I. Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана ГБОУ СОШ № 2045 на 2013-2014 учебный год.
Примерной и авторской программы непрерывного курса школьной риторики, реализованной в учебниках, созданных авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской для 1–11-го классов. (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011г.)
Предмет вводится за счёт часов школьного компонента: 34 часа в год, 1 час в неделю. Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей
программы Обоснование выбора образовательной программы.
Учебная рабочая программа полностью соответствует авторской программе созданной авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской для 1–11-го классов. Цели, задачи и особенности преподавания курса.
Основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:
– большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. ниже).
Как уже ясно из изложенного, программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе.
Так, возможно и целесообразно перенесение работы над речевым жанром и в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста работой над письменным пересказом или объявлением.
Методы и формы обучения.
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы, приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это
важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения,
если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Формы контроля:
- самостоятельные работы;
- тестовые работы;
- контрольные работы. Самостоятельная работа - небольшая по времени письменная проверка знаний, умений и навыков по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.
Различают полную самостоятельную работу (15-20 минут), динамическую самостоятельную (5-10 минут) работы.
Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и до конца изученной теме программы. Проводится в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир). Контрольная работа оценивается отметкой.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, давая точную количественную характеристику по каждому предмету. Кроме того, тестовые работы помогают также выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, осуществлять контроль за выполнением и т. д. Тестовые работы, выявляющие уровень общего развития ученика, используются в виде педагогической диагностики (2-3 раза в год), которая не подлежит балльному оцениванию. Тестовые работы, позволяющие проверить сформированность предметных умений и навыков, оцениваются отметкой. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
-качество усвоения ключевых компетенций, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-степень сформированности деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
-степень развития основных качеств умственной деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
-уровень развития познавательной активности и отношения к учебной деятельности;
-степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика). Перечень учебно-методических средств обучения Учебно-методическое обеспечение для учителя: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И.,
Сорокина Г. И. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. М.: Издательский дом «С-инфо»,Издательство «Баласс», 2012 Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Книга для учителя. Уроки риторики в школе. М.: Издательский дом «С-инфо»,Издательство «Баласс»,2011,- 80 с.
Учебно-методическое обеспечение для ученика:
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. Детская риторика в рассказах и картинках: Учебник-тетрадь для 4 класса. В 2 частях. – М.: Издательский дом «С-инфо»,Издательство «Баласс»,2012,- 192 с.
Календарно- тематический план
часов школьного компонента по курсу «Детская риторика»
№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Формирование УУД
| Общение(8ч)
| 1.
|
| Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
| Личностные
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
Метапредметные
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
| 2.
|
| Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
| 3.
|
| Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).
| 4.
|
| Особенности говорения.
Речевые отрезки и паузы.
| 5.
|
| Успокоить, утешить словом.
| 6.
|
| Утешить – помочь, утешить – поддержать.
| 7.
|
| Какой я слушатель.
| 8.
|
| Я – читатель.
| Текст (12ч)
| 9.
|
| Типы текстов.
| Личностные
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Метапредметные
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
| 10.
|
| Типы текстов.
| 11.
|
| Яркие признаки текста.
| 12.
|
| Абзацные отступы, завершающий абзац.
| 13.
|
| Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.
| 14.
|
| Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
| 15.
|
| Знаки-символы и знаки-копии.
| 16.
|
| Опорные конспекты.
| 17.
|
| Составляем опорный конспект.
| 18.
|
| Описание – деловое и
художественное.
| 19.
|
| Вежливая оценка.
| 20.
|
| Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
| 21.
|
| Во-первых, во-вторых, в-третьих …
| 22.
|
| Вступление и заключение.
| Речевые жанры (8ч)
| 23.
|
| Словарная статья.
| Личностные
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Метапредметные
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– редактировать текст с недочётами.
| 24.
|
| Словарная статья.
| 25.
|
| Рассказ.
| 26.
|
| Хочу рассказать.
| 27.
|
| Служба новостей, что такое информация.
| 28.
|
| Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
| 29.
|
| Информационные жанры: хроника, заметка.
| 30.
|
| Подпись под фотографией.
| Общение (4ч)
| 31.
|
| Говорю, пишу, читаю, слушаю.
| Личностные
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
Метапредметные
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
| 32.
|
| Речевые жанры.
| 33.
|
| Этикетные жанры и слова вежливости.
| 34.
|
| Этикетные диалоги, речевые привычки.
| |