Скачать 142.43 Kb.
|
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2008. - 254с.// Рабочая программа полностью отражает содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведения в объеме 70 часов: 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
Основными формами мониторинга при изучении данного курса являются письменные проверочные работы, терминологические диктанты, тесты. Для сохранения и укрепления здоровья учащихся предусмотрено выполнение ряда заданий здоровьесберегающего направления. В ходе учебного процесса предусмотрена работа по основным направлениям развития школы: - интеллектуализация осуществляется через проведение творческих разминок на уроке, выполнение творческих заданий, решение биологических задач; - здоровьесберегающий компонент учебного процесса осуществляется через физкультпаузы, создание комфортной обстановки на уроке, выполнение здоровьезберегающих заданий; - гуманитаризация осуществляется через создание единого лингвистического пространства (работа с терминами, составление плана ответа, оформление лабораторных работ и отчетов по работе), личностную ориентацию знаний, формирование отношения к себе, к другим членам коллектива; - информатизация реализуется через работу с первоисточниками, обработку и усвоение огромных массивов информции, систематизацию и выделение существенных признаков информации; - социализация осуществляется через проведение групповых форм работы, направлена на улучшение окружающей среды и себя в ней, адаптацию в окружающей общественной жизни, реализацию и развитие собственных способностей в социуме. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые при изучении курса «Природоведение» Приоритетным направлением является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды, развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также: - Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; - Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; - Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ. - Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); - Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); - Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества; - Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому разделу соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации на самостоятельную учебную работу. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
Сравнение с федеральным компонентом государственного стандарта, примерной программой основного общего образования по природоведению показало необходимость введения в используемую авторскую программу дополнительного содержания теоретической и практической частей, демонстраций ( в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.-9 № 103/3431) Рабочая программа, так же как и примерная, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В соответствии с авторской программой разделы рабочей программы подразделяются на 5 ключевых тем: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Элементы программы, базирующиеся на информационных и коммуникативных технологиях, помещены в квадратных скобках[…]. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Для повышения познавательного интереса к предмету в рабочую программу включены темы авторской программы, выходящие за рамки стандарта: Изучение природы человеком. Естественные науки. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Представления людей о возникновении Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Гидросфера, ее части. Уникальность планеты Земля. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Развитие жизни на Земле. Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток растительного и животного организма. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Научные представления о происхождении человека. Страницы истории географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения. Важнейшие экологические проблемы. Такой материал выделен в содержании рабочей программы чертой. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов и тем с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Первая тема добавлена на 6 часов (9 часов вместо 3-х) в связи с практической направленностью обучения, четвертая тема добавлена на 1 час (15 часов вместо 14) на проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, вторая тема уменьшена на 2 часа (ввиду легкости усвоения материала), остальные темы соответствуют программе. Резервное время использовано на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой. В рабочей программе, как и в Примерной программе, приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. В ней выделено девятнадцать ученических практических работ, большая часть из которых проводится при изучении нового материала и является средством получения знаний. Практические работы проводятся после инструктажа по технике безопасности. Нумерация практических работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся ( нумерация работ полностью соответствует с их расположением в перечне практических работ, представленном в Примерной программе). Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя Содержание практической части
В соответствии с рекомендациями МОиН РФ рабочей программой предусмотрено выделение 10% учебного времени на региональный компонент содержания образования. Содержание регионального компонента равномерно распределено на уроках, что позволяет систематически обращаться к местному материалу. Цели реализации национально-регионального компонента в содержании общего среднего образования:
Национально-региональный компонент призван способствовать выполнению следующих задач:
Реализация национально-регионального компонента.
|
Пояснительная записка рабочая программа курса химии в 8 9 классах... Рабочая программа курса химии в 8 – 9 классах общеобразовательной школы составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического... | Пояснительная записка рабочая программа курса биологии для 6-9 класса... Приказ моин РФ от 05. 03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного... | ||
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического... | Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | ||
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | ||
Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе разработана... ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05.... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05.... |