Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования





НазваниеПроблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования
Дата публикации03.07.2014
Размер81.1 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Право > Анализ
Пикалова Л.П., к.психол.наук,

доцент кафедры психологии

Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

В России всегда, а за последние сто лет особенно, была отлаженной и сильной система государственного регулирования, государственной ответственности за здоровье детей. Отсутствие полноценного гражданского общества и недостаточно высокий уровень личной культуры населения обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству. Это определило государственный интерес к проблеме здоровья школьников, к организации школьной жизни. Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, т.к. через нее проходят все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.

Вероятно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания в области разных наук, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения (неприспособленные помещения и школьная мебель, занятия во вторую смену, большое количество детей в классе, массовое отсутствие спортзалов и т.п.) вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин “школьных болезней”.

В истории российской школы не раз предпринимались попытки изменить содержание и программы образования, методы и подходы к обучению, уменьшив перегрузку школьников академическими знаниями, научить их использовать эти знания на практике. Однако следует признать, что подобные попытки не были успешными и эффективными.

Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что лишь 20% из них ведут комплексную системную работу. В остальных учреждениях – это, как правило, профилактическая работа с учащимися и родителями (более 80% учреждений), физкультурно-оздоровительная работа (более 70% учреждений), специальная оздоровительная работа (3–7%), разработка и реализация обучающих программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (до 30%) при выборе форм и методов этой работы образовательные учреждения, как правило, руководствуются не проблемами своего образовательного учреждения, а общими тенденциями и направлениями этой работы, руководящими документами МО РФ и возможностями организации совместной работы с другими учреждениями (центрами, вузами, поликлиниками).

Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Такое взаимодействие необходимо для объективной и качественной оценки состояния здоровья школьников и соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.

Наряду с положительными тенденциями расширения форм и методов здоровьесберегающей деятельности и увеличением количества школ, включенных в эту работу, следует отметить:

  • незначительный процент школ, ведущих эту работу, комплексно и системно;

  • недостаточное внимание к тем формам и методом здоровьесберегающей деятельности, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения (обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры школы, нормализация и постоянный контроль за организацией учебного процесса, использования адекватных возрасту и возможностям учащихся научно обоснованных и апробированных методик, активация и рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы и т.п.;

  • не всегда обоснованно использование комплекса физиотерапевтических процедур, использование биодобавок, нетрадиционных методов оздоровления и закаливания.

Во многих школах в качестве ведущих задач здоровьесберегающей деятельности выделяется диагностика и коррекция здоровья. Эта задача не является задачей образовательного учреждения.

Создание здоровьесберегающей среды как фактора как фактора здорового образа жизни учащихся

Здоровье является фактором личностно-ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного учащегося. Руководствуясь научно-методическими разработками в области здоровье-сбережения, мы считаем, что сохранение здоровья обучающихся возможно за счет следующего:

а) обеспечения реальной разгрузки содержания общего образования,
б) использования эффективных методов обучения,
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой,
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи,
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях,
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Введение в практику образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, оздоровительной работы позволяет достичь качества, эффективности и доступности — трех ключевых элементов программы модернизации образования.

В области создана и развивается образовательная модель по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, направленная на сохранение и обеспечение здоровья всех участников образовательного процесса. В течение более десяти лет на основе анализа собственных ресурсов и условий, большой заинтересованности руководителей, педагогов, родителей и учащихся в образовательных учреждениях создавались программы «Здоровье».

Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений области показал, что существующие модели включают следующие формы и виды деятельности.
1. Реализация профилактических образовательных программ. Профилактическая работа по сохранению здоровья детей и подростков во многих образовательных учреждениях области представлена следующими программами: профилактика осанки (ЛФК, корригирующая гимнастика, оздоровительный массаж); профилактика нарушения зрения (специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения, бумажные офтальмомассажеры, методы простейших зрительно-координатных тренажей (по Базарному В.Ф.), программы профилактики близорукости); профилактика стресса; витаминизация; профилактика йододефицита; профилактика ожирения; профилактические программы с часто и длительно болеющими детьми (витаминизация, фитотерапия, бассейн, сауна, массаж), гиперактивными и медлительными детьми; профилактика вредных привычек; комплексные программы по формированию культуры здорового образа жизни; сквозные курсы «Разговор о правильном питании», «Познай себя», «Твое здоровье», «Уроки здоровья»; профилактическая деятельность в рамках предметных циклов; психологические и психопрофилактические программы; различные формы внеклассной профилактической работы и т.д.

2. Создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья.
Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников на основе возрастных и половых особенностей. В школах области накоплен опыт по разработке и внедрению физкультурно-оздоровительных программ, методик и технологий, направленных на повышение двигательной активности школьников.

В программах не только отводится большое внимание организации урока физической культуры на основе здоровьесбережения, но и предусмотрены различные внеклассные и дополнительные занятия. Так, во многих школах проводятся спортивные праздники, спортивные часы, подвижные перемены, спортивные соревнования, конкурсы, олимпиады по физической культуре, туристические походы, слеты, дни здоровья, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, спортивный час в группах продленного дня, занятия адаптивной физической культурой, ЛФК, корригирующая гимнастика, оздоровительный массаж, оздоровительная аэробика, занятия в тренажерных залах, бассейнах. При проведении уроков адаптивной физической культуры школьники обучаются технике саморегуляции, психогимнастике и т.д. Во всех школах области введен третий час физической культуры, цель введения которого — повышение двигательной активности школьников; формы его проведения различны: подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах, танцы, новые виды спорта и т.д.

3. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.

Здоровьесберегающие условия учебно-воспитательного процесса должны основываться на государственных образовательных стандартах, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядные пособия и учебное оборудование) в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему. Приведение в соответствие академических требований возможностям учеников, индивидуализация этих требований в качественном и количественном отношениях, придание содержанию образования личностного смысла позволяют создать условия для раскрытия потенциальных возможностей ученика, что делает обучение успешным и помогает избегать и педагогической запущенности и академической неуспеваемости.

В школах области большое внимание уделяется созданию внутреннего здоровьесберегающего пространства, что предполагает:
• приведение состояния здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами;
• оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
• наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
• организация рационального питания (организация диетпитания);
• наличие здоровьесберегающей службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

Для снятия умственного напряжения и переутомления, а также повышения эффективности учебного труда в школах области ведется деятельность по оптимизации учебной и психологической нагрузки, которая предполагает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной (учебный план, расписание, урок на основе здоровьесбережения) и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
• проведение здоровьесберегающей экспертизы учебных программ, авторских технологий, методик;
• введение инноваций в учебный процесс на основе экспертизы специалистов;
• введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины; • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
• индивидуализацию и дифференциацию обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работу по индивидуальным программам в старших классах.

Коррекция учебно-воспитательного процесса в соответствии со здоровьесберегающими принципами осуществляется с учетом результатов регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, проводимого школьным психологом, медицинскими и педагогическими работниками школы, медицинских и педагогических учреждений района, города, области в целом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconПрограмма «Здоровое питание залог успешного обучения и крепкого здоровья...
Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconКомплекс мер по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников...
Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования icon«Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников»
Цель: Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний. Развитие культуры...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Качественное обучение и воспитание младших школьников в условиях модернизации российского образования
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconПрограмма внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления...
Проблема сохранения и укрепления здоровья выходит на первый план в системе современного физкультурного образования. Воспитание физически...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconПовышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconПрограмма «Здоровье»
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования icon“Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”
...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconЦель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения...
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), требованиями Государственных...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconРеферат Тема: Нравственно-гуманистические и ценностные аспекты триединой...
Выполнил Святов А. В., старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, филиал юургу в г. Миассе
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconФормирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеучебное время
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вооружить будущего учителя физики практическими знаниями соблюдения гигиенических требований учебного процесса, а также знаниями...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconРеферат по философии Тема: Философский анализ естественнонаучных...
Выполнил аспирант Монин С. Н., кафедра «Естественные науки» филиала юургу в г. Кыштыме
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconУчебно-методический комплекс фтд. 05 Реабилитация людей, оказавшихся в экстремальной ситуации
Целью курса является изучение особенностей психической деятельности человека в экстремальных условиях военных действий для оптимизации...
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования iconПрограммы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды...
В силу этого задача сохранения и укрепления здоровья становится особенно актуальной
Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях модернизации российского образования icon«Формирование среды здоровьесберегающего образовательного процесса в школе»
В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя физической культуры должна быть связана с усилением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск