштаба, координатных осей и других элементов графика. Объяснения к задачам должны соответствовать тем обозначениям, которые даны на графике. Для замечаний преподавателя на каждой странице необходимо оставлять поля шириной 3 – 4 см. 5. После проверки работы преподавателем, студент должен сделать работу над ошибками и предоставить работу на повторную проверку. 6. Работа над ошибками выполняется в той же тетради, после решенных задач. Не допускается вносить исправления в уже проверенные задачи. 7. Студент должен защитить работу по указанной теме, т.е. дать устные пояснения ко всем или некоторым задачам с указанием формул, теорем, выводов, которые используются при решении задач. Студент допускается к защите типового расчета, если после очередной проверки, у преподавателя нет замечаний по его выполнению. 8. Типовой расчет считается выполненным только после правильного его решения и защиты. 9. Если в процессе изучения материала или при решении той или иной задачи у студента возникают вопросы, на которые он не может ответить самостоятельно, то он может обратиться к преподавателю для получения консультации. 2. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПОВОГО РАСЧЕТА И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Для решения задач № 1 - 4 нужно знать определения и свойства дифференциала и неопределенного интеграла, а также таблицу неопределенных интегралов. Задача №1. Для решения задачи используем метод замены переменной, описываемый следующей формулой: , где x = (t) – дифференцируемая функция. После нахождения интеграла правой части этого равенства следует перейти от новой переменной интегрирования t назад к переменной x. Пример 1.1. Найти неопределенный интеграл: . Решение. = = = = = = = = = |пусть t – 1 = z | = 2t + = 2t + 2 ln|z| + C = = 2t + 2 ln|t – 1| + C = 2 + C. Пример 1.2. Найти неопределенный интеграл: . Решение. = = |пусть cоsx = t -sinxdx = dt sin xdx = -dt|= = -ln | t | + C = -ln | cоs x| + C = ln + C. Задача №2. Используем метод интегрирования по частям для неопределенного интеграла: где u = u(x), v = v(x) – дифференцируемые функции. Метод интегрирования по частям используется когда под интегралом стоит произведение разных функций (например, линейная и тригонометрическая), или когда для подынтегральной функции не существует первообразной. Через u и v обозначаем те функции, для которых существуют производная и первообразная соответственно. Если обе функции, стоящие под интегралом, имеют производные и первообразные, то обозначаем любую из них через u, а другую – через v. Пример 2.1. Вычислить интеграл: . Решение. = | пусть u = x du = dx, dv = cosxdx v = | = x sin x – = x sin x + cos x + C. Пример 2.2. Вычислить интеграл: . Решение. = = x lnx –. Задачи №3 – 4. Для решения задач необходимо ввести некоторые теоретические положения. Определение 1. Если степень числителя ниже степени знаменателя, то дробь называется правильной. Определение 2. Правильные рациональные дроби вида ; (где k – целое положительное число, большее или равное 2); (где корни знаменателя комплексные, т.е. дискриминант меньше 0); (где k – целое положительное число, большее или равное 2, корни знаменателя комплексные), где А, а, М, N, p, q – действительные числа, называются простейшими дробями I, II, III и IV типов соответственно. Интегралы от простейших дробей находим по формулам: I) ; II) ; III); IV) , где для интеграла имеет место рекуррентная формула: (вывод формул смотри в лекции №3). Используем общие правила интегрирования рациональных дробей: 1) если дробь неправильная, то представить ее в виде суммы многочлена и правильной дроби, т.е. ; 2) разложив знаменатель правильной рациональной дроби на множители, представить ее в виде суммы простейших рациональных дробей; 3) проинтегрировать многочлен и полученную сумму простейших дробей (см. лекцию №3). Вид простейших дробей определяется корнями знаменателя f(x). Возможны следующие случаи: 1) корни знаменателя действительны и различны, т.е. f(x) = (x – a)(x – b)…(x – d). В этом случае, дробь раскладывается на простейшие дроби первого типа, т.е. . Тогда 2) корни знаменателя действительные и кратные: f(x) = (x – a) (x – b)…(x – d). Тогда дробь раскладывается на простейшие дроби I и II типов, т.е. . Затем находим интеграл (т.е. интеграл от суммы простейших дробей); 3) среди корней знаменателя есть комплексные различные корни и действительные кратные дроби: f(x) = (x2 + px + q)…(x2+ ℓx + s) (x – a)…(x – d). Тогда дробь раскладывается на простейшие дроби I, II и III типов, т.е. . Затем находим интеграл ; 4) среди корней знаменателя есть комплексные кратные и действительные кратные корни: f(x) = (x2 + px + q) …(x2 + ℓx + s)(x - a)…(x - d). Тогда дробь будет содержать простейшие дроби I – IV типов, т.е. = =. Затем находим интеграл . Пример 3. Найти интеграл . Решение. Рассмотрим подынтегральную функцию: = = (т.к. знаменатель имеет действительные корни). Затем приводим правую часть равенства к общему знаменателю, т.е. = = x2 + 2x + 6 = = A(x2 – 6x + 8) + B(x2 –5x + 4) + C(x2 – 3x + 2) х2 + 2х + 6 = = (А + B + C)x2 + (-6A – 5B – 3C)x + (8A + 4B + 2C). В правой части тождества переменной в наибольшей степени является х2. Выпишем коэффициенты стоящие перед х2 в правой части и приравняем их к коэффициенту перед х2 в левой части. Аналогично для х и х0. Получим систему уравнений с тремя неизвестными А, В и С вида: Решая систему, получим: А = 3, В = -7, С = 5. Этот метод нахождения коэффициентов называется методом неопределенных коэффициентов. Тогда = . Отсюда = = = 3 ln |x – 1| - 7 ln |x – 2| + 5 ln |x – 4| + C = . Пример 4. Найти интеграл . Решение: Рассмотрим подынтегральную функцию: = . Знаменатель имеет действительные и комплексные корни, причем один из действительных имеет кратность 2. Приводим правую часть к общему знаменателю и получим: 1 = A(x - 1)(x2 + x + 1) + + A1x(x – 1)(x2 + x + 1) + Bx2(x2 + x + 1) + (Cx + D) x2 (x – 1) 1 = (A1 + B + C)x4 + (A + B – C + D)x3 + (B – D)x2 – A1x – A . Аналогично примеру 3 запишем систему уравнений вида: Решая систему, находим А = -1, А1 = 0, В = D = , C = . Тогда = = = + + = |пусть x2 + x + 1 = t (2x + 1) dx = dt| = = = . Задача №5. Используем универсальную подстановку . Через новую переменную t выразим sinx = , cosx = , x = 2 arctg t и найдем . Пример 5. Найти интеграл . Решение. = = = = = = = = = = = . Задача №6. Чтобы найти интеграл вида , где m и n – целые числа, необходимо рассмотреть два случая: 1) если m и n таковы, что, по крайней мере, одно из них нечетное положительное число, то используем подстановки sinx = t (если n – нечетное) и cosx = t (если m – нечетное); 2) если m и n – неотрицательные четные числа, то для вычисления интеграла используем формулы: , . |
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | Методические указания и контрольные задания для студентов первого... Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Методические указания предназначены для студентов 4 курса, выполняющих выпускные квалификационные работы (вкр) для получения дипломов... | Методические указания к расчетно-графическому заданию для студентов... Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»... | ||
Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине... Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика заочной формы обучения, выполняющих... | ||
Общие указания Методические указания предназначены для студентов специальности 290300 (новый код 270102) «Промышленное и гражданское строительство»,... | Методические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного)... Методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ргу, романо-германского отделения,... | ||
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Фемтосекундная оптика и фемтотехнологии» Настоящие методические указания с рекомендациями к выполнению курсовой работы предназначены для студентов дневной формы обучения... | Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | ||
Введение 3 Основные итоги деятельности Министерства образования и... Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»... | Отчет о работе за 2012 год Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»... | ||
Баумана Факультет «Фундаментальные науки» Методические указания предназначены для студентов первого курса всех специальностей, а также будут полезны студентам старших курсов... | История экономических учений Методические указания по самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные... | ||
Секция №1 «Социально-гигиенические аспекты здоровья населения Омской области» Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»... | Методические указания и задание для контрольной работы с. Список... Методические рекомендации предназначены для студентов заочного обучения и предусматривают освоения курса знаний теоретического и... |