Скачать 468.58 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочие программы по риторике для 5-9 классов составлены по программе « Школьная риторика» Т.А.Ладыженской 2008г. Исходной посылкой создания программ является мысль о том, что риторика, как никакая другая учебная дисциплина, занимая интегральное положение в системе школьного образования, обеспечивает возможности саморазвития и самореализации школьников ( особенно старшеклассников, дальнейшей социализации выпускников. Кроме того, именно риторика, понимаемая нами вслед за С.А.Минеевой и Т.А. Ладыженской как риторическая деятельность по созданию, исполнению, рефлексии и реконструкции авторско-адресного текста, способствует в наибольшей степени дальнейшему самоопределению учащихся: постигая в деятельностном режиме риторику, становясь автором своих риторических текстов, оказывая словом влияние на окружающих, старшеклассник становится ответственным и за свой дальнейший выбор. По М.М.Бахтину, отношения человека и мира по своей сущности диалогичны( « Быть- значит общаться диалогически), поэтому естественно, что и всякая полноценная риторическая деятельность есть диалог, осуществляемый при помощи различных риторических жанров. Постигая различные способы создания, исполнения и рефлексии собственного риторического текста- жанра, осуществляя постоянный диалог автора с адресатом и наоборот, старшеклассники, с одной стороны, постепенно обогащают свой жанровый репертуар, с другой- содержательно общаются диалогически, что, безусловно, обеспечит личностный рост и дальнейшее развитие выпускников. Общение( и не только со сверстниками, как в подростковом возрасте) приобретает всё более значимую роль для молодёжи, однако к концу обучения в средней школе, задумываясь о своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, старшеклассники, поставив перед собой конкретные цели и в основном самоопределившись, испытывают потребность в получении советов и рекомендаций, а главное- приобретении практических навыков освоения делового общения. Недостаточно только теоретически освоить данный предмет, необходимы, прежде всего, практические занятия, имитирующие ситуации делового общения, в которые попадали некоторые учащиеся и с которыми они столкнутся после окончания школы. Такими формами работы, позволяющими сочетать и теоретические знания, и практические навыки, являются деловые игры, тренинги, деловые практикумы. Исходя из вышеизложенного, в преподавании деловой риторики ставим перед собой следующую ЦЕЛЬ: помочь учащимся самореализоваться в эффективной и успешной речевой активности, осваивая риторические жанры общения. Постепенно, начиная с 5 класса совершенствовать свою речь, развивая креативное мышление, чтобы к 9 классу подготовиться к изучению предмета « Деловая риторика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6 класс Составлено на основе концепции, программы по школьной риторике Т.А. Ладыженской и учебников под её научной редакцией. Овладение умениями создавать тексты в разных жанрах- одно из основных условий успешного общения. Для шестиклассников главное- риторика повседневного общения, естественно, в её практическом преломлении. Поэтому в планировании уроков большое место занимает риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи и риторические игры; продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно- импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, как текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция. ЦЕЛИ: Риторика повседневного общения предполагает специальное обучение умению слушать информационную речь; умению вести записи для себя в форме дневника, писать такие письма, как поздравительные, благодарственные; вести беседу; создавать такие вторичные тексты, как аннотация, предисловие, отзыв. Основные умения: Умение анализировать и оценивать общение: степень эффективности общения ( степень реализации коммуникативной задачи); уровень владения языком( правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность) ; корректность поведения. Умение общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры»: Ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата, коммуникативную задачу и обстановку общения ; Формулировать свои коммуникативные намерения; Определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В программе можно выделить 2 смысловых блока: 1- « Общение»,- соотносящийся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой; 2- « Речевые жанры»,- соотносящийся с так называемой частной риторикой( « Роды, виды, жанры»). 1 блок- в частной риторикой( « Роды, виды, жанры»). 1 блок- в 5, 6 классах дети получили представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; в 7 классе они подробнее и глубже знакомятся с коммуникативной ситуацией, с речевой деятельностью, с коммуникативными качествами речи,- на основе этого у них формируются привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение ( своё и партнёра), оценивать степень их реализации в общении. 2 блок- « Речевые жанры»- в 7 классе ребята знакомятся с необычными текстами, с «газетными» жанрами, с разными формами высказывания. ЦЕЛИ: формирование умения ориентироваться в ситуации общения; определение коммуникативного намерения, развитие креативности и как результат: составление необычных текстов.
8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, и центральное место в программе должны занимать коммуникативные умения: 1. формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст; 2. формирующие умения говорить, слушать, писать, читать- умение общаться. Смысловые блоки программы: « Общение» « Речевые жанры» ЦЕЛИ и ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В 8 классе учащиеся должны будут иметь представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой( коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Впервые восьмиклассники будут выстраивать модели жанров. Ученики должны к концу года усвоить теорию об особенностях, характеризующих высказывание( смене речевых субъектов, специфической завершённости, отношении высказывания к самому говорящему, автору и другим участникам речевого общения.
9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходной посылкой создания программы является мысль о том, что риторика, как никакая другая учебная дисциплина, занимая интегральное положение в системе школьного образования, обеспечивает возможности саморазвития и самореализации школьников ( особенно старшеклассников, дальнейшей социализации выпускников. Кроме того, именно риторика, понимаемая нами вслед за С.А.Минеевой и Т.А. Ладыженской как риторическая деятельность по созданию, исполнению, рефлексии и реконструкции авторско-адресного текста, способствует в наибольшей степени дальнейшему самоопределению учащихся: постигая в деятельностном режиме риторику, становясь автором своих риторических текстов, оказывая словом влияние на окружающих, старшеклассник становится ответственным и за свой дальнейший выбор. По М.М.Бахтину, отношения человека и мира по своей сущности диалогичны( « Быть- значит общаться диалогически), поэтому естественно, что и всякая полноценная риторическая деятельность есть диалог, осуществляемый при помощи различных риторических жанров. Постигая различные способы создания, исполнения и рефлексии собственного риторического текста- жанра, осуществляя постоянный диалог автора с адресатом и наоборот, старшеклассники, с одной стороны, постепенно обогащают свой жанровый репертуар, с другой- содержательно общаются диалогически, что, безусловно, обеспечит личностный рост и дальнейшее развитие выпускников. Общение( и не только со сверстниками, как в подростковом возрасте) приобретает всё более значимую роль для молодёжи, однако к концу обучения в средней школе, задумываясь о своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, старшеклассники, поставив перед собой конкретные цели и в основном самоопределившись, испытывают потребность в получении советов и рекомендаций, а главное- приобретении практических навыков освоения делового общения. Недостаточно только теоретически освоить данный предмет, необходимы, прежде всего, практические занятия, имитирующие ситуации делового общения, в которые попадали некоторые учащиеся и с которыми они столкнутся после окончания школы. Такими формами работы, позволяющими сочетать и теоретические знания, и практические навыки, являются деловые игры, тренинги, деловые практикумы. Исходя из вышеизложенного, в преподавании деловой риторики ставим перед собой следующую ЦЕЛЬ: помочь учащимся самореализоваться в деловой активности, осваивая риторические жанры делового общения. Помогут в осуществлении данной цели такие ЗАДАЧИ:
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ к концу обучения можно выразить в виде представлений:
умений:
Материал данного курса целесообразно разделить на 3 блока, каждый из которых предполагает реализацию собственной цели, обеспечивает свой вид диагностики, имеет конечный продукт деятельности учащихся: 1. Диагоностико- мотивационный( определить специфику делового общения, проблемы и трудности учащихся в этой сфере,мотивировать учащихся на изучение предмета). 2. Теоретико- практический( определять цели делового общения в конкретной ситуации). 3. Диагностико-рефлексивный( рефлексия риторической деятельности для успешности вне школы). ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Проведение занятий каждую неделю. Наличие компьютера и проектора. |
Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Школа 2100» «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса, автора Т. А. Ладыженской, 2006 -2008г издания, а также дополнительных пособий:... | Рабочая программа по риторике для 7 класса разработана в соответствии... Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Соответствует учебному пособию «Школьная... | ||
Программам по истории 5 класс Рабочие программы по истории Древнего... Рабочие программы по истории Древнего мира для учащихся 5 абвгд классов составлены на основе примерной программы и авторской программы... | Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года... | Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 7А класс рабочая... Примерной образовательной программы основного общего образования по геометрии 7-9 классов для общеобразовательных учреждений (Москва,... | Тематическое планирование по детской риторике во 2 классе Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по риторике Т. А. Ладыженской | ||
Программа кружка «Риторика» Министерства образования и науки РФ №373 от 06. 10. 2009, на основе авторской программы Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской «Риторика»... | Пояснительная записка рабочие программы по технологии для 5-8 неделимых... В. Д. Симоненко (М.: Вентана-Граф, 2010). Программы реализуются: в 5-7 классах в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год, и в 8 классах... | ||
Рабочая программа по детской риторике Класс: 2 Рабочая программа по детской риторике для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований... | Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т. А. Баранова... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 5-8 класс Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического... | Пояснительная записка примерные программы по изобразительному искусству... Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по риторике для 4 класса Рабочая программа по риторике для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Приказ №56 от 02. 09. 2013 Рабочие программы по биологии 6-8 классы... Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального... |