Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения





Скачать 142.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения
Дата публикации27.07.2014
Размер142.43 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

  • Приказ МОиН РФ от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ от 16.06.2011г. №04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»;

  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263);

  • Приказ МОиН РФ от 27.12.2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2012г., регистрационный номер 23290);

  • Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009 № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;

  • приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 27 июня 2008 г. № 07 - 3388 "О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году "

  • Приложение №8 к письму МОиН Челябинской области от 10.07.2012г. № 24-5135 «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2013-2014 учебном году»;

  • методическое письмо (19.05.2004) «О преподавании учебного предмета «Природоведение» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

  • Учебный план МБОУ СОШ № 65 на 2013-2014 учебный год;

  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 65.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2008. - 254с.// Рабочая программа полностью отражает содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведения в объеме 70 часов: 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению.

Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Основными формами мониторинга при изучении данного курса являются письменные проверочные работы, терминологические диктанты, тесты.

Для сохранения и укрепления здоровья учащихся предусмотрено выполнение ряда заданий здоровьесберегающего направления.

В ходе учебного процесса предусмотрена работа по основным направлениям развития школы:

- интеллектуализация осуществляется через проведение творческих разминок на уроке, выполнение творческих заданий, решение биологических задач;

- здоровьесберегающий компонент учебного процесса осуществляется через физкультпаузы, создание комфортной обстановки на уроке, выполнение здоровьезберегающих заданий;

- гуманитаризация осуществляется через создание единого лингвистического пространства (работа с терминами, составление плана ответа, оформление лабораторных работ и отчетов по работе), личностную ориентацию знаний, формирование отношения к себе, к другим членам коллектива;

- информатизация реализуется через работу с первоисточниками, обработку и усвоение огромных массивов информции, систематизацию и выделение существенных признаков информации;

- социализация осуществляется через проведение групповых форм работы, направлена на улучшение окружающей среды и себя в ней, адаптацию в окружающей общественной жизни, реализацию и развитие собственных способностей в социуме.

В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые при изучении курса «Природоведение»

Приоритетным направлением является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды, развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому разделу соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации на самостоятельную учебную работу. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах ( 2-5 человек);

  • Проектная работа;

  • Подготовка рефератов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.

Сравнение с федеральным компонентом государственного стандарта, примерной программой основного общего образования по природоведению показало необходимость введения в используемую авторскую программу дополнительного содержания теоретической и практической частей, демонстраций ( в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.-9 № 103/3431)

Рабочая программа, так же как и примерная, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В соответствии с авторской программой разделы рабочей программы подразделяются на 5 ключевых тем: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Элементы программы, базирующиеся на информационных и коммуникативных технологиях, помещены в квадратных скобках[…]. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Для повышения познавательного интереса к предмету в рабочую программу включены темы авторской программы, выходящие за рамки стандарта: Изучение природы человеком. Естественные науки. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Представления людей о возникновении Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Гидросфера, ее части. Уникальность планеты Земля. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Развитие жизни на Земле. Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток растительного и животного организма. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Научные представления о происхождении человека. Страницы истории географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения. Важнейшие экологические проблемы. Такой материал выделен в содержании рабочей программы чертой.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов и тем с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Первая тема добавлена на 6 часов (9 часов вместо 3-х) в связи с практической направленностью обучения, четвертая тема добавлена на 1 час (15 часов вместо 14) на проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, вторая тема уменьшена на 2 часа (ввиду легкости усвоения материала), остальные темы соответствуют программе. Резервное время использовано на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой. В рабочей программе, как и в Примерной программе, приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. В ней выделено девятнадцать ученических практических работ, большая часть из которых проводится при изучении нового материала и является средством получения знаний. Практические работы проводятся после инструктажа по технике безопасности.

Нумерация практических работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся ( нумерация работ полностью соответствует с их расположением в перечне практических работ, представленном в Примерной программе). Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя

Содержание практической части

№ п/п

№ п/п урока

Название работы

Характер работы

1

3

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Практическая Оценочная

2

4

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. (Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени).

Практическая Оценочная

3

5

Конструирование простейших измерительных приборов. (Возможно как домашнее задание)

Практическая Оценочная

4

6

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Практическая Оценочная


5

7

Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках.

Практическая

Оценочная

6

12

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарата и компьютера).

Практическая Оценочная


7

19

Работа с подвижной картой звездного неба.

Практическая Оценочная

8

27

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].

Оценочная

9

30

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Практическая Оценочная

10

32

Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].

Практическая Оценочная


11

35

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды]. Возможно как домашнее задание

Практическая

Оценочная

12

36

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].

Практическая Оценочная



13

37

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].

Практическая Оценочная


14

48

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.)

Практическая

Оценочная

15

53

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].

Практическая

Оценочная

16

66

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Практическая Оценочная

17

67

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами

Практическая Оценочная

18

68

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием]. Возможно как домашнее задание

Практическая Оценочная


19

69

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Практическая Оценочная


В соответствии с рекомендациями МОиН РФ рабочей программой предусмотрено выделение 10% учебного времени на региональный компонент содержания образования. Содержание регионального компонента равномерно распределено на уроках, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Цели реализации национально-регионального компонента в содержании общего среднего образования:

  • повышение интереса к природе региона;

  • усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися;

  • создание коллектива единомышленников, имеющих общие интересы, способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно-исследовательского характера;

  • воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам природы.

Национально-региональный компонент призван способствовать выполнению следующих задач:

  • расширение, углубление и конкретизация знаний учебной дисциплины «Биология», предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта;

  • реализация гарантированного права на получение комплекса знаний о природе Челябинской области каждым учащимся независимо от типа учебного заведения;

  • углубление навыков естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформление результатов собственных изысканий;

  • формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.


Реализация национально-регионального компонента.

№ п/п

№ п/п урока

Содержание национально-регионального компонента

1

13

Наблюдение за Луной на небе г. Челябинска.

2

12

Наблюдение за звездным небом г. Челябинска

3

14

Наблюдение за звездным небом г. Челябинска

4

19

Наблюдение за звездным небом г. Челябинска

5

25

Горные породы и минералы Челябинской области

6

34

Загрязнение воздуха Челябинской области.

7

35

Наблюдение за погодой и климатом г. Челябинска

8

38

Озера и реки Челябинской области.

9

41

Одноклеточные организмы Челябинской области

10

43

Грибы и растения Челябинской области.

11

44

Беспозвоночные и позвоночные животные Челябинской области.

12

45

Приспособленность растений и животных Челябинской области к наземно – воздушной среде обитания.

13

48

Животные и растения Челябинской области

14

51

Природные зоны Челябинской области

15

55

Стоянка древних людей на территории Челябинской области (Аркаим).

16

53

Экологическая ситуация в Челябинской области.

17

60

Красная книга Челябинской области.

18

61

Меры сохранения разнообразия живых организмов в Челябинской области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка рабочая программа курса химии в 8 9 классах...
Рабочая программа курса химии в 8 – 9 классах общеобразовательной школы составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка рабочая программа курса биологии для 6-9 класса...
Приказ моин РФ от 05. 03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение»
Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 класса Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка рабочая программа по литературе разработана...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск