Отчет по итогам самообследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №45 «Добрая фея»
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
| СОДЕРЖАНИЕ
| 1. Общие характеристики заведения
| Тип, вид, статус.
Дошкольное образовательное учреждение № 45 «Добрая фея» является муниципальным бюджетным учреждением. Было открыто в 1989 году и находилось в ведомстве шахты им. Ленина. В 1995 году детский сад был передан в муниципальную собственность Администрации города Междуреченска. С 1997 года работает как учреждение комбинированного вида на основании решения Администрации города Междуреченска от 30.12.1997 года. МБДОУ № 45 «Добрая фея» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, круглую печать и штампы со своим наименованием.
Лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация.
Воспитательно-образовательная деятельность МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея» осуществляется на основании устава, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Кемеровской области от 27.12.2011 за государственным регистрационным номером 2114214037474 (ОГРН 1024201393281); лицензии от 13.02.2012 (серия А № 0001980, регистрационный № 12226), свидетельства о государственной аттестации от 05.02.2009 (серия АА 178446, регистрационный № 0479), выданных Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области.
Местонахождение, удобство транспортного расположения.
МБДОУ № 45 «Добрая фея» — отдельно стоящее здание, расположено внутри жилого комплекса западного микрорайона города Междуреченска по адресу: ул. Брянская, дом №16, в 300 метрах от автобусных остановок. Имеет удобное транспортное расположение.
Ближайшее окружение — МБОУ СОШ № 26, МБОУ СОШ № 25, детская поликлиника № 2, ДК «Железнодорожный», филиал центра детского творчества «Пламя», детская художественная школа № 6.
Режим работы.
Режим работы ДОУ установлен учредителем исходя из бюджетного финансирования
Пятидневная рабочая неделя; 12 часовое пребывание детей в группах общего назначения и в группах для детей с нарушениями речи (с 7.00 до 19.00); 24 часовое пребывание в группах для детей с туберкулезной интоксикацией. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Структура и количество групп. Количество мест и воспитанников. Наполняемость групп. Наличие семейных групп.
В МБДОУ № 45 «Добрая фея» функционируют 11 групп: 1 — для детей раннего возраста с 2 до 3 лет; 10 — для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет, из них: 2 логопедические — для детей с нарушением речи; 2 санаторные – для детей с туберкулезной интоксикацией.
Лицензионный норматив на списочный состав детей в ДОУ составляет 230 человек. Фактическая наполняемость групп приведена в соответствии с лицензионным нормативом.
Кроме того к ДОУ прикреплено 13 семейных групп, благодаря чему, мамы, имеющие двух и более детей дошкольного возраста, имеют возможность быть оформленными в качестве воспитателей детского сада и заниматься воспитанием своих детей непосредственно в семье, пользуясь услугами специалистов детского сада.
Структура управления с включением контактной информации ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления.
Заведующий ДОУ: Роньжина Наталья Александровна (89236280343)
Председатель Профсоюзного комитета ДОУ: Водянова Любовь Ивановна (89234751901)
Председатель Совета ДОУ: Буторина Наталья Николаевна (89234708379)
Председатель Попечительского совета ДОУ: Каменецкая Галина Валентиновна (89234629176)
План развития и приоритетные задачи на следующий год.
Совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников посредством интеграции образовательных областей.
Направить работу педагогического коллектива на использование образовательных областей «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» в речевом развитии детей.
Продолжать работу по привлечению родителей воспитанников к совместной разработке и осуществлению проектов экспериментально - исследовательской деятельности.
Наличие сайта учреждения.
Адрес в интернете: добрая фея.унисад.рф
Контактная информация
652873, г. Междуреченск, ул. Брянская, д.16; т.: (38475)3-37-87;
е-mail: ronjina_na@mail.ru
| 2. Особенности образовательного процесса
| Содержание обучения и воспитания детей (методики и педагогические программы), наличие экспериментальной деятельности, авторских программ.
На протяжении 2012-2013 учебного года коллектив МБДОУ № 45 во всех группах осуществляется реализация основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея» - «Радуга детства», а также коррекционные и парциальные программы, которые позволяют выполнять «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении»:
образовательную «Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (7 год жизни) (Г.А. Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), рекомендованную Министерством образования РФ;
образовательную «Программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада) (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), рекомендованную Министерством образования РФ;
образовательную программу «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), рекомендованную Министерством образования РФ;
образовательную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева), рекомендованную Министерством образования РФ.
Охрана и укрепление здоровья детей (развитие здоровьесберегающих технологий и среды в ДОУ, мероприятия и программы, направленные на укрепление здоровья детей, наличие инклюзивных программ).
Оздоровительная работа с дошкольниками в 2012-2013 учебном году проводилась по 2 направлениям:
Лечебно-оздоровительное: план прививок выполняется качественно и своевременно; медосмотры узкими специалистами проводятся планово, в полном объеме выполняются рекомендации специалистов по оздоровлению детей ЧДБ.
Профилактическое:
- для профилактики ОРВИ используются кварцевание; дыхательная гимнастика; солевое, воздушное закаливание; ранняя диагностика заболевания и своевременное выведение заболевших детей; качественное ведение утреннего «фильтра»;
- для профилактики нарушений осанки, плоскостопия отрабатывается ортопедический режим, проводится ЛФК, оздоровительный комплекс после сна, оздоровительный бег, «оздоровительные паузы»;
- для профилактики нарушений зрения используются упражнения на расслабление глазо-двигательных мышц во время нагрузки на занятиях; зрительные ориентиры, подбор мебели, доведение освещенности до нормы;
- для профилактики тонзиллита проводится полоскание зева прохладной водой перед сном.
Кроме того, в ДОУ обеспечен баланс между регламентируемой и свободной деятельностью детей, а также между разными видами активности. Проводятся гигиенические и психолого-педагогические мероприятия по профилактике утомления отдельных детей. Особое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительных занятий как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка.
Для осуществления занятий по физическому развитию детей в детском саду функционируют: плавательный бассейн, спортивные залы, летняя, спортивная площадка. Для занятий с детьми, в залах имеется все необходимое современное оборудование. На спортивной площадке есть дорожка для бега, оборудовано место для прыжков, метания, для упражнений в лазании, тренировки в равновесии.
С целью повышения интереса детей к физической культуре пересмотрена организация процесса физического воспитания, классификация занятий по физической культуре и их содержание. В каждой возрастной группе разработан двигательный режим в соответствии с возрастными особенностями детей, в котором определены приоритеты физкультурно - оздоровительных мероприятий в режиме дня. Первое место занимают: утренняя гимнастика, оздоровительный бег на воздухе, подвижные игры и упражнения на прогулке, физминутки, гимнастика после сна, прогулки, походы и т.д. Второе место занимают физкультурные занятия. Физкультурные занятия с детьми проводятся систематически в определенное время с определенной нагрузкой для каждого возраста. Третье место в двигательном режиме занимает самостоятельная двигательная деятельность детей. В каждой возрастной группе есть оборудованный физкультурный уголок, где дети в свободное от непосредственно-образовательной деятельности время могут поупражняться в том или ином виде движений.
Педагоги планируют и проводят разнообразные виды занятий: игровые, сюжетно-игровые, тренировочные, тематические, комплексные и т.д. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально – дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья.
Большое внимание медико-педагогический коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам. Во всех группах созданы условия для организации и проведения закаливания и гигиенических процедур. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В каждой возрастной группе педагогами разработан комплекс закаливающих мероприятий, он включает: упражнения после сна (в постели); пробежки по пуговичному коврику; пробежки по дорожкам препятствий; ходьба босиком по дорожкам «Здоровья»; полоскание рта; хождение босиком по солевым дорожкам; умывание прохладной водой; самомассаж, релаксационные упражнения под музыку. Широко применяется дыхательная гимнастика, точечный массаж, оздоровительный бег на воздухе в любое время года. Используется гигиенический душ как средство контрастного закаливания; дети получают поливитамины, витаминизированные продукты (напитки «Золотой шар», витаминизированный кисель).
Значительную оздоровительную направленность несут занятия в бассейне детского сада, где наряду с обучением детей плаванию организован целый комплекс закаливающих оздоровительных процедур: воздушные ванны, хождение по коврикам для профилактики плоскостопия, естественное контрастное закаливание в комплексе «душ-бассейн-душ».
С целью реализации задач охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ реализуется авторская образовательная программа физического воспитания детей 6-7 лет «Движение - здоровье» (авторы: Роньжина Н.А., Сорокина Г.В.; рецензент: Шабалина С.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры П и ТДО КузГПА, Отличник ПТО, Заслуженный учитель РФ). Кроме того, реализуются образовательный проект «Здоровье маленького горожанина» (автор: Роньжина Н.А., рецензент: Шабалина С.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры П и ТДО КузГПА, Отличник ПТО, Заслуженный учитель РФ). Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (деятельность психологов, логопедов, дефектологов и т.д.).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ
Более 15 лет МБДОУ № 45 «Добрая фея» работает с детьми с туберкулезной интоксикацией. Это дети с ослабленным здоровьем.
В начале каждого учебного года педагогами и медиками ДОУ проводится тщательное обследование физического развития таких детей.
Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети в группах делятся на подгруппы и намечаются пути их оздоровления.
С целью организации эффективной системы оздоровления детей ослабленных туберкулезной интоксикацией разработаны оптимальные режимы организации их пребывания в ДОУ; на занятиях используются приемы психогигиенической и психопрофилактической поддержки; особое внимание уделяется формированию у воспитанников навыков рационального дыхания и правильной осанки; медицинские работники осуществляют контроль за обеспечением полноценного питания детей.
В группах для детей с туберкулезной интоксикацией в течение года пролечилось и оздоровилось 44 ребенка. В двух группах численность детей на конец учебного года составила 34 человек (с виражем туберкулезных проб и туб.инфицированные 27 детей; контактные 7 детей).
В течение года медицинским и педагогическим персоналом проведена следующая работа:
- в течение 90 дней дети получали медикоментозное лечение по индивидуальным дозам назначенным врачом фтизиатром, одновременно получали витамин В (6);
- ежедневно усиленное питание в виде дополнительного мясного блюда на ужин, в 10.00 сок, на полдник фрукты;
- витаминопрофилактика: витаминизированные продукты («Золотой шар», кисель); по 1 драже «Ревита» или аскорбиновой кислоты;
-физкультурно-оздоровительные мероприятия: ежедневная утренняя гимнастика, точечный массаж, гимнастика для глаз, физкультурные занятия по расписанию, бассейн (2 раза в неделю), оздоровительный бег во время прогулки, закаливание после сна, прогулка (2 раза в день по 1,5-2 часа) и т.д.
В результате проведенной работы с улучшением здоровья выписаны 13 детей: из них 11 в другие детские сады, 2 на участок. Заболеваемость в сравнении прошлым годом в младшей группе (туб.инток) уменьшилась на 3 случая, в старшей группе (туб. инток.) - на 2 случая, что составило 1,4 %.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Различные нарушения речи детей в дошкольном возрасте почти всегда являются причиной отставания психического и интеллектуального развития детей в сравнении со сверстниками, они не могут не отразиться на темпе и качестве освоения первоначальных навыков чтения и письма и поэтому нередко являются причиной неподготовленности ребенка к школьному обучению.
Для эффективной коррекции речевых нарушений воспитанников МБДОУ № 45 «Добрая фея» осуществляется логопедическое сопровождение, целью которого является: обеспечение оптимальных условий для целостного, системного, комплексного, непрерывного развития и воспитания, направленных на восстановление у детей нарушенных речевых функций.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, страдающими речевыми нарушениями, осуществляется на специально организованных занятиях и определяется характером и структурой речевого дефекта, уровнем психического развития, индивидуальными особенностями детей.
Работа по коррекции речевых нарушений у детей строится в соответствии с программами коррекционной направленности.
Обязательным условием для эффективной организации логопедического сопровождения воспитанников ДОУ является объединение усилий со стороны учителей-логопедов, воспитателей, медицинского персонала, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, которое осуществляется в детском саду по следующим направлениям:
совместное составление перспективного плана работы на текущий период по всем направлениям;
обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
взаимопосещение занятий, заполнение тетради взаимосвязи.
Объединение усилий со стороны воспитателей и специалистов ДОУ позволило:
создать благоприятный психологический климат в группах для детей с нарушениями речи;
обеспечить гибкую организацию режима дня (чередование активной деятельности и отдыха, предупреждение перегрузок детей);
обеспечить сотрудничество с родителями (родители привлекаются к выполнению домашних заданий, с ними проводятся индивидуальные беседы, групповые родительские собрания, тренинги и т.д.);
получить хорошие результаты у детей, посещающих логопедические группы.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Особое внимание в детском саду уделяется сохранению психологического здоровья ребенка и обеспечению его психоэмоционального благополучия.
С этой целью педагогом–психологом в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется психолого–педагогическое сопровождение развития воспитанников ДОУ, конечным результатом которого является создание психологических условий для нормального развития ребенка и дальнейшего успешного обучения его в школе.
Выпускники ДОУ поступают в массовые школы 42%, в экспериментальные классы гимназий— 58%, в специализированные классы общеобразовательных школ – 0% (для детей с задержкой речевого развития). Родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей школ № 26, 25, 19, 1 гимназий № 6, 20 уровень адаптации выпускников нашего детского сада к условиям школы достаточно высокий. Дети легко осваивают программу начального обучения, подготовка воспитанников к школе оценивается учителями как хорошая. Дополнительные образовательные и иные услуги.
В ДОУ оказываются дополнительные образовательные услуги в виде кружков художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности. Рабочие программы кружков концептуально сочетаются с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея» - «Радуга детства». Занятия в кружках строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Длительность занятий в кружках 20-25 минут. Один ребенок посещает кружок не более 2 раз в неделю. Если ребенок изъявляет желание заниматься в 2 кружках, то количество занятий для него не увеличивается, что соответствует требованиям с СанПиНов 2.4.1. 1249-03.
Взаимодействие с учреждениями общего образования.
ДОУ взаимодействует по вопросам преемственности дошкольных образовательных программ и программ начального общего образования с МБОУ СОШ № 26 и № 25.
Совместная работа с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.
Специалисты ДОУ осуществляют тесное взаимодействие с коллективами ДК «Железнодорожный», филиалом центра детского творчества «Пламя», детской художественной школа № 6, детской музыкальной школой № 24, городским краеведческим музеем и городским выставочным залом по вопросам организации детской досуговой деятельности.
Основные формы работы с родителями (законными представителями)
В 2012-2013 учебном году работе с семьей уделялось много внимания. Совместно с родителями были проведены досуги, развлечения и праздники здоровьесберегающей, познавательно-интеллектуальной и художественно-эстетической направленности. Родители приняли активное участие в подготовке и проведении фестивалей «Волшебный фонарик», «Солнечные лучики», праздника, посвященного Международному Дню Семьи, стали организаторами и участниками выставки совместных проектов детей и родителей «Загадки космоса» (подготовительная к школе (логопед.) группа); представили на суд жюри детского сада работы, выполненные совместно с детьми для участия в четырех выставках-конкурсах, проводившихся внутри ДОУ. В начале и конце учебного года проведено 2 общих собрания, ежеквартально проводились родительские собрания в группах.
Кроме того, используются такие формы взаимодействия, как: проведение спортивных, музыкальных, интеллектуальных праздников, досугов, утренников с участием родителей; индивидуальные консультации дни и недели открытых дверей, семейный круглый стол, оформление фотоальбомов о жизни в ДОУ, анкетирование и тестирование родителей.
| |