Урока





Скачать 103.31 Kb.
НазваниеУрока
Дата публикации16.07.2014
Размер103.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок

Тема урока

Цель:

Тип урока:

Великий террор 1930 гг. Создание централизованной системы власти и управления обществом.

сформировать представление о социально-экономическом развитии страны в 30-е годы.

комбинированный.

Задачи урока:

  • Выявить пути установления и укрепления личной власти И. В. Сталина в партийном и государственном руководстве;

  • Дать понятие культа «личности».

  • Понять истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР и определить его последствия для экономической, политической и духовной жизни страны;

  • Усвоить социальную структуру советского общества, сложившуюся к концу 30-х годов, определить характер и направленность социальной политики партийно-государственного руководства страны.

  • Установить основные причины массовых репрессий.

  • Формировать у учащихся чувства гражданской ответственности за сохранение условий политической свободы




Основные понятия:.

номенклатура, спец контингент, ГУЛАГ, НКВД, репрессии

Основные даты на доске:.

1 декабря 1934 года – убийство Кирова, 1936 – принятие Конституции, 1937 – пик репрессий

Источники информации

История России, XX век, 9 класс, Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., 2010

Оборудование

Карта, доска, тетрадь, учебник, карточки, компьютер

Конспект урока:

I. Организационный момент.(2 минуты)

II. Повторение и опрос.(8 минут)

III. Изучение нового материала.(20 минут)

1)Рост массовых репрессий.

2)Политический террор середины 1930-х годов.

3)Создание сталинской административно-командной

системы.

4)Духовный климат в советском обществе

IV Закрепление. Рефлексия (8 минут)

V. Домашнее задание(2 минуты)

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности и отметка отсутствующих

Выполняют требования учителя

II. Повторение и опрос.

«Блиц – опрос» по теме прошлого урока

1. Понятие индустриализация и коллективизация.

2. Цели индустриализации и коллективизации.(перечислить на доске)

3. Принципы создания колхоза.

4.Какими методами и средствами они проводились.

5. Итоги индустриализации и коллективизации

6.Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации

7.Оправдали ли эти методы цели?


Ученики отвечают на вопросы.

1-й вопрос отвечают устно

Индустриализация – это создание отраслей тяжёлой промышленности

Коллективизация – обобществление средств производства и создание коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения средств на индустриализацию.

- преодоление технико-экономической отсталости страны

- достижение экономической независимости

-создание мощной тяжелой и оборонной промышленности

-формирование машино-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации

- создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок.

- обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни

- ликвидация кулачества как класса

- перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный

3,4,5 записывают на доске по 1 человеку на каждый столбик.

6 и 7 вопросы по 1 человеку отвечают на карточках.


III. Изучение нового материала.

Рост массовых репрессий.



Кампания политического террора.

Политические процессы.

конституция СССР 1936 года.

Вспомните, что собой представляла политика «Красного террора»?

Со времени гражданской войны расправы с идейными и политическими противниками для большевиков были обычной практикой. Теоретическим их обоснованием стал выдвинутый И.В. Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в стране по мере развития процесса строительства социализма.

Если мы хотим, чтобы российское общество умело и хотело защищать и ценить условия политической свободы и обеспечивающие их правовые и демократические институты, важно. чтобы еще на школьной скамье молодежь получала ясный ответ на вопрос, что представлял собой Советский Союз, общество и государство с точки зрения уважения и обеспечения прав и свобод человека и интересов личности

В конце 1920-х годов увеличиваются масштабы репрессий.

С 1928-1932 гг. из государственного аппарата частью уволено и арестовано140 тыс. человек. С чем связан рост репрессий?

• Теоретическое обоснование репрессий И. В. Сталиным в тезисе о неизбежном обострении классовой борьбы.

• 7 августа 1932 года принимается закон «Об охране имущественных предприятий, колхозов и кооперативов» («о пяти колосках»).

  • Чем вызвано принятие паспортной системы?

1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского губкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.

На полную мощь заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали «врагами народа», «шпионами», ушли в небытие, превратились в « лагерную пыль». Сейчас мы можем только догадываться, сколько гениальных ученых, врачей, актеров, музыкантов, конструкторов потеряла Россия. Сколько талантливых детей не было рождено, а сколько осталось сиротами с клеймом «детей врагов народа». В 50-х годах новое руководство страны признало сам факт репрессий. Начавшиеся в начале 90-х годов серьезные общественные политические изменения позволили открыть завесу секретности.

Органы НКВД превращаются в карательный орган, во главе Ягода (расстрелян), Ежов (расстрелян), Л.П. Берия (с 1938 по 1953 годы).

Январь 1935 года – процесс над бывшими лидерами «новой оппозиции»: Зиновьевым, Каменевым, Евдокимовым.

Август 1936 года - процесс над лидерами троцкистско-зиновьевского террористического центра.

Январь 1937 года – «параллельный центр»: Пятаков, Радек, Серебряков.

Март 1938 года – антисоветский правотроцкистский блок: Бухарин, Рыков, Ягода.

В 1937 – 1938 годах прошли судебные процессы над руководством Красной армии (Тухачевский, Блюхер, Егоров и т.д.)

Почему процессы обрушивались на руководствующие кадры партии?

Работа с документами:

Открытое письмо Сталину Ф. Раскольникова август 1939 года.

5 декабря 1936 принимается 2-я конституция СССР.

Создание «культа личности» (с.154)

Конституция. Авторы: Сталин, Бухарин, Радек.

Вспомните социальную структуру советского общества в 30-е годы.

Куда делась русская интеллигенция?

Последствия стахановского движения (политика кнута и пряника)

1.Кому по конституции принадлежала руководящая роль?( Высшим органом государственной власти союзной

республики является Верховный Совет союзной республики.)

2.Возможен ли был выход республик из СССР? (Статья 17. За каждой союзной республикой сохраняется право

свободного выхода из СССР.)

Какие виды собственность?( Общественная собственность — собственность, находящаяся во владении, распоряжении и использовании обществом, выступающим как коллективный субъект.)

Реальным центральным звеном власти в СССР оставалась ВКП(б). Партийные инстанции определяли задачи внешней и внутренней политики. Лично Сталину приписывались все достижения в развитии советского общества.



Записывают тему урока.

Тема: Великий террор 1930 гг. Создание централизованной системы власти и управления обществом.

План урока:

1)Рост массовых репрессий.

2)Политический террор середины 1930-х годов.

3)Создание сталинской административно-командной

системы.

4)Духовный климат в советском обществе

С чем связан рост репрессий? Ответ ищем в учебнике на странице 156, работа с документом.

Запись в тетрадь

Причины:

А.Падение уровня жизни населения;

б. Трудности с индустриализацией;

в. Снятие социальной напряженности через наказание «стрелочников»;

г. Ликвидация старого кадрового аппарата, который мог создать оппозицию режиму.

Через лагеря прошли 18 млн. человек.

II. Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)*

Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:

- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось?

- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?

- Почему большинство советских людей были уверены в превосходстве социалистической системы?

- Возможно ли индивидуальное сопротивление тоталитаризму?

Дети, что вы можете сказать о личных качествах И.В. Сталина, вспомнив литературу и кинофильмы?

Дать формулировку культа личности.


Рефлексия.

Дискуссия в классе:

«Почему возникает «культ личности»?

Что такое тоталитарный режим?( ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ — (от франц. "totalitaire", лат. "totus" — весь, целый) — крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.)


Причины культа личности

- Подмена социализации основных средств производства их огосударствлением, подавление демократических форм общественной жизни - деспотизм н произвол“вождя”, хотя и опирающегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоящего над партией н аппаратом; административно-командные методы принудительной.

- (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного террора; неспособность к самокоррекции, тем более я внутренним реформам из-за отсутствия как экономических, таки политических (демократических) регуляторов общественной жизни;

- закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни; идеологический конформизм и послушание масс, догматизм в науке и культуре.

Домашнее задание


§19. Пункт духовный климат.

В чем по вашему, различия между дореволюционной бюрократией и советской номенклатурой?

Многие деятели искусства, создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как Вы думаете, почему они это делали?


* Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)

В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:

- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось?

- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?

- Почему большинство советских людей были уверены в превосходстве социалистической системы?

- Возможно ли индивидуальное сопротивление тоталитаризму?

Анализ документа позволяет сделать следующие выводы.

С помощью разнообразных форм насилия над человеком – от идеологического до физического – власть внедряет тоталитарное сознание. Страх перед репрессиями и вера народа в коммунистический идеал заставляет людей смириться, подчиниться, жить по указу, никогда не сомневаться. Человек с тоталитарным сознанием верит в чудеса: в пятилетку за два года, в коммунизм к 1980 году, в Вождя –волшебника, который всё знает, всё умеет, всех спасет. И еще он верит, что мир, в котором живет, справедлив. Эта вера – защитная: сажают у нас за дело, я невиновен, значит меня не посадят.

Репрессивная политика большевиков в 30-е гг. привела к насаждению в стране тотального страха. Оказывать сопротивление власти могли, с одной стороны, либо наиболее независимые индивидуумы, либо, с другой, бесстрашные и одновременно отчаявшиеся люди, готовые ради нескольких дней свободы пожертвовать своей жизнью (побеги из мест заключения, бунты в ГУЛАГе и т.п.)

Создание сталинской системы власти.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урока iconУрока. Продолжительность урока 40 минут
Продолжительность урока в1классах – 35–мин, сентябрь–октябрь 3 урока, далее 4 урока
Урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
Урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Урока iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Урока iconУрок. Тема урока Форма урока
Место и роль урока в теме. Внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока...
Урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кой цели занятия место урока в системе занятий по целому разделу; связь урока с предыдущим: как она осуществлялась; структура урока:...
Урока iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока iconУрока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик
...
Урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Урока iconСтруктура урока основные звенья (этапы) современного урока
Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая...
Урока iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск