Скачать 0.6 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания). Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания: учебники: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 -7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008 - Л.А. Неменская Искусство в жизни человека.М. Просвещение, 2008. - Технология обучения Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). Ц е л и художественного образования: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Проверка знаний учащихся Формы контроля знаний, умений, навыков (текущие, итоговые) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Критерии и система оценки творческой работы
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень) Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы); различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи); владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.). Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень) Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать: о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ; основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны: уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень) Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать: о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве; о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов; о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; о роли художественной иллюстрации; о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий; об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; В процессе практической работы учащиеся должны: иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения; иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры. Список методической литературы 1 Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений). 2. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995. 3.Правила рисования Билл Мартин. Минск 2010 4.Самоучитель по рисованию гуашью. Ольга Шматова. Москва 2011 5 Изобразительное искусство Н.М. Сокольникова Москва 2009 Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами. Цифровые образовательные ресурсы: Компьютерные презентации; «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора; «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»; «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»; «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»; «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005; «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей; Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005; Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006; «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002. Интернет – ресурсы: Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/ |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлены на основе федерального компонента государственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерные программы по изобразительному искусству для 8 – 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Пояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего... | Рабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов... Рабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов оставлена на основе:- федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана... Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С.... | Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош» Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3-х классов учитель Суркова Вера Васильевна Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное... | Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Примерные программы, созданные на основе федерального компонента Государственного образовательного минимума | ||
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом... | Пояснительная записка к развернотому тематическому плану по изобразительному... Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана для обучения во 2 классе на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | М. П. рабочая программа по изобразительному искусству для умк «Школа 2100 …» Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного... |