Скачать 228.12 Kb.
|
Рабочая программа курса биологии для 6-9 класса общеобразовательной школы составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
Общая характеристика учебного предмета В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. Согласно стандарту изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа для 6-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, с учетом примерной программы основного общего образования по биологии, на основе авторской программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина. (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт. – сост. И.Б.Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.). Программа Н.И. Сонина содержит полное программно-методическое обеспечение, завершенную авторскую линию, соответствует потребностям детей и их законных представителей. Выбор методического обеспечения сделан в пользу УМК авторского коллектива Н. И. Сонина, А. А.Плешакова, В. Б.Захарова и др. соответствующего требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и входящего в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год. УМК представлен программой, учебниками для 5-11 классов, книгой для учителя, рабочей тетрадью для учащихся, тетрадью для практических и лабораторных работ для учащихся, контрольными и проверочными работами к учебнику, тестами. Данный УМК даёт возможность: - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке и дома; - осуществить дифференцированный подход при обучении биологии; - организовать исследовательскую деятельность при работе с теоретическим и практическим материалом. Преподавание ведется по учебникам: Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений.- М.: дрофа, 2008 Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010 Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2008 Рабочая программа полностью отражает содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7-9 классах – по 70 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, используется 35 часов учебного времени из регионального компонента. Таким образом, данная рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме: 6 класс-70 часов (35 часов из федерального компонента и 35 часов за счет часов школьного компонента для реализации 2-х часовой программы), 7-9 классы также по 70 часов. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Ключевые, общепредметные и предметные компетенции школьного курса биологии.
Предметные компетенции по биологии и их реализация на уроках биологии
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому разделу соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации на самостоятельную учебную работу. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. Сравнение с федеральным компонентом государственного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии показало необходимость введения в используемую авторскую программу дополнительного содержания теоретической и практической частей, демонстраций ( в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.-9 № 103/3431) ( Обоснование: Соответствие Государственному образовательному стандарту. Конкретизация дидактических единиц)
Рабочая программа курса биологии для 10-11 класса общеобразовательной школы составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
Общая характеристика учебного предмета В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. Согласно стандарту изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В таблице ключевые компетенции подразделяются на общепредметные и предметные. Ключевые, общепредметные и предметные компетенции школьного курса биологии.
Предметные компетенции по биологии («Общая биология», 10 – 11 класс)
Согласно действующему базисному учебному плану на базовом уровне предусматривается обучение биологии в 10 – 11 классе в объеме 70 часов. Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 70 учебных часов. Для изучения биологии на базовом уровне к федеральному компоненту (70 часов) дополнительно выделено 70 часов из регионального компонента, общее число часов становится 140. В этом случае предмет изучают в течение двух лет, и число часов, отводимое на каждую тему, увеличивается. Наличие дополнительных часов дает возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, организовать экскурсии, провести больше лабораторных и практических работ. Согласно учебному плану образовательного учреждения часы распределены между 10 и 11 классами: в 10 классе — 2 часа в неделю (70 часов) в 11 классе — 2 часа в неделю (70 часов); Рабочая программа для 10-11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного, с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова «Общая биология».( Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт. – сост. И.Б.Морзунгова. – М.: Дрофа, 2008.) Программа Агафоновой И.Б., Сивоглазова. В.И. содержит полное программно-методическое обеспечение, завершенную авторскую линию, соответствует потребностям детей и их законных представителей. Рабочая программа полностью отражает содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Выбор методического обеспечения сделан в пользу УМК авторского коллектива Н. И. Сонина, А. А.Плешакова, В. Б.Захарова и др. соответствующего требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и входящего в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год. УМК представлен программой, учебниками для 5-11 классов, книгой для учителя, рабочей тетрадью для учащихся, тетрадью для практических и лабораторных работ для учащихся, контрольными и проверочными работами к учебнику, тестами. Данный УМК даёт возможность: - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке и дома; - осуществить дифференцированный подход при обучении биологии; - организовать исследовательскую деятельность при работе с теоретическим и практическим материалом. Преподавание ведется по учебнику: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология: 10 – 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. - М.: Дрофа, 2008. Принципы отбора содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому разделу соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации на самостоятельную учебную работу. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. Сравнение с федеральным компонентом государственного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии показало необходимость введения в используемую авторскую программу дополнительного содержания теоретической и практической частей, демонстраций (в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.-2009 № 103/3431) |
Пояснительная записка рабочая программа курса химии в 8 9 классах... Рабочая программа курса химии в 8 – 9 классах общеобразовательной школы составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании нормативно-правового... Приказ моин РФ от 05. 03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | ||
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического... | Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе разработана... ... | Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка рабочая программа по физической культуре разработана... Рабочая программа по физической культуре разработана для 1 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия» ... | Пояснительная записка примерная программа составлена для 7 класса... Программы средней школы: Русский язык. V-XI классы татарских школ. Казань: Магариф, 2003. 136 с | ||
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение... Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы... | Пояснительная записка рабочая программа по риторике для 4 класса Рабочая программа по риторике для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы... Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)» |